Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:55, доклад
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII—IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен — в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное,— в неравенство классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди наряду с пленниками — иноплеменниками и иноземцами — также и рабов-соотечественников.
Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.)
Принятие христианства.
Принятие на Руси христианства
как государственной религии
определялось рядом причин. Возникновение
в VIII—IX вв. классового раннефеодального
строя явилось результатом
Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты — даней, полюдья,— требовало и изменений в идеологической области, в религии.
В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных феодальных миров как политических организмов, международное общение играло значительную роль, выражаясь в торговле между отдельными странами, в политических и матримониальных союзах, в использовании иностранных наемных дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии — христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран другими.
Русь в IX—X вв. традиционно была связана с Константинополем— «Царьградом» и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру в блистательной столице древнего государства, для уравнения с которым принятие христианства давало достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров, Рима и Константинополя, в обращении в свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и культурным нуждам государства.
Принятие христианства как
государственной религии
Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Иларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению.
Формирование и развитие церковной организации.
Вскоре после официального введения христианства на Руси была создана первоначальная организация русской православной церкви в форме митрополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший своим местопребыванием кафедральный собор св. Софии в Киеве.
Церковное управление на местах, в важных политических и административных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными митрополиту.
В середине и второй половине XI в. этот процесс был дополнен другим, не менее важным для развития и укрепления государственности. В это время основываются епископии на территориях, которые осваивались киевскими князьями: в кочевом «поле», на юг от Киева, в колонизуемых районах северо-востока. В Ростовской земле в XI в. христианство распространялось со значительными трудностями. Древнерусское и мерянское население оказывало сопротивление христианизации, не хотело подчиняться государственной власти и церкви. Повесть временных лет упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Учреждение епископии в Ростове, вероятно, последовало за восстанием как мера предотвращения подобных выступлений, хотя это и не привело сразу к желаемым результатам. Как известно, первый ростовский епископ — Леонтий— был убит язычниками, не желавшими принимать христианство и подчиняться государственной церковной; организации. Таким образом, кафедра, возникшая при соответствющих политических условиях, должна была способствовать более тесным связям этого района с Киевом. С русской церковной организацией в XI в. была связана и древняя архиепископская кафедра в Тмутаракани, центре политически и экономически важного древнерусского княжества на берегах Черного и Азовского морей.
Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств, политически полузависимых и независимых от Киева, привели к возобладанию в XII в. полицентрической структуры Руси. В этих условиях каждая столица княжества претендовала на получение собственной епископской кафедры, и митрополия шла навстречу этим пожеланиям, понимая, что чем больше подчиненное ей «войско», тем оно сильнее. Таким образом, можно говорить о начале третьего этапа формирования епископий. В 30—50-х годах XII в. епископии были основаны в Смоленске и Галиче, на рубеже XII—XIII вв.— в Рязани, в начале XIII в. (1214 г.)—во Владимире-Суздальском, около 1220 г.— в Угровске (позднее перенесена в Холм), в 1220—30-х годах — в Луцке.
Инициаторами создания этих епископий выступали местные князья, которых поддерживали города. Таким способом как бы фиксировалась самостоятельность княжества, подчинение местной церковной организации своему князю, а не «чужому» политическому центру, где находилась до этого кафедра.
Существование на Руси одновременно
трех митрополий (две новые, по-видимому,
не имели в подчинении епископов
и были подведомственными
Новгородские епископы XII—XIII вв.—времени развития республиканского строя этого города — носили титул архиепископа. Данный греческий титул не означал, однако, подчинения этих иерархов непосредственно патриарху, минуя митрополита, как это было в Византии. Новгородский архиепископ сохранял подчинение киевскому митрополиту, но значился первым среди русских епископов. Глава церковной организации в Новгороде не назначался князем, а выбирался с участием веча, что оказалось ближе к почти забытым в средневековье каноническим нормам древнего христианства. Кроме того, в условиях феодальной республики архиепископ обладал рядом номинальных политических прав, которые делали его главой государства.
Сравнение церковной структуры на Руси с византийской показывает, что условия Руси не позволяли слепо копировать иноземные образцы, а заставляли исходить из местных нужд.
На Руси была заметна иная, чем в Византии, структура церковного управления. Она соответствовала не византийским принципам административного деления патриархии, а русской государственной структуре, сложившейся в XI—XII вв. Нужно учитывать, что если разделение одной митрополии на несколько епархий зависело от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князей и митрополита. Инициаторами здесь были киевские и местные князья.
Таким образом, формирование церковной структуры на Руси в конце X—XII вв. явилось процессом внутреннего развития государственного строя Руси. Сама митрополия в Киеве, объединявшая (за исключением короткого времени во второй половине XI в.) всю государственную территорию Древней Руси, была центром национальной (в смысле народности) церкви. В пору феодальной раздробленности и существования самостоятельных княжеств церковная система из 11—16 епископий, подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировала надостаток политической централизации. Сохранению политической роли Киева, за обладание которым боролись практически все княжеские линии, несомненно, способствовало среди других факторов и наличие в нем митрополичьей кафедры.
Земельная собственность кафедр и ее роль
Ранние упоминания земельной собственности кафедр и соборов относятся к первой половине XII в. Это несколько позже, чем первые упоминания о земельной собственности монастырей (киевского Печерского монастыря), но примерно тогда же, когда получают земли другие известные монастыри. Смоленский князь Ростислав Мстиславич передал в 1136 г. своей новой кафедре два села — «село Дросенское со изгои и с землею» и «село Ясеньское и з бортником, и з землею, и с изгои», два двора княжеских зависимых поставщиков и ненаселенные земли, озера с сеножатями О передаче земель наряду с данями соборной церкви Богородицы во Владимире-Суздальском, основанной в 1158 г. князем Андреем Боголюбским, сообщает Лаврентьевская летопись. Желая создать при этой церкви новую митрополию, князь щедро оделил ее, передав ей «много именья, и свободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый»2. О владении землей новгородской кафедры в XII—XIII вв. у нас прямых свидетельств нет, но о том, что епископ был среди тех, кто претендовал на получение земель, говорит предупреждение ему, наряду с князем и боярином, «не вступатися» в земли, передаваемые князем Изяславом Пантелеймонову монастырю в 1134 г.3 Таким образом, хотя кафедры и становились в середине XII в. земельными собственниками, традиционное обеспечение их десятинами не делало необходимым значительное расширение этой собственности.
Летописные сообщения указывают на то, что соборные церкви и кафедры владели не только селами, но и городами. О том, что Успенский собор во Владимире-Суздальском во второй половине XII в. имел города, видно по рассказу о том, что они вместе с другими ценностями, принадлежавшими собору, были отняты князьями Мстиславом и Ярополком Ростиславичами: «...ключе полатнии церковныя отъяста, и городы ея, и дани, что же бяшеть дал церкви той блаженный князь Андрей» Название одного из этих городов, принадлежавших Владимирскому собору, дано в летописном сообщении 1239 г.— это был «град святыя Богородици Гороховець», сожженный татарами2. О том, что этот город не был единственным, а в XIII в. и какие-то другие города принадлежали владимирской и суздальской епископиям, видно по словам епископа Симона об этих кафедрах: «...колико имеета градов и сел...!»3
Какие экономические и политические отношения скрываются под владением церковью городами? Если принадлежавшие церкви села или слободы можно рассматривать как поселения с зависимыми или освобожденными на определенное время работниками, где под руководством церковного эконома — тиуна ведется сельскохозяйственное производство, излишки которого изымаются в пользу кафедры, то владение городом должно было иметь другой социально-политический смысл. Церковь, вероятно, только получала часть дани (подати), собираемой в этом городе, может быть, с участием епископских чиновников, замещая в этом княжескую власть. Наименование города Полоного «десятинным градом» можно понимать так, что одним из князей была дана киевской церкви Богородицы в качестве десятины одна десятая часть доходов от города Полоного. Таким образом, города, находившиеся во владении церкви, были, как и села, важным источником обеспечения, но в политэкономическом и юридическом отношении являлись только объектами извлечения дохода, а не хозяйственной деятельности.
Вероятно, с таким положением городов, находившихся во владении церкви, связано и то, что оба названных выше города не остались в собственности церкви, а перешли затем к другим владельцам. Тогда как переданные князьями во владение церкви села сохранялись ею в течение столетий К Данный факт свидетельствует о разном статусе этих владений: города оставались в верховной собственности князей, и церкви передавалась лишь часть доходов с них, которая со временем могла быть заменена другими поступлениями2.
Другие средства обеспечения церкви.
Средневековое религиозное
сознание заставляло человека постоянно
заботиться о своей душе и ее месте
на «том свете» и искупать прегрешения
перед богом через
Итак, мы
видим, что в XI—XII вв. наряду с «экстенсивным»
развитием церковной земельной
собственности путем
Международный статус древнерусской церкви.
Сформированная в конце X в. по инициативе киевского Князя и по соглашению с Константинополем, киевская митрополия являлась формально одной из 60 митрополий константинопольского патриархата. Главой его был патриарх Константинополя со своим советом и штатом. Вместе с тем несомненным авторитетом в константинопольской церкви обладал и император, имевший сакральные функции и бывший номинальным главой христианского мира.
Информация о работе Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.)