Центры русской белой эмиграции 20-30-х гг. Русская православная церковь за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались русскими. Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.

Содержание работы

Введение.
Причины возникновения, состав, основные центры русской белой эмиграции 20-30-х гг.
Основные политические течения русской эмиграции.
Русская православная церковь за рубежом.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная ИР 20 в..doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

      В 1931 году в Харбине на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, где проживала большая русская колония, в среде части русской эмиграции образовалась также Российская фашистская партия. Партия была создана 26 мая 1931 года на 1-м съезде русских фашистов, проходившем в Харбине. Лидером Российской Фашистской партии являлся К. В. Родзаевский. 

      Во  время японской оккупации Маньчжурии было создано Бюро русских эмигрантов во главе со Владимиром Кислицыным. 

      Эмиграция находилась в самой гуще европейской жизни и испытала на себе почти все идейные веяния Запада того времени — солидаризм, фашизм, различные формы немарксистского социализма и т.д. и, право же, эмигрантские варианты этих идеологий выглядят ничуть не провинциально, и их исторический анализ был бы интересным штрихом к политическому портрету Европы между двумя мировыми войнами.

 

  1. Русская православная церковь за рубежом.
 

      Революция 1917 г., разрушившая вековую государственность  России, повлекла за собою тяжелые  последствия для Русской Православной Церкви. Первым следствием большевистского  переворота было нарушение единства Русской Церкви. Политические сдвиги, гражданская война, прекращение связи с окраинами империи, потеря русских территорий и, наконец, эмиграция – все это оторвало часть русских людей от церковных центров. Если в Польше, Прибалтике и на Дальнем Востоке епархии и сохранили свою организацию, то связь с патриархом Тихоном и его Церковным Управлением была потеряна. Еще сложнее было положение на территориях, охваченных гражданской войной или среди эмиграции за пределами Советского государства. Множества православных людей оказались "овцами без пастырей" и требовали скорейшего церковного устроения.

           

           Промыслом Божиим во главе  Русской Церкви стоял патриарх  Тихон, бывший до этого в  течении 15-ти лет управляющим  Северо-Американской епархией. Он  хорошо понимал опасность отрыва епархий от Москвы и мудро предусмотрел тот случай, когда отрезанные от Патриархии архиереи должны будут образовать церковное управление на местах. В 1920 г. он издал распоряжение за № 362 : "В случае, если епархия окажется вне всякой связи с Высшим Церковным Управлением, епархиальный архиерей входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти".

           

           В 1920 г. в Константинополе оказалась  группа архиереев, эвакуированных  вместе с военным и гражданским населением из России. Они, с благословения Константинопольского патриарха, созвали заграничный собор русских епископов и, еще не зная о распоряжении патриарха Тихона, образовали Высшее Церковное Управление Заграницей. Этот собор не был случайным собранием нескольких архиереев, но многочисленным совещанием правящих архиереев, покинувших свои епархии вместе со своими пасомыми. К ним вскоре присоединились правящие архиереи вне России: в Финляндии, Латвии, Манчжурии, Китае, Японии и Северной Америке. Всего же оказалось 34 епископа, отрезанных от Москвы, которые считали необходимым создать высший церковный органа для временного управления заграничными епархиями.

           

           Собор в Константинополе избрал  своим главой митрополита Антония  Киевского и Волынского, старейшего иерарха Русской Церкви, бывшего одним из кандидатов при избрании патриарха, и создал свой исполнительный орган – Высшее Церковное Управление Заграницей. В 1921 г. этот центр переехал, по приглашению Сербского патриарха Варнавы, в Югославию и в том же году созвал 1-й Всезарубежный Русский Церковный Собор епископов, клириков и мирян. Собор заседал в Сремских Карловцах в составе 155 представителей, избранных во всех районах вне советской России, а также 16-ти присутствовавших архиереев. Под председательством митрополита Антония Собор рассмотрел все вопросы, связанные с организацией и управлением церковной жизни заграницей. Обсуждались также вопросы о помощи голодающим в России и было принято обращение к Международной Конференции в Генуе о помощи России, а также послание к чадам Православной Русской Церкви, "в рассеянии сущим".

           

           Вполне понятно, что решения  1-го Всезарубежного Собора вызвало  сильное недовольство советского  правительства, которое потребовало  от патриарха Тихона запрещения деятельности заграничного духовенства. Под этим давлением в 1922 г. патриарх вынужден был издать распоряжение о закрытии Высшего Церковного Управления Заграницей. Через несколько дней после этого патриарх был арестован.

           

           В августе 1922 г. в Югославии состоялся собор архиереев Заграничной Церкви, который постановил указ патриарха выполнить и Высшее Церковное Управление Заграницей упразднить. Но вслед за тем было постановлено, на основе распоряжение патриарха Тихона за № 362, что в виду невозможности связи с Москвой, организовать временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. Это решение отрезанных от Москвы архиереев сделалось с этого времен каноническим основанием для существования церковного центра заграницей.

           

           Следует отметить, что Заграничный  Синод доводил до сведения  патриарха Тихона о своей деятельности, причем патриарх никаких дальнейших  запрещений на заграничных архиереев не налагал, несмотря на настояния большевиков. Таким образом следует считать, что патриарх Тихон считал деятельность заграничного духовенства законной и отвечающей интересам Церкви. И только с 1928 г., после декларации митрополита Сергия, такие запрещения возобновились.

           

           После декларации митрополита  Сергия 1927 г. Заграничный Синод  выразил свое несогласие с  ним и постановил: "Заграничная  часть Русской Православной Церкви  должна прекратить административные  сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью... Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной. Она по-прежнему считает себя своей главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра". Итак, Зарубежный Синод сразу стал на сторону митрополита Петра и других выдающихся иерархов-мучеников, которые отказались подчиняться митрополиту Сергию и его Синоду. Следовательно, теперь появилась новая причина неподчинения Московской Патриархии: ее зависимость от власти коммунистов, стремящихся к разрушение Церкви. После этого Заграничный Синод считал себя представителем свободной части Русской Церкви, временно оторванной от Родины.

           

           После этого митрополит Сергий потребовал от Заграничного Синода подписки о «полной лояльности к советскому правительству». В ответ на это Заграничный Синод в своем послании в 1928 г. заявил: "Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его Синода дать подписку верности советскому правительству, как неканоничное и весьма вредное для Церкви... Если же последует постановление митрополита Сергия и его Синода об исключении заграничных епископов и клириков из состава клира Московской Патриархии, то таковое постановление будет неканоничным."

           

           Указом Сергиевского Синода от 9 мая 1928 г. Заграничный Синод  и Собор были объявлены упраздненными  и все их действия отмененными.  Далее, пытаясь действовать через  Сербского патриарха Варнаву,  Московский Синод долго пытался  заставить Заграничный Синод признать власть Патриархии. Когда же это не удалось, то в 1934 г. Сергиевский Синод осудил "Карловацкую группу", с запрещением в священнослужении впредь до суда или раскаяния. Но все это не помешало Архиерейскому Синоду продолжать свое дело по управлению заграничными епархиями и окормлению православных русских людей вне России. Синод понимал, что подчинение Заграничной Церкви Московской Патриархии нужно не для блага православных русских людей заграницей, а в целях политического влияния на эмиграцию. История признания Патриархии митрополитом Евлогием Западно-Европейским вполне это подтвердила.

           

           Тем временем Заграничный Синод  вел широкую организационную  и миссионерскую работу. Еще ранее  было достигнуто полное объединение  всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе митрополиты которых – Евлогий и Платон признали Заграничный Синод и приезжали на архиерейские соборы в Югославию.

           

           Благодаря такому единению Заграничной  Церкви, церковная жизнь стала развиваться: создавались новые приходы, строились храмы, возникали духовные школы (в Париже, в Харбине) и монастыри. Печатанием церковно-богослужебных книг занялся монастырь в Ладомирове, на Карпатах. Периодически происходили архиерейские соборы, рукополагалось духовенство и совершались хиротонии новых архиереев для заграничных епархий. Так, например, за время жизни митр. Антония (до 1936 г.) были рукоположены епископы для Канады, для Соединенных Штатов, Манчжурии, Лондона (Англия) и Китая. Одно это свидетельствует об охвате всей заграничной церковной жизни.

           

           Однако полное единство Заграничной  Церкви оказалось непродолжительным.  Вскоре появились сепаратистские  стремления и некоторые иерархи,  опираясь на местные настроения, пожелали стать независимыми от Заграничного Синода. Из этих попыток отметим так называемую "Платоновскую смуту" в Соединенных Штатах и Евлогианский раскол в Европе.

           

           С 1922 по 1926 гг. Православная Церковь  в Северной Америке находилась  в подчинении Заграничному Синоду. Вначале ею управлял архиепископ Александр (Немоловский), но в 1923 г. патриарх Тихон рекомендовал Синоду Заграничной Церкви назначив туда митр. Платона ( Рождественского), который и был направлен туда в качестве временно управляющего Северно-Американской епархией. Через год это назначение было утверждено указом патриарха Тихона, но в 1924 г. под давлением советских властей, патриарх отменил это назначение и даже вызвал митрополита Платона в Москву для суда. Тогда Северно-Американская епархия собрала собор духовенства и мирян в Детройте, который принял следедущие постановления:

           

           1. Избрать митрополита Платона  главой самоуправляющейся Американской  Православной Церкви.

           

           2. Сделать митрополита Платона  главным тростистом всех американских приходов.

           

           Путем этих решений американская  епархия желала освободиться  от посягательств Московской  Патриархии и в тоже время  стать независимой от Заграничного  Синода.

           

           В том же 1924 г. этот вопрос  обсуждался, в присутствии митрополита Платона, на архиерейском соборе в Сремских Карловнах. Собор обратился к Американской епархии с посланием, призывая ее прекратить попытки к незаконной автономии и подчиниться Заграничному Синоду. На следующем Архиерейском соборе в 1926 г. прибывший на него митрополит Платон докладывал, что он не поддерживает стремления его епархии к автокефалии и что даже Детройтский собор был допущен им "чтобы дать выход настроениям сторонников автокефалии". Поэтому митрополит Платон просил собор дать ему специальную грамоту на управление Северно-Американской епархией и для ведения судебных процессов против «живоцерковников» по поводу церковного имущества. Когда же Синод ему такой грамоты не дал, усмотрев в этом намерение митрополита Платона быть независимым, то последний вышел из состава Заграничной Церкви. Это произошло одновременно с выходом управляющего Западно-Европейскими церквами митрополита Евлогия, который тоже стремился к независимости.

           

           Уход и действия митрополита  Платона вызвали смуту и раскол в Северной Америке. Синод послал в Северную Америку архиепископа Апиллинария для управления приходами, оставшимися верными Заграничному Синоду, но в 1927 г. митрополит Платон предложил архиеписткопу Аполлинарию отказаться от подчинения Заграничному Синоду и самовольно, без суда запретил его в служении. Заграничный Синод, считая эти действия неканоническими, отрешил митрополита Платона от управления Северно-Американской епархией, передав ее архиепископа Аполлинария. Но митрополит Платон продолжал свои самочинные действия и объявил от имени "Священного Синода Американской Православной Кафолической Церкви" о создании независимой Американской Церкви. В ней вводился английский язык, объединение всех православных в Северной Америке и прочие. Главой новой Церкви пять американских епископов избрали американского архиепископа Евфимия Бруклинского, по происхождению сиро-араба.

           

Информация о работе Центры русской белой эмиграции 20-30-х гг. Русская православная церковь за рубежом