Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа
Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Реформа патриарха Никона…………………………………….…….….4
1.1 . Предпосылки и причины реформы……………………………………4
Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви……………………………..6
2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола………….6
2.2. Последствия церковной реформы Никона…………………………10
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованных источников и литературы……………………….……12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Реформа патриарха Никона…………………………………….…….….4
Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви……………………………..6
2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола………….6
2.2. Последствия церковной реформы Никона…………………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….……12
Введение
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
Наиболее
значительные потрясения
Казалось,
что более трехсот лет,
Глава 1. Реформа патриарха Никона
Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.
Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.
Патриарх Никон попытался
Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви
2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола
Во время одного из своих выступлений Владимир Путин заявил, что с теми, кто «стремится использовать любые поводы, в том числе и религиозные, для достижения своих, прежде всего - политических, целей, нужно бороться специальными средствами, объединяя усилия всех государств». В том же выступлении он отметил, что нужно выяснить, в чем находятся «корни терроризма», «если мы не хотим просто заниматься тем, чтобы сбивать плоды с дерева терроризма». Вот именно о «корнях», а точнее - об истоках появления религиозного терроризма, и пойдет речь в нашей статье.
Более трех веков назад в России, вследствие реформ патриарха Никона и московского царя Алексея Михайловича, произошел раскол православной церкви, что привело к длительному противостоянию между двумя ее ветвями. Были изменены некоторые моменты в церковной службе, которые большинство населения России приняло без особых на то возражений. Церковная реформа стала лишь причиной, искрой, взорвавшей и расколовшей русское общество на два непримиримых лагеря. Для русского народа были еще памятны годы «великой смуты» в начале XVII века, когда лишь объединившись, страна, нация смогла остаться единой. Однако полного «выздоровления» общества, как показали события второй половины XVII века, не произошло. Внутри страны возникла оппозиция, в которую входили различные социальные слои населения, не принявшие как реформу, так и позицию государственных структур, инициировавших ее. Главные причины неприятия скрывались прежде всего в отчетливой ориентации властей на западную культуру, что началась до знаменитых преобразований Петра I.
Слабость государственных
Нередко во главе раскола становились служители церкви. Их давно раздражало властолюбие Никона, оскорбляло его презрительное, высокомерное отношение к рядовому духовенству. К тому же, многие духовные лица были просто малограмотны и совершенно не подготовлены к тому, чтобы осваивать новые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям как к тягостной повинности.
Среди раскольников было много посадских людей. Отношения посада с церковными властями осложнились из-за враждебности патриарха Никона к ликвидации «белых» слобод. Купцы были недовольны тем, что церковь и монастыри вторгались в торговлю и промысловые занятия. Также среди раскольников были и представители господствующего сословия. Особенно известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
Основную же
массу раскольников составляли
крестьяне. Скрывавшиеся от барских
и монастырских поборов,
Гонения
на старообрядцев продолжались
более двухсот лет. При Петре
I старообрядцам разрешили жить
в городах и селениях,
но обложили массой дополнительных
налогов и штрафов. При
Итак, в
1652 - 1667 годах заметно укрепился
союз светской и церковной
властей. Царь и правительство
добились осуществления церковью
религиозно-обрядовой реформы,
Заинтересованность
царской власти в проведении
названных мер обусловила
уступки в пользу церковной
власти и усиление ее политического
значения, что проявилось в деятельности
Никона и в постановке им
вопроса о соотношении
«священства» и «царства».
Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.
Царская
власть активно поддержала церковь
в борьбе с расколом
и использовала при этом всю
мощь государственного
Раскол
последней трети
Идеология
раскола отразила чаяния
К консервативным
чертам можно отнести : идеализацию
и защиту старины; проповедь
национальной замкнутости;
К прогрессивным
сторонам идеологического
Эти
черты идеологии движения и
преобладание в составе его
участников крестьян и
2.2. Последствия церковной реформы Никона
Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.