Церковное право и церковная организация Древней Руси 15-17 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении церковной организации и церковного права Древней Руси в XV-XVII вв.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Дать общую характеристику периоду XV — XVII вв. Изучить церковную организацию, церковное право и социокультурный контекст развития государства.
2. Рассмотреть правовое развитие Руси в XV — XVII вв. Дать характеристику органам власти, управления и юстиции, а также правовым актам.

Файлы: 1 файл

контрольная - Церк.Право и Церк. орг. Др.Руси 15-17 вв.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

С развитием государственного законодательства о свободе совести и вероисповедания, Русская Православная Церковь стала  активным участником многих общественно-политических процессов, происходящих в нашей  стране. Сегодня Церковь как мощный социальный институт занимает одно из ведущих мест в духовно-нравственном возрождении общества. Причем, из всех общественных институтов только Церковь, пожалуй, имеет специфическое каноническое (церковное) право, подробно разработанное еще в первое тысячелетие истории христианства и фактически действующее на сегодняшний день.

Каноническое (церковное) право — это объективно существующая система религиозно-правовых норм, регламентирующих устройство и  положение церковной организации, порождаемые ею отношения и взаимодействие с другими общественными организациями и с государством.

Вместе с  тем, значительная часть указанных  отношений не подвергается государственно-правовому  воздействию, а регулируется посредством  норм канонического (церковного) права, как особой, исторически сложившейся нормативной системы социального регулирования.

Актуальность  темы исследования. В последнее время деятельность Русской Православной Церкви стала в значительной мере привлекать внимание отечественных юристов. Причиной тому является переосмысление в современных условиях нравственных, правовых, политических явлений и духовно-нравственных ценностей. Перемены, произошедшие в России в конце XX века, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловив тем самым возрождение исторических традиций и духовных основ российского общества.

Степень научной изученности. Вопросы теории и практики церковного права, рассматриваемые в настоящей работе, были предметом исследования большого числа видных ученых. Уровень дореволюционной отечественной канонистики был весьма высок, она представляла собой развитое научное направление. Среди фундаментальных исследований следует отметить труды Н.К. Соколова, А.С. Павлова, П.С. Суворова, И.С. Бердникова, епископа Иоанна (Соколова), Н.А. Заозерского, И. Чижевского, В.Г. Певцова, митрополита Евгения (Волховитинова), В.Н. Бенешевича, епископа Далматинского Никодима (Милаша) и др.

К исследованию отдельных институтов канонического  права, в частности церковной  юрисдикции и брачно-семейных отношений, обращались архиепископ Алексий (Лавров-Платонов), М. Горчаков, Т. Барсов, А. Попов, М.Е. Красножен, П.А. Заозерский, В. Сергеевич, СВ. Троицкий и др. Вопросам церковного права уделяли значительное внимание видные теоретики и историки права: М.Ф. Владимирскип-Буданов, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, Я.Н. Щапов, А.П. Лебедев и др.

В настоящее время происходит возрождение  интереса к проблемам канонического  права. Вышел первый послереволюционный учебник церковного права, написанный профессором-протоиереем В.А. Цыпиным. В 1997 году был издан труд священника Алексия Никотина «Церковь и государство». К исследованию вопросов канонистики обращаются и светские ученые. Весомый вклад в дело возвращения религиозной проблематики в отечественную юриспруденцию внесла В.Б. Романовская, которая практически возродила вопрос о церковной юрисдикции как историческом источнике отечественного правосудия и пенитенциарной системы. Многочисленные публикации Ю.Г. Галая позволили объективно оценить социальную роль Церкви и ущемление ее интересов в советский период. Одним из первых российских ученых, который в 90-х годах прошлого века применил к церковному праву общетеоретический подход, стал М.Ю. Варьяс.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении церковной организации и церковного права Древней Руси в XV-XVII вв.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику периоду XV — XVII вв. Изучить церковную организацию, церковное право и социокультурный контекст развития государства.
  2. Рассмотреть правовое развитие Руси в XV — XVII вв. Дать характеристику органам власти, управления и  юстиции, а также правовым актам.

Объект исследования – система правовых отношений, складывающихся в процессе функционирования Церкви как социального института, а также регулирования их церковным правом.

Предметом исследования являются закономерности исторического развития церковного права, его становления и институционализации в качестве автономной корпоративной правовой системы, ее взаимодействия с другими компонентами юридической действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общая характеристика исторического периода XV — XVII вв.

1.1 Церковная  организация и церковное право XV — XVII вв.

 

В XV в. Церковь  была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Сложилась система  органов церковного управления —  епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.

В ходе реформ, направленных на укрепление Церкви, Патриарх Никон (1652—1666) осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Противники реформы церковной обрядности (раскольники) стали подвергаться преследованиям.

Против церковной  реформы 1654 г. выступили идеологи старообрядчества. Политическим центром движения стал Соловецкий монастырь.

 Один из идеологов старообрядчества протопоп Аввакум категорически отвергал сам институт властвования, осуществляемого путем организованного насилия. Аввакум обличал персону царя Алексея Михайловича, но не отвергал идею «законной монархии» вообще.

 Одним из главных обвинений раскольников в адрес официальной Церкви стало ее вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти.

Взаимоотношения государства и Церкви в XVI—XVII вв. были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

Высший церковный  орган — Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю

палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в  лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей — управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного

 Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть Патриарха  опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Во главе  каждой епархии стоял епископ. В  его компетенцию входили: назначение поповских старост и утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение (с разрешения государя) архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

В каждой епархии  находилось несколько приходов и  монастырей.

Приходы возглавлялись  священниками, часть которых назначалась  государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом.

Во главе  монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

 

 

    1. Социокультурный контекст развития государства и права в XV — XVII вв.

 

Экономическое развитие. Собирание Москвой русских земель, обретение ими политической независимости, складывание централизованного государства оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности.

Во  второй половине 15 века значительно  увеличилась численность купечества, а поле его деятельности заметно  расширилось. Появились торговцы, постоянно  связанные с различными землями  страны, либо с иностранными государствами. Именно к этому периоду относится больше всего упоминаний о суконщиках, сурожанах, гостях московских, новгородских, псковских. Эти названия по-прежнему отражали принадлежность купцов к отдельным территориям или основное направление торговых операций. Однако гость уже более резко противопоставлялся купцу, суконщику и сурожанину, а летописцы не смешивали первого с другими торговыми людьми.

С объединением русских земель Москва стала не только царской резиденцией, но и средоточием торговли страны. Высшее столичное купечество приобретало все больше влияния на политические события. Характерно и то, что купцы начали активно субсидировать царскую власть. При помощи гостей и суконщиков князь Юрий Галицкий в начале 15 века сумел расплатиться со своими многочисленными кредиторами. Удельные князья становились нередко должниками купцов и ростовщиков. Богатые московские гости (В. Ховрин, А. Шихов, Г. Бобыня) неоднократно снабжали деньгами великих князей. Они же участвовали в каменном строительстве 15 века. Так, в 1425-1427 годах. на средства московского гостя Ермолы (родоначальника династии Ермолиных) сооружался Спасский собор Андроникова монастыря в Москве.

Во  внешнеполитических делах гости  все чаще совершали поездки за границу с послами, исполняя роль переводчиков и консультантов по политическим и торговым делам. Это ставило их в специфические отношения с аппаратом государственной власти и выделяло из среды других торговых людей Москвы.

В свою очередь, купеческая верхушка использовалась в интересах объединительной  политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в верных проводников великокняжеской политики как внутри государства, так и вне его.

В 16 веке торговля стала принимать  все большие размеры. Центром деловой активности русских городов становились гостиные дворы. Здесь останавливались купцы, хранились их товары и производились торговые операции. Гостиный двор представлял собой прямоугольную площадь, обнесенную каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями на углах, и над воротами. По внутренним сторонам стен устанавливались двух-, трехэтажные торговые и складские помещения. Для уплаты таможенных пошлин торговцами строилась таможенная изба. Площадь двора постепенно стала обстраиваться магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны.

Правительственная политика в отношении торгово-промышленных кругов в период царствования Ивана  Грозного отличалась противоречивостью. С одной стороны, царь оказывал знаки  внимания тем представителям купечества, которые постоянно подчеркивали свою лояльность и оказывали ему не только материальную, но и политическую поддержку. Наибольшую известность приобрел род Строгановых, известный своей мощью с 16 века. Основатель гигантского хозяйства Аника Федорович Строганов (1497-1570 гг.), обосновавшийся в своем родовом гнезде (Сольвычегодск), смог раздавить конкурентов и подчинить своему контролю крупнейшие соляные промыслы страны. Кроме того, Строгановы имели железоделательный и кузнечный промыслы, ярмарочную торговлю, занимались добычей пушнины, торговлей рыбой, иконами и другими разнообразными товарами.

Наиболее  известна роль Строгановых в колонизационной  деятельности на окраинах России. Дети основателя торгового дома - Яков, Григорий и Семен образовали на путях в Сибирь своеобразное пограничное государство, сосредоточив на его территории экономические и политические права, пользуясь, тем, что правительство, обессиленное Ливонской войной, не могло в должной мере контролировать новые территории.

В 1579 г. во владениях Строгановых насчитывалось один городок, 39 деревень, починков с 203 дворами и один, основанный ими же, монастырь. Значение деятельности представителей этого рода заключается в утверждении влияния России на сибирские земли. Отметим и другую сторону их деловой активности. Извлекая прибыли из ростовщических кабально ссудных операций с крестьянами, посадскими и торговыми людьми, гостями, Строгановы строили ремесленные предприятия с ручным специализированным трудом.

Информация о работе Церковное право и церковная организация Древней Руси 15-17 вв.