Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа
Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
Введение………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Реформа патриарха Никона…………………………………….…….….4
1.1 . Предпосылки и причины реформы……………………………………4
Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви……………………………..6
2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола………….6
2.2. Последствия церковной реформы Никона…………………………10
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованных источников и литературы……………………….……12
Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.
Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».
Заключение
События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России.
На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.
Список использованных источников и литературы
1. Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII - XVII вв.»
М.; издательство МГУ; 1988 год.
2. Буганов В.И., Богданов А.П. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви» М.; Политиздат, 1991 год.
3. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии
и Литургике Глава: Введение. Из истории
изображений креста. Изображения креста
в дохристианское время. Как рано христиане
начали почитать крест. (cruces dissimulatae). http://www.klikovo.ru/db/book/
4.История Русской церкви Е.
Голубинского. Т. 2. Период второй, московский.
От нашествия монголов до митрополита
Макария включительно. Вторая половина
тома http://dlib.rsl.ru/viewer/
5.Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его
противники в деле исправления церковных
обрядов. Время патриаршества Иосифа.
Глава IV. О книжных справщиках при патриархе
Иосифе и происхождении двуперстия. http://dugward.ru/library/
6. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку. М., 1885, стр. 440.
7. Кутузов Б. П. Тайная миссия патриарха Никона.-М.:Алгоритм, 2007.-528 с.
Ссылки
8. Радугин А.А. «Введение в религиоведение» М.; Издательство «Центр», 1997 год.
9. Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в. Статья в Православной энциклопедии (2000)
10. Русское православие: вехи истории. (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.) М.; Политиздат, 1989 год.
11. «История России от древних славян до Петра Великого» Энциклопедия для детей, том 5 часть 1 М.; «Аванта +», 2008 год.