Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:41, реферат
История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России - Смутное время - естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.
Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу.
Введение……………………………………………………………….3
I.Церковный раскол…………………………………………………...5
1.1 Реформы патриарха Никона. Раскольники………………….5
1.2 Раскольники во Владимирском крае………………………...8
Заключение…………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………….15
Нелегко было проводить реформу в условиях сопротивления большой части населения. Но дело осложнилось, главным образом, тем, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников и раскола общества на два враждующих лагеря.
Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.
Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал
на свои заседания главных
Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси.
Раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни.
Список использованной
1 Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. с. 95
2 Kaптepeв Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. Сергиев Посад, 1909. с. 113
3 Там же. с. 114-115
4 Kapтaшeв А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1992. с. 151
5 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. Munchen, 1970. с. 208
6 Михельс Г.Б. В состоянии войны с церковью: Религиозное Инакомыслие в Семнадцатом столетии Россия. 1999. с. 63-64
7 Соколов Е.И., Гельчаров А.Д. Старообрядчество: История, культура, современность. Вып. 7. М., 1999.
8 Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1998.
9 Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.