Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:03, контрольная работа
До конца 80-х годов история Российской Православной Церкви в послереволюционной России практически не рассматривалась. Считалось, что утверждение коммунистической идеологии ведет к преодолению религиозного сознания. Государство проводило политические ограничения церкви и утверждение атеизма.
В конце 80-х гг. впервые стали обращать внимание, во-первых, на то, что политика государства в отношении церкви менялась на разных этапах советской истории, от попыток к сотрудничеству, в первые месяцы после революции, к вытяснению и ограничению деятельности церкви. В годы ВОВ Сталин не только снимает ограничения в деятельности церкви, но и возвращает часть храмов, монастырей и помогает восстановлению Московской Патриархии.
1.Введение (2-3)
2.Церковь и государство в годы советской власти(4-17)
3.Заключение (18-20)
4. Список используемой литературы (21-22)
В 1940е гг. в России появились свидетели Иеговы, одна из групп так называемых маргинальных протестантов. Общины свидетелей Иеговы имелись на присоединённой в 1939 г. к СССР территории Западной Украины и Западной Белоруссии, а оттуда распространились в другие регионы страны.
В годы Великой Отечественной
войны произошло некоторое
Во время Великой
В период правления Н. С.
Хрущёва государственная
В начале 1970х гг. среди верующих евреев Советского Союза развернулось движение, требовавшее от советской власти разрешения для евреев выехать в Израиль. Первоначальным ответом на это требование было усиление репрессий по отношению к иудаистам. Однако под нажимом международных организаций и правительств западных государств евреям стали позволять эмигрировать из Советского Союза. К концу 1970х гг. ежегодный отток евреев составлял около 600 тыс. человек. В результате этой эмиграции произошло ослабление иудаистской религиозной жизни в СССР, поскольку большинство верующих иудаистов покинули страну. Надо помнить, что в тот период эмигрировавшие не имели никаких шансов вернуться, так как они должны были отказаться от советского гражданства.
С конца 1980х гг. Русской
православной церкви стали
При М. С. Горбачёве,
В конце 1980х гг. началось
также возрождение лютеранской
церкви. Стали действовать
В период перестройки
В период горбачёвских реформ
резко возросла мусульманская
активность. С конца 1980х гг. стали
строить новые мечети и
В конце 1980х гг. происходит
активизация буддийской
В период перестройки ещё
более усилилась еврейская
Подводя итог советского
периода, следует отметить, что
на протяжении его большей
части религию стремились
Советское государство
3. Заключение.
Великая Октябрьская революция отделила церковь от государства и школу от церкви. Но она не отделила и не могла отделить верующих от религии. Общественный строй, утвержденный Октябрьской революцией, открывал перспективу обновления всей духовной жизни общества. Первые годы существования молодого социалистического государства ознаменовались массовым отходом от церкви верующих, особенно крестьян. Отход от церкви был и массовым и бурным, сопровождавщимся разрушением церквей и эксцессами по отношению к священнослужителям. Это стихийное движение с трудом поддавалось упорядочиванию. В его водоворот оказались вовлеченными и многие атеисты, что отнюдь не способствовало осуществлению вдумчивой, терпеливой, несущей положительные знания пропаганды. Местные власти зачастую оказывались не на высоте положения, внося порой ненужное озлобление в массовое антицерковное движение, пренебрегая законностью, действуя по собственному усмотрению, которое нередко шло вразрез с директивами Советской власти, указаниями и предостережениями партии.
Между тем для большинства
Глубокие процессы происходили и в среде духовенства. Снятие рясы как символа служения антинародным интересам было частым явлением и не вызывало сомнений в искренности совершавших это. Верхи духовенства тем временем лелеяли надежды на порожение революции в ходе Гражданской войны и внесли свою лепту в борьбу с революцией. Переход к лояльности по отношению к Советской власти реакционной части духовенства произошел в 1923 году после известного раскаяния патриарха Тихона.
В течение первой половины и середины
20-х годов стихийная волна «
Итак, обобщая материал работы, можно
сделать следующие выводы. В истории
Русской Православной Церкви существовал
период коммунистического угнетения.
После революции закрывались
церкви, издавались антирелигиозные
указы, собирались организации по антирелигиозной
работе, многие церковнослужители были
репрессированы. Наиболее правдоподобное
объяснение этому в том, что власть
не допускала существования в
коммунистической России какой-либо другой
идеологии, кроме марксизма. Традиционно
в России верили в Бога. Широко развёрнутая
антирелигиозная деятельность не принесла
ожидаемых результатов. Велась подпольная
религиозная работа, по переписи населения
1937 года большинство советских граждан
идентифицировало себя православными.
С началом войны Церковь обрела
новый статус. Она объединилась с
властью и приступила к активной
патриотической деятельности. Вновь
открывались храмы, власть стала
показывать своё положительное отношение
к православию. В тот период времени
необходима была сплочённость, объединение
население в священной борьбе.
Православие - традиционная всеобщая религия
русского народа. Во время войны
помощь православной церкви состояла
из двух направлений - духовного и
материального. На нужды фронта собирались
немалые суммы. Православие помогало
людям обрести относительное
душевное успокоение, надежду на победу
России и Советского Союза. В тылу
многие молились за фронтовиков. На фронте
часто верили в божественную силу
икон и крестов (атрибутов религии).
Внешняя политика требовала принятия
в России свободы вероисповедания
как проявления демократии. Демократические
страны-союзники США и Англия хотели
поддерживать страну, где люди свободны
в выборе религии. Правительство
изменило тактику ведения
До сих пор достаточно сложно определить общую цифру уничтоженных коммунистами священнослужителей и мирян в годы Гражданской войны. Так С. П. Мельгунов приводит данные о 28 архиереях и 1219 священниках, убитых в гражданскую войну, впрочем, тут же указывая, что это приблизительные сведения. Прот. М. Польский перечисляет 23 епископа, умерщвлённых большевиками в 1918-1921 годах. Д. Поспеловский считает, что в течение 1918 -1920-х гг. погибло не менее 28 епископов и 12 тысяч мирян, защищавших интересы Церкви и заплативших за это жизнью. М. Г. Нечаев приводит “современные данные”, по которым репрессированных священнослужителей и монашествующих насчитывалось от 8 000 до 21000 человек, из них 70 архиереев, - 3/4 всего епископата. Но здесь имеются в виду все пострадавшие, а не обязательно умерщвлённые, многие из них остались в живых. Составители сборника “РПЦ и коммунистическое государство” считают, что общее число жертв среди духовенства и мирян в 1917-1921 гг. составляет более 10 000 человек, не считая погибших в белой армии священников. Пожалуй, наиболее достоверные цифры называет прот. Георгий Митрофанов: “с 1918 по 1921 год погибло 23 архиерея и более 10 000 духовенства”. По-видимому, число убитых мирян составляет около 10 000-12 000 тысяч человек (данные Д. Поспеловского). Такова ужасающая статистика жертв РПЦ в первые годы Советской власти.
4. Список используемой литературы
1. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. - М.: Изд. Республика, 1995.
2. Зеньковский С. Трагедия
3. Васильева О. Ю. Русская
4. Московский церковный вестник, 1989,№15
5. Вострышев М. Божий избранник. М. 1990, с.97.
6. Известия ЦК КПСС, 1990, №4, с. 191.
7. Церковные ведомости, 1918, №3-4,с.20
8. Амосов Н.А. Октябрьская революция и Церковь. – М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1939.
9. Гидулянов П.В. К вопросу о толковании ст.119 Уголовного кодекса//Революция и Церковь. 1923. № 1-3.
10. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР. Полный сборник к декрету РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т.д. с разъяснениями V отд. НКЮста РСФСР. Под ред. П.А.Красикова, прокурора Верховного суда СССР. Изд.2-е. – М.: : Юрид.издательство НКЮста РСФСР, 1924.
11. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия. – М.: 1984.
12. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. – М.: 1946.
Информация о работе Церковь и государство в годы советской власти