Церковное право и церковная организация Древней Руси 15-17 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении церковной организации и церковного права Древней Руси в XV-XVII вв.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Дать общую характеристику периоду XV — XVII вв. Изучить церковную организацию, церковное право и социокультурный контекст развития государства.
2. Рассмотреть правовое развитие Руси в XV — XVII вв. Дать характеристику органам власти, управления и юстиции, а также правовым актам.

Файлы: 1 файл

контрольная - Церк.Право и Церк. орг. Др.Руси 15-17 вв.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)
    1. Характеристика органов власти, управления, юстиции: состав, взаимосвязи, полномочия

 

Церковный суд. Свою судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

В конце XV в. место  духовных судей начинают занимать чиновники  — архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

 Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

Все дела, рассматриваемые  духовными судами, делились на церковные  и светские. В число первых включались «греховные» дела, которые рассматривались епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т. е. светских чиновников. Суд вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали судебники и Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551 г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений.

К светским делам  относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также  споры, связанные с семейным правом.

 Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

Из подсудности  духовному суду постепенно был изъят  целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между лицами разной подсудности. С середины XVI в. десятинники уже не могли вести расследование единолично — им помогали поповские старосты и десятские священники.

Деятельность  наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими  старостами, целовальниками и земскими дьяками, т. е. представителями местного самоуправления.

С 1589 г. центральным  судебным органом Церкви стал суд  Патриарха. В XVII в. разбором церковных  дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.

Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

 

Церковно-земские соборы. В XVI в. проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, одинаково важные как для Церкви, так и для государства (Соборы 1551, 1581, 1584 гг.). На Соборе 1551 г. рассматривались вопросы о Судебнике для светских судов, наделения землей служилых людей, выкуп пленных и др.

На том  же Соборе был принят документ, получивший название Стоглава. Основное содержание сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным  отношениям (о дисциплине, церковном суде, литургии, иконах и книгах и т.п.). Значительное место отводилось также вопросу о епископских и монастырских вотчинах: было постановлено церковные земли не продавать, не отдавать, но «крепко хранить», вместе с тем — новых земель у царя не просить. Часть положений Стоглава была отменена Собором 1666—1667 гг., но часть продолжала действовать до 1700 г.

На соборах 1581 и 1584 гг. была сделана попытка  разрешить вопрос о церковных имуществах. В приговорах этих соборов подчеркивалась обязанность духовенства помочь государству и служилым людям в борьбе с врагами (служилые люди в этот период весьма нуждались в землях, шел быстрый рост поместного землевладения, а церковь была одним из самых крупных землевладельцев).

Решения, принятые соборами, включали следующие положения: провозглашалась неотчуждаемость церковных и монастырских вотчин; церквям и монастырям запрещалось приобретать новые земли. За Церковью закреплялись все принадлежавшие ей (митрополии, епископствам, монастырям) земли, даже если на них не было документального свидетельства о собственности. Все споры о церковных землях запрещались. Переданные монастырям по завещаниям родовые вотчины не могли выкупаться родственниками завещателя (не действовало право родового выкупа).

 Вместе с тем завещанные монастырям земли не поступали в их реальное распоряжение: государство выплачивало им денежную компенсацию, а земли забирало себе для раздачи служилым людям.

 

Государство и  церковь. Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция проявилась уже в Соборном

 Уложении 1649 г., когда в состав светской кодификации (Уложения) впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшиеся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

В 1675 г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.

Соборное  Уложение 1649 г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи (ст. 42 гл. XVII Соборного Уложения). При нарушении этого правила вотчины конфисковывались государством. Ст. 1 гл. XIX Соборного Уложения предусматривала изъятие церковных вотчин, находившихся в Москве и под Москвой.

Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666—1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали право царю смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы — третьего Рима». Собор, обсуждая обрядовые вопросы, осудил старообрядчество, как ересь. В самой церковной обрядности обнаружили много «варварских» пережитков и извращений чисто византийского догмата, которые необходимо было устранить.

 

    1.  Характеристика правовой системы, наиболее значительных правовых актов

 

Источники церковного права. Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве.

В XII—XIV вв. акты государственной власти, которыми регламентировалось положение Церкви, носили форму уставных и жалованных грамот, княжеских уставов. Акты эти носили удельный, местный, но не общероссийский характер.

В уставных и  жалованных грамотах устанавливались  виды и размеры отчислений в пользу церкви («десятина»), перечень судебных пошлин, поступающих церкви, церковная юрисдикция, перечислялись передаваемые церкви земельные угодья.

В княжеских  уставах содержались те же пожалования, но сделанные не в пользу отдельных церквей, а целых епархий, границы которых совпадали с границами княжеств.

В XIII—XV вв. в  судебной и административной практике княжеских и церковных судов широко использовались такие своды как Кормчая книга и Мерило праведное.

 Мерило праведное содержало нормы имущественного, залогового, наследственного и другого права. Оно состояло из Прохирона, Эклоги и Закона судным людям (византийских источников).

Кормчая книга (также состоявшая из византийских источников, соборных и синодальных  постановлений) проделала долгую и  сложную эволюцию в качестве свода законов. Над созданием Сводной Кормчей работали Максим Грек, Иосиф Волоцкий и другие авторитеты, в свет книга вышла в 1653 г. при патриархе Никоне. Сводная Кормчая стала основным источником как церковного, так и гражданского права в период от Ивана III до Петра I. (Последний раз Кормчая была издана в 1839 г. и включенная в нее «Книга правил» заменила собой часть норм Кормчей).

Судебники XV и XVI вв. разграничили юрисдикцию церкви и государства, государственная  власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду (кроме тяжких уголовных преступлений). Иски светских людей к духовным (и наоборот) рассматривали смешанные суды, иски к духовным властям и архирейским наместникам рассматривал сам государь.

 

Постановления церковных соборов. Главным церковным законодательным органом оставались поместные Соборы. Их постановления носили обязательный характер и для широкого круга недуховных лиц.

Собор 1572 г. издал  грамоту о разрешении в виде исключения четвертого брака Ивану Грозному. Однако при этом подтвердил недопустимость четвертого брака и наложил на царя епитимью.

Постановление Собора 1580 г. запрещало архиерейским домам и монастырям приобретать  новые земельные владения. Лишь бедные монастыри могли получать новые  вотчины через царское пожалование.

Собор 1621 г. принял постановление о перекрещивании католиков, лютеран и реформатов, присоединяемых к Православной Церкви (последующими Соборами 1656 и 1667 гг. это решение было отменено).

Собор 1667 г. осуществил суд над Патриархом Никоном и отменил некоторые постановления Стоглава, способствующие старообрядческому расколу. Светским судам было вновь запрещено судить клириков за церковные преступления. Было подтверждено положение о том, что еретики наказываются не только церковными, но и государственными уголовно-правовыми санкциями.

Собор 1667 г. подчеркнул факт, что царь имеет преимущество в политических делах, а Патриарх — в церковных.

На Соборе 1675 г. священникам было запрещено  передавать свои места в приданое дочерям, с тем чтобы эти места переходили к зятьям.

Собор 1682 г. рассмотрел вопросы о церковном благочинии, о безместных священниках, обсудил  проект царя Федора Алексеевича о  разделении Церкви на 12 митрополичьих  округов и открытии 33 епархий  и не согласился с этим проектом. Были рассмотрены также вопросы борьбы с раскольниками.

 

Реформы и раскол. С середины XVII в. многие элементы русской церковной обрядности (двуперстие, ускоренный порядок литургии, многоголосие и т. д.) подвергаются критике как со стороны ортодоксальных греческих иерархов (на Афоне сожгли московские богослужебные книги), так и местных ревнителей благочестия, опасавшихся влияния на русскую Церковь католицизма и протестантских веяний.

При дворе  Алексея Михайловича образовался  кружок ревнителей благочестия, выработавших программу исправления церковно-богослужебных книг, обрядов и чинов, с целью приблизить их к греческим образцам. (Важную роль в этом деле играли киевские богословы.) Большая часть провинциального духовенства выступала против исправления книг и обрядов.

Работа по модернизации церковных ритуалов активизировалась, когда патриархом стал Никон (1652). В 1654 г. Собор повторил решение о пересмотре книг, собор русских иерархов в 1656 г. запретил двуперстие.

На Соборе 1667 г. старообрядцы (сторонники церковной  русской старины) были фактически признаны еретиками.

Никон, опираясь на текст грамоты об учреждении в  России патриаршества в 1593 г., рассматривал русскую церковь как часть  вселенской церкви и тем обосновывал свои реформы обрядности и книгопечатания.

С противниками реформ: патриарх расправлялся жестоко и быстро. Придав анафеме русскую церковную старину, реформаторы прислушивались к советам приезжих греческих и малороссийских богословов, некоторые из которых были близки к польским католическим кругам.

В русской Церкви произошел раскол, в стране появились сторонники старых церковных порядков, образовались центры религиозного сопротивления (Соловецкий монастырь и др.). В среде церковных иерархов обсуждался другой важный вопрос — о претензиях патриарха на власть более высокую, чем царская. На Соборе 1666—1667 гг. амбиции Никона были осуждены, а он низложен и сослан.

Вместе с  тем, мятеж старообрядческих сил  против церкви и государства, обусловил  для русской общественной элиты  отказ от «старины», подготовил ее к будущим преобразованиям, реформам западного образца (Петр I).

 

 

 

Заключение

 

При выполнении контрольной  работы были рассмотрены церковное  право и церковная организация  Древней Руси в XV — XVII вв., что являлось целью исследования.

Кроме того были выполнены  следующие задачи:

    1. Дана общая характеристика периоду XV — XVII вв. Изучена церковная организация, церковное право и социокультурный контекст развития государства.
    2. Рассмотрено правовое развитие Руси в XV — XVII вв. Дана характеристика органам власти, управления и юстиции, а также правовым актам.

 

С принятием христианства в Древней  Руси начинает складываться церковная  организация. Русская метрополия не была автокефальной, а зависела от константинопольского патриарха, который назначал русского митрополита, епископов. Во главе русской митрополии стоял киевский митрополит. Митрополия делилась на епархии (включавшие территорию большой округи.). Сначала их насчитывалось пять, затем дошло до пятнадцати. Во главе епархии стоял епископ. Первые епископы были греки или болгары. Впоследствии Киевско-Печерский монастырь стал своего рода школой или «рассадником» русских епископов. Из него вышло много выдающихся архипастырей русской церкви.

Первые  годы церковь и ее епископские  кафедры находились полностью на содержание князей. Князь Владимир Святославович установил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви. Этот же порядок поддерживался и другими князьями.

Информация о работе Церковное право и церковная организация Древней Руси 15-17 вв.