Центры русской белой эмиграции 20-30-х гг. Русская православная церковь за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались русскими. Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.

Содержание работы

Введение.
Причины возникновения, состав, основные центры русской белой эмиграции 20-30-х гг.
Основные политические течения русской эмиграции.
Русская православная церковь за рубежом.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная ИР 20 в..doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

           Конечно, из этой самочинной "автокефалии"  ничего не вышло. Все прочие  православные Церкви ее осудили,  а митрополит Сергий Московский отказался ее признать и уволил митрополита Платона от управления Американской епархией, указом в 1933 г. В том же году архиепископ Евфимий снял с себя сан и монашество и женился, а в 1934 г. скончался митрополит Платон. На его место Американские епископы избрали епископа Феофила Пашковского, которого возвели в сан митрополита всей Америки и Канады. Однако, чувствуя неканоничность такой церкви, собор американских епископов в Питтсбурге в 1936 г. признал Архиерейский Синод. В следующем году Собор клира и мирян принял "временное положение" об устройстве Американской церкви на основе указа патриарха 1920 г. После того Архиерейский Синод принял их в состав Заграничной Церкви в качестве Митрополичьего округа. Митрополит Феофил принимал участие в разработке положения об Американской Церкви на совещании в Югославии под председательством Сербского патриарха Варнавы. Такое единение с Зарубежной Церковью продолжалось до 1946 г.

           

           История евлогианского раскола  такова: в 1920 г. митрополит Евлогий получил от Высшего Церковного Управления на Юге России управление Западно-Европейской епархией, что в 1921 г. было подтверждено Патриаршим Синодом в Москве. Но в 1922 г. тот же Синод, закрывая Высшее Церковное Управление, счел нужным образовать временное управление заграничными церквами и просил митрополита Евлогия представить соображения о правах этого управления. Это постановление свидетельствовало о том, что Патриарший Синод имел очень смутное представление о Заграничной Церкви, например, ему не было известно, что в ведении Высшего Церковного Управления было 9 заграничных епархий при 12 архиереях.

           

           Тем не менее митрополит Евлогий  счел возможным сохранить связь  о другими архиереями и в  1922 г. подписал постановление  Архиерейского Собора в Югославии о создании Архиерейского Синода. Но вместе с тем митрополит Евлогий стал секретно переписываться с Москвой, желая получить от патриарха Тихона управление всей Заграничной Церковью и просил его упразднить Заграничный Синод. Хотя патриарх никаких распоряжений в этом отношении не сделал, митрополит Евлогий приступил к самостоятельным назначениям вне своей епархии. А в 1936 г. присутствуя на очередном Архиерейском соборе в Югославии, он, по случайному поводу, покинул заседание собора и отказался ему подчиняться.

           

           Уйдя из Заграничного Синода, митрополит Евлогий присвоил  себе власть первого епископа  при наличии 19-ти других заграничных  архиереев. После этого Заграничный  Синод решил взять из подчинения  митрополита Евлогия Германскую  епархию и назначил туда епископа Тихона, но митрополит Евлогий этого не признал. После семимесячной полемики по этому вопросу. Заграничный Синод, в январе 1927 г. отстранил митрополита Евлогия от управления епархией и предал церковному суду. После этого митрополит Евлогий обратился к Московской Патриархии, что совпало с известной декларацией митрополита Сергия о признании Советского правительства. В ответ митрополит Сергий потребовал от митрополита Евлогия и от его духовенства подписки о лояльности советскому правительству. Последний вынужден был послать в Москву список духовенства, давшего такую подписку, хотя это возбудило большое волнения в его епархии.

           

           Однако и после того митрополит  Евлогий не мог воздержаться  от выступлений, которые были  неугодны советам. Патриархия вменила ему в вину служение панихид по жертвам революции, торжественные погребения русских эмигрантов и его участие в иностранных совещаниях по поводу гонений на религию в СССР. Кончилось тем, что Московская Патриархия устранила его от управления и запретила его в служении вместе с его викарными епископами. Но вместо того, чтобы вернуться в Заграничную Церковь, митрополит Евлогий, под влиянием своего окружения в Париже, перешел в ведение Константинопольского Патриарха на правах его Западно-Европейского Экзархата, впрочем часть его приходов не признала этого перехода и не последовала в раскол. К ним присоединились приходы в Германии, Австрии и Чехословакии, оставшиеся в подчинении Заграничному Синоду.

           

           В 1936 г. скончался митрополит Антоний, 16 лет мудро руководивший Заграничною Церковью. Его преемником Заграничный собор архиереев избрал митрополита Анастасия, одного из членов Всероссийского Собора 1917-18 г.г. и бывшего члена Священного Синода при патриархе Тихоне. В зарубежье митрополит Анастасий с 1924 г. управлял Русской Православной Миссией в Иерусалиме. Но с 1935 г., вследствие болезненного состояния митрополита Антония, владыка Анастасий переехал в Югославию для участия в делах Заграничного Синода. Одним из первых шагов нового Первоиерарха был созыв 2-го Всезарубежного Собора Заграничной Церкви. Он собрался в 1936 г. в Сремских Карловцах при участии 13 архиереев, 36 священнослужителей и 56 мирян, представлявших различные епархии в Европе, Азии и Северной Америки. Помимо рассмотрения текущих дел Собор обратился с двумя посланиями - "К русскому Народу в Отечестве страждущему" и "К Русской пастве в рассеянии сущей".

           

           Вскоре митрополиту Анастасию  пришлось перенести тяжелые годы 2-й Мировой войны, принесшей  немало испытаний чадам Зарубежной Церкви. Военные события обрушились не только на российскую эмиграцию, находившуюся в Европе, но и принудил многих русских людей покинуть Балканские страны, Польшу и Прибалтику и устремиться в Среднюю Европу. Сначала, до советской оккупации, митрополит Анастасий находился в Белграде, поддерживая дух русских людей во время воздушных бомбардировок и в период немецкой оккупации. Позже, переехав в Австрию, а потом в Швейцарию, владыка Анастасий настойчиво и тактично защищал интересы Заграничной Церкви и ее рассеянной паствы. Так, например, когда немецкие власти предложили ему издать обращение к русскому населению с призывом содействовать германской армии, то он категорически от этого отказался. В 1944 г. им было созвано совещание архиереев, где был обсужден вопрос избрания митрополита Сергия Московским Патриархом. Совещание признало это избрание неканоническим и по существу не меняющим подневольное положение Церкви в Советском Союзе.

 

       

  1. Заключение

      Русское Зарубежье - явление исключительное в отечественной и мировой истории. Социальный взрыв 1917 г. выбросил за пределы России к началу 20-х гг. XX в., по различным подсчетам, от двух до трех млн. человек. Связанные общностью исторической, общественно-политической и личной судьбы представители различных социальных слоев и политических сил многонационального и поликонфессионального российского государства вынужденно оказались за бортом Отечества. Однако эта в основе своей русскоязычная, русскоговорящая и «русскодумающая» в плане своих мировоззренческих представлений и общественных идеалов часть россиян не теряла духовной связи с родиной. 

      Политическая  самооценка эмигрантов, во многих случаях  явно завышенная, придавала им уверенность  в своих силах, направленных, прежде всего на участие в решении  судьбы освобожденной от большевиков России, и предполагала выработку новационных концепций как опорных точек на пути достижения заветной цели. Идеологами Зарубежья (И.А. Ильиным, П.Б. Струве, И.Л. Солоневичем, В.В. Шульгиным, П.Н. Милюковым, В.М. Черновым, Ф.И. Даном, М.В. Вишняком и др.) велась активная творческая работа, связанная с формированием проектов государственного переустройства, адаптированных к изменившейся ситуации в стране. Ее движущей силой выступало стремление эмигрантов как можно скорее вернуться в Россию, результативности препятствовали идейные противоречия и амбиции эмигрантских политиков. Они понимали, что процессы революции и Гражданской войны стали следствием глубокого раскола российского общества, однако, осознавая собственные стратегические и тактические просчеты, так и не смогли установить компромисса даже в условиях общественно-политической изоляции. Вместе с тем сложности политического процесса среди представителей диаспоры вызвали к жизни богатое творческое наследие, безусловно, полезное для выработки концептуальных основ современной государственной политики. Кроме того изучение общественно-политической деятельности эмиграции актуализируется важностью реконструкции полноценной и правдивой картины истории русского Зарубежья.

 

  1. Литература
  2. Культура русской эмиграции 1920 – 30-х гг.: культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие серебряного века. Л. Г. Березовая.
  3. Онегина С.В. Пореволюционные движения российской эмиграции.
  4. Политическая история русской эмиграции/ под ред. Киселева А.Ф.
  5. Российская эмиграция: общественная мысль и политическая деятельность (20 - 30-е годы XX в.)
  6. Русская эмиграция в борьбе с большевизмом. М., 2005.
  7. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Г. Н. Пио-Ульский.
  8. Шульгин В.В. Письма к русским эмигрантам. М., 2001.

Информация о работе Центры русской белой эмиграции 20-30-х гг. Русская православная церковь за рубежом