Цели и задачи России на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:52, доклад

Описание работы

Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь - обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников. Интеграционное ядро Содружества составляют такие организации, как ОДКБ и ЕврАзЭС. Они уже стали реальным фактором экономического роста, они уже обеспечивают региональную безопасность, противодействие терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи политики России на пространстве СНГ.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Желание сохранить монолитность пространства бывшего СССР, самоутвердиться  в нем в качестве «ведущей силы», противодействовать развитию горизонтальных связей стран СНГ особенно с третьими государствами, приверженность экономическому патернализму чреваты возрождением и усилением имперских тенденций  в российской политике. С другой стороны, понимание обреченности упований на сохранение контроля над странами СНГ, несовместимости неоимперских амбиций с экономическими интересами и возможностями России неизменно приводило к тому, что реальный объем ресурсов, выделяемых Россией на развитие Содружества, из года в год сокращался. Многочисленные оговорки в тексте стратегического курса относительно ненанесения ущерба интересам России балансируют присутствующую в этом документе претензию на роль «первого среди равных» в Содружестве.

Хотя соперничество двух линий в политике России продолжается, сегодня очевидно, что большинство зафиксированных в официальных документах целей не достигнуто, а приоритетность отношений со странами Содружества остается декларативной. О начале эволюции политики России в направлении большего реализма и прагматизма свидетельствуют, в частности, наметившийся в конце 1997г. отказ от амбициозных планов и смещение акцентов на решение практических, прежде всего экономических вопросов. 

Трудовая миграция КР: плюсы  и минусы.

   За последние 200 лет, в Кыргызстан только приезжали. В 19 веке это были крестьяне, которые помогали России ускорить колонизацию окраин. Особенно усилился их поток после отмены крепостного права. В двадцатые годы прошлого столетия в молодую советскую республику ехали специалисты промышленного профиля не только из России, но и Чехословакии, Венгрии. Если в 1913 году в кустарных предприятиях - кузницах, маслобойках, мельницах, на добыче угля работало 2,5 тысячи человек, то в 30-е годы в стране действовало более 200 предприятий. Страна, как тогда говорили, перешла на рельсы индустриализации. 
   Мощный приток научных, производственных кадров произошел в годы Великой Отечественной войны. За счет зарубежной рабочей силы в стране началось массовое строительство заводов, фабрик, возникали институты, научные учреждения. Эта тенденция укрепилась в 70-е годы 20 столетия. Кыргызстан пополнился пятисоттысячной армией выпускников вузов, инженеров, ученых, элитой рабочего класса. В промышленном секторе трудилось более 700 тысяч человек. Изготовленная ими продукция шла в 113 стран, в оборонный и космический сектор бывшего СССР. 
   На заводах, фабриках, в научных учреждениях, по данным профессора Кусеина Исаева, в 1987 году работало русскоязычных специалистов на 171% больше, чем представителей титульной нации. В информационно-вычислительной сфере на 201%, в строительстве - 119%. Почти на 100% русских специалистов было больше в науке, культуре, искусстве и на 87% в управлении. По существу это были трудовые мигранты, которые сделали республику индустриально-аграрной. Но ничто не вечно под Луной. 
   В 90-е годы прошлого столетия начался отток рабочей силы. Страна потеряла более 52% производства. И это вынудило людей искать своей доли на стороне. Сейчас за рубежом работает каждый 4-5-й экономически активный гражданин. Некоторые полагают, что это национальное бедствие. На нынешнем этапе это благо: снято напряжение на рынке труда, где на одно рабочее место претендует более двух десятков человек. Найдя применение своим способностям в других государствах, трудовые мигранты здорово поддерживают экономику страны. 
   По данным координатора программ института экономической политики "Бишкекский консенсус" Дамира Эсеналиева, ежегодный приток денег в республику может составлять более полумиллиарда долларов. Практически годовой бюджет. Те, кто уехал из страны 5-7 лет назад, завели за рубежом свой бизнес и стараются получить, например, российское гражданство. За 5 месяцев нынешнего года только в Сибири и на Урале россиянами стало более 800 человек. Не говоря уже о десятках тысяч немцев, которые в прошлые годы возвратились на свою историческую родину. 
   Сейчас границу России ежедневно пересекает до двухсот человек, говорят в институте омбудсмена. За пределами страны, считает вице-спикер парламента Эркин Алымбеков, находится миллион 200 тысяч кыргызстанцев, большинство которых занято торговлей. В поисках доли за кордон ежегодно выезжает 83% этнических кыргызов в возрасте от 18 до 35 лет. В основном это селяне из регионов. В потоке мигрантов из Бишкека 40% с высшим образованием, а также классные специалисты рабочих профессий. И поток этот будет нарастать. 
   Одной из причин может стать решение о переводе с 2007 года всего делопроизводства на государственный язык. Русских эта проблема едва ли затронет: их осталось в стране около 300-400 тысяч. В основном люди предпенсионного возраста и студенты вузов, чьи родители уже выехали из страны. Этой категории людей, в большей части отстраненной от управления, изучать государственный язык при средней зарплате в $50, как-то не тянет, говорит политолог Алымбек Биялинов. 
   Проблема больше затрагивает тех кыргызов, которые плохо знают материнское слово. Именно они и приветствуют решение президента Владимира Путина, который подписал Указ, стимулирующий приезд в Россию не только русских, но и всех. Только что российская Госдума приняла закон об упрощенном трудоустройстве иностранцев: потребуется лишь письменное согласие работодателя. А чтобы прекратить поток нелегалов, не заставлять человека мыкаться в поисках заработка, в России определили зоны привлечения рабочей силы, где людям могут создать наиболее благоприятные условия для жизни и работы. Это регионы Дальнего Востока, Нечерноземья и зоны привлечения инвестиций. 
   Эти сведения будут предоставлены миграционной службой при посольстве России всем желающим переселяться, устраиваться на временную или постоянную работу. Для многих кыргызстанцев переезд в Россию сулит и другие выгоды. Российский президент заверил мигрантов в материальной поддержке. Легче там будет и детей воспитывать: за каждого новорожденного выплачивают 250 тысяч рублей. Кроме того, в России приняты и другие меры по улучшению качества жизни. В Казахстане такого нет, но ежегодный рост ВВП на 10% позволит ему к 2015 году войти в число 50 наиболее развитых стран. Если сейчас разница в средней зарплате соседних стран составляет 5-6 раз, то к этому времени разрыв достигнет 10-15 раз. Не случайно кыргызстанцы стараются закрепиться в Казахстане, который готов принимать квалифицированных специалистов, выпускников вузов. 
   Все это и вынудило Кыргызстан начать разработку программы по регулированию миграции. Рынок труда ежегодно пополняют 100 тысяч выпускников школ. Число молодежи до 2012 года, говорят демографы, будет расти и всем им потребуется профессия. Сейчас в сотне с небольшим профтехучилищ, говорит А.Рыскулова, учебная база безнадежно устарела, да и учиться здесь может чуть больше 12% подростков. Правда, Азиатский банк развития решил поддержать реформу профтехобразования. Но это дело нескорое. 
   Тем более, что на базе этих ПТУ решено создавать ускоренные курсы подготовки и переподготовки для трудовых мигрантов. Власти понимают, что если они вносят такой весомый вклад в бюджет, то надо подумать и о том, чтобы за пределами страны мигранты не стали бы люмпенами, и их труд был востребован. Предстоит не просто наладить координацию трудовой миграции, но и подготовку кадров. Пока различные ведомства решают эту проблему самостоятельно, но далеко не всегда могут защитить права своих граждан за рубежом: нередко они попадают в настоящее рабство. 
   Чтобы исключить возможность торговли людьми, их бессовестной эксплуатации, решено создать в других странах государственные представительства республики. Они будут налаживать связь с местными организациями и следить, чтобы принимающая сторона создавала условия для наших соотечественников.

   Одним из пунктов  миграционной программы, говорит  председатель Госкомитета по  миграции и занятости А.Рыскулова,  является возвращение в родные  края этнических кыргызов. Очень многие, живущие в республике, сейчас не имеют кыргызского гражданства. Например, выходцы из Узбекистана, глава которого не подписывает документ о выходе из узбекского гражданства. Переселенцам ничего не остается, как систематически продлевать гостевую визу. Но нынешний статус такой категории жителей лишает их социальной поддержки. 
   Языковый барьер может стать серьезным препятствием для трудоустройства кыргызстанцев в России. Если в Израиле, Германии государство имеет возможность несколько месяцев оплачивать мигрантам изучение государственного языка, то в России приезжим приходится осваивать его самим. В какой-то степени оказывает помощь в получении услуг жителям Кыргызстана посольство Канады в Москве, которое заключило соглашение с Международной организацией по миграции в Бишкеке. Но это только услуги, а не изучение русского языка. С ним у значительной части кыргызстанцев проблемы. 
   В республике 80% школ с кыргызским языком обучения, а преподавание русского или совсем прекратили, или ведут его из рук вон плохо: не хватает кадров преподавателей. Особенно на юге страны, который и дает наибольшее количество трудовых мигрантов, говорили участники "круглого стола" в Национальной академии наук. Они подчеркнули, что выход кыргызстанцев к мировым кладовым лежит скорее через русский язык, чем через какой-нибудь другой. Так что в миграционной политике, которую Россия и Кыргызстан начинают регулировать, придется подумать о возвращении к изучению русского языка в школах страны. 
   Конечно, говорят руководители уральских заводов, когда у прибывших из Кыргызстана очень сильная мотивация, то они осваивают разговорный русский за 2-3 месяца. В противном случае им отказывают в работе. Как это зачастую происходит с выходцами из других стран. Они оказываются недееспособными и нередко встают на преступную стезю. Даже, несмотря на то, что миграционное законодательство в России становится все более привлекательным.  
   По данным Минздрава республики, среди сельского населения, непобедимым, особенно среди детей и подростков, остается туберкулез, бруцеллез. Растут заболевания эхинококком, гельминтозами, психическими расстройствами. В стране постоянные вспышки таких инфекционных болезней, как брюшной тиф, ящур и даже сибирская язва. Сердечно-сосудистые недуги дают, без малого, 48% смертельных случаев. Уже сейчас по состоянию здоровья далеко не все кыргызские мигранты могут плодотворно работать в регионах Сибири и Крайнего Севера, где заработки, по сравнению с Кыргызстаном, просто баснословные. 
   Миграционная политика такова, что идет ускоренное вымывание кадров. Этак-то можно остаться не только без рабочего класса, но и квалифицированных медиков, и тогда существование нации будет поставлено под угрозу. 
   То, что сегодня Госкомитетом по миграции и занятости начинается информационная кампания в рамках проектов "Борьба с торговлей людьми в Центральной Азии" и "Оказание помощи жертвам торговли людьми в Кыргызской Республике" при поддержке международных и неправительственных организаций, лишь первый шаг в демографическом обустройстве, которое во многом определит будущее нашей страны.

   Этапы развития трудовой  миграции в КР

1994  Создание отдела  по миграции и демографии в  Кыргызском Министерстве по труду, позже преобразование отдела в Госкомитет

2000  Трудовая миграция  рассматривается как обособленный  политический элемент

2002  Миграция передается  в ведение Министерства иностранных  дел

2005  Свержение правления  Акаева и создание Государственного  Комитета по Миграции и 

Занятости

2006  Создание представительств  Госкомитета в России, Казахстане  и Южной Кореи (2008) по

поддержке прав трудовых мигрантов

1998 – 2006 Разработка более  чем 50 Законов и Законодательных  актов по контролю миграции

• Подписание соглашений с  принимающими странами по количеству и описанию

профессий для кыргызских трудовых мигрантов

• Ведение переговоров  с VAR ОАЭ, Восточным Кипром, Польшей, ЕС и Канадой по

приему на работу кыргызских трудовых мигрантов

2007  Принятие Национальной  Миграционной Стратегии КР с  2007 по 2010

• Подписание Меморандума  с Южной Кореей на принятие 25.000 трудовых мигрантов из

КР

• Завершение Проекта со Всемирным Банком по трудовой миграции и внедрение систему

перечислений через банки

2008  Предложения по комплексному  принятию решений по изменению  связанных с

миграцией Законов и Положений  для Парламента

2009  Создание Министерства  труда, занятости и миграции  КР

• Финансовый и экономический  мировой кризис, ощутимое сокращение предложений на

работу в России и Казахстане для трудовых мигрантов

• Национальная конференция  по Миграции (ноябрь 2009г.)

   Наибольшее число кыргызских эмигрантов выезжает в Россию; другими популярными направлениями по СНГ являются Казахстан и Узбекистан. Среди стран дальнего зарубежья основным реципиентом мигрантов из Кыргызстана остается Германия (83% кыргызстанцев, выезжающих в дальнее зарубежье), далее следуют США (8%), Израиль (3,1%), Канада (2,4) и Турция (0,8%).

Управление миграцией  по-филиппински - ИА "24.kg"

   Томас Ачакосо: Процесс миграции в Кыргызстане остановить невозможно, даже  
если возвести вокруг государства высокие стены.

   За годы независимости в поисках  заработка из Кыргызстана выехало  огромное  
число мигрантов. И этот поток не уменьшается. Сегодня государство не в  
состоянии контролировать этот процесс. Что же думают по этому поводу  
зарубежные специалисты? Ответ дает международный эксперт по вопросам  
миграции и администрированию труда Томас Ачакосо, который поделился с ИА  
"24.kg" своим видением сложившейся в стране ситуации со стихийной  
миграцией. 
 
- Какова цель вашего визита в Кыргызстан? 
 
- С июня 2007 года в республике действует Центральноазиатская программа по  
трудовой миграции, которая состоит из многих компонентов. Я руковожу одним  
из них - "Повышением институционального потенциала Госкомитета КР по  
миграции и занятости". Программа будет работать до апреля 2009 года. Стоит  
отметить, что делегация из Кыргызстана уже побывала на моей родине -  
Филиппинах, чтобы воочию убедиться, как работает на практике одна из  
успешных моделей в мире - филиппинская, а также попытаться внедрить ее у  
себя в стране. 
 
- Как вы оцениваете сложившуюся сегодня в республике ситуацию с миграцией? 
 
- Нельзя сказать, плоха она или хороша. Есть у нее свои плюсы и минусы.  
Трудовая миграция хороша тем, что деньги, поступающие практически  
ниоткуда, могут быть использованы государством, чтобы улучшить внутреннюю  
экономику страны. Плюс еще и в том, что люди трудоустроены и обеспечивают  
свои семьи. А минус в том, что дети остаются без родителей, родные - без  
близких. 
 
   Ситуация в Кыргызстане напоминает ту, что была в 1970-х годах на  
Филиппинах, когда там только начинали строить свою систему регулирования  
процессов трудовой миграции. Вы находитесь на ранней стадии развития этой  
системы. Самое главное - это понять основные принципы законов миграции,  
которые универсальны. Одним из них является закон спроса и предложения.  
Приведу пример: раньше на Филиппинах был избыток строителей. А в то время  
на международном рынке, особенно на Ближнем Востоке, где начался  
строительный бум, требовались рабочие. И тогда многие филиппинцы просто  
выехали за пределы страны. У вас сейчас подобная ситуация - избыток  
рабочей силы и спрос на нее за рубежом. На ранней стадии, действительно,  
шла утечка мозгов, когда уезжали специалисты. Но сейчас ситуация  
изменилась: происходит отток неквалифицированной рабочей силы, которую  
жестоко эксплуатируют и мало платят. Хотелось бы порекомендовать, чтобы  
государство пересмотрело часть предложений, то есть направляло за рубеж  
квалифицированных специалистов, так как только они смогут занять  
соответствующую должность и получать достойную зарплату. Сегодня на  
международном рынке идет спрос на учителей, медиков, и вам надо готовить  
именно их. 
 
- Я понимаю, что многие мигранты зарабатывают больше средств за рубежом,  
чем на родине. А как быть государству, которое теряет кадры, а дети  
остаются без родителей? 
 
- Своим вопросом вы предполагаете, что все кыргызстанцы хотят мигрировать.  
Но это не так. Для многих очень важно жить именно на родине. По  
официальным данным, у вас в стране безработица составляет около 11  
процентов. Однако многие авторитетные люди, с которыми я разговаривал,  
отмечают, что ее реальный уровень гораздо выше - до 50 процентов. 
 
- Можно ли контролировать процесс миграции? 
 
- Нет, ею можно управлять, используя опыт тех же Филиппин. Многие  
чиновники не понимают сути процессов миграции, говоря, что необходимо  
остановить потоки людей или вернуть их. А ведь 14 процентов ВВП  
Кыргызстана составляют перечисления мигрантов. 
 
- В чем же феномен филиппинской модели? 
 
- Все просто. Филиппины осознали, что одно ведомство не может управлять  
миграционными процессами. Например, сегодня существует Филиппинская  
администрация по зарубежной занятости при Министерстве труда и занятости  
страны. Она вовлекла в свою работу все соответствующие структуры и привела  
все международные принципы в соответствие с национальным  
законодательством. 
 
   Нам пришлось обучить всех чиновников, министров, вовлеченных в этот  
процесс, определить их роли и задачи. Так как зачастую проблемы возникают  
из-за того, что многие министерства не понимают своей роли в этом  
процессе. Мы также осознали, что на международном пространстве нет конвенций,  
документов, которые могли бы помочь решить проблемы мигрантов. А также нет  
единой организации, которая бы занималась их проблемами. После того как  
это поняли, стали сами издавать законы, чтобы управлять этими процессами.  
Вместо того чтобы продвигать товары, стали продвигать человеческие  
ресурсы. И нам удалось занять определенную позицию на международных рынках  
труда. 
 
- О каких законах идет речь? 
 
- Ну, например, по одному из законов все филиппинцы, желающие выехать за  
рубеж трудиться, должны встать на учет в Администрации по труду и  
занятости. Этот закон делает гражданина более ответственным, а также дает  
возможность государству не только его контролировать, но и в кризисной  
ситуации оказать ему помощь или содействие. Согласно другому закону, ни  
один иностранный работодатель не имеет права напрямую нанимать  
филиппинского гражданина. Это происходит только через лицензированное  
частное агентство, которое находится на территории Филиппин. А те, в свою  
очередь, получают разрешение у Администрации по труду и занятости и только  
тогда могут быть вовлечены в бизнес по отправлению мигрантов за рубеж.  
Именно эти основные законы помогли создать базу для управления стихийной  
миграцией. После того как была создана законодательная база, началась  
массированная информационная работа через СМИ среди населения: как  
выезжать, какие органы по работе с мигрантами существуют. Даже перед  
показом фильмов давалась краткая информация о том, как правильно выезжать  
из страны. Это привело к тому, что люди стали понимать важность легального  
выезда и все его выгоды. Сказать, что ситуация сразу изменилась, нельзя,  
но положительный процесс начался, и это важно. 
 
- Можно ли провести сравнительный анализ по миграции среди стран  
Центральной Азии? 
 
- На международном рынке труда очень высокая конкуренция. У Кыргызстана в  
этом плане много "соперников": Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.  
Кроме того, на этом рынке есть старые игроки - такие, как Индия, Пакистан,  
Филиппины. Кыргызстан же - новый игрок, и у вас нет времени на раскачку.  
Поэтому вы должны как можно быстрее реагировать на существующие проблемы. 
 
- Что бы вы посоветовали нашим чиновникам для регулирования процесса  
миграции? 
 
- Во-первых, все министерства и даже СМИ должны быть объединены в единый  
орган для решения общих проблем мигрантов. Во-вторых, не разрешать  
выезжать мигрантам без соответствующих документов. Кроме того, процесс миграции зависит от многих личных обстоятельств людей. И даже если Кыргызстан построит высокие стены вокруг страны, невозможно будет остановить этот процесс. Пока существуют выталкивающие факторы -  
плохая экономика, отсутствие рабочих мест, - люди все равно будут находить  
пути, чтобы выехать. В Кыргызстане есть хорошие специалисты, но у них  
крайне маленькая зарплата. И когда они слышат, что в других странах платят  
в несколько раз больше, конечно, хотят выехать. 
 
- Можно ли сократить выталкивающие факторы? 
 
- Полностью нет. Даже если в государстве все будет нормально, будет  
высокая зарплата, рабочие места, все равно найдутся люди, которые захотят  
выехать, так как кто-то хочет жить в другой среде или получить  
образование, недоступное в вашей стране. 
 
- Сколько времени понадобилось Филиппинам, чтобы эта модель заработала? 
 
- Приблизительно 25-30 лет. Но процесс продолжает совершенствоваться.  
Кроме того, в зависимости от ситуации меняются законы. Например, все еще  
есть случаи нелегальной миграции или порой не выплачивается зарплата  
мигрантам, регистрировались случаи насилия над ними. 
 
   Я здесь потому, что Международная организация по миграции верит:  
Кыргызстану не потребуется четверть века для решения проблемы. Систему  
можно построить даже за 1 год, если будет на то политическая воля. 
 
27/10-2008 Айзада КУТУЕВА

 


Информация о работе Цели и задачи России на постсоветском пространстве