3/15 мая 1809 г. по предложению
министра иностранных дел Н.
П. Румянцева была создана Экспедиция
консульских дел. Она подчинялась
непосредственно министру, хотя
ее служители и входили в
штат Коллегии, поскольку в тот
период отдельного штата МИД
еще не существовало. Во главе
экспедиции был поставлен опытный
в консульских вопросах чиновник
Министерства коммерции Ф. Ф. Борель. С
созданием этой экспедиции консульские
дела были изъяты из вeдения Коллегии.
Граф Н. П. Румянцев был также
инициатором учреждения в 1811 году Комиссии
печатания государственных грамот
и договоров при Московском архиве
КИД. Первая часть Собрания государственных
грамот и договоров публикуется
уже в 1813 году, в 1819—1828 годах вышли
следующие три части. Издание
финансировал сам Н. П. Румянцев, расходы
которого составили 67 тыс. рублей. Четыре
части Собрания включали в себя важнейшие
государственные акты по внутренней
политике России до 1696 года.
В 1809 году был изменен порядок
приема молодых людей на гражданскую
службу, в том числе и в Коллегию
иностранных дел. Указ Александра I
от 6/18 августа 1809 г. “О правилах производства
в чины по гражданской службе и
об испытаниях в науках для производства
в коллежские асессоры и статские
советники” значительно расширял круг
дисциплин, экзамены по которым должны
были сдавать претенденты. В качестве
“предметов испытания” назывались: науки
словесные (сочинение на русском
языке, перевод с иностранного языка
на русский), правоведение, исторические
науки, математические и физические
науки. Экзамены организовывались в
университетах. По указу от 4/16 октября
1809 г. “Об испытаниях желающих вступить
в службу по ведомству Коллегии иностранных
дел и для иностранной переписки”
экзамены в самой Коллегии отменялись.
Поступающие на службу в КИД должны
были предъявить аттестат об окончании
Университета, который свидетельствовал
бы об успешной сдаче экзаменов по
указанным выше дисциплинам, а также
по французскому и немецкому языкам.
Для подготовки кадров в КИД был
избран Педагогический институт в Петербурге
(Университет еще не был открыт),
а в Москве — Университет. В
экзаменационную комиссию должен был
включаться один из высших чиновников
КИД. Положение об экзаменах касалось
не только молодежи, но и лиц, желавших
сразу занять высокий пост, например
советника миссии. В этом случае
экзамены строились с учетом того,
на какую должность претендовал
экзаменующийся.
В первые же годы в деятельности министерств-коллегий
выявились недостатки, порождавшиеся
тяжестью структуры, запутанностью
делопроизводства, недостаточной ответственностью
за ведение дел. В связи с этим
было предпринято дальнейшее преобразование
министерств.
Особое место в истории российских
государственных ведомств занимает
“Общее учреждение министерств”, утвержденное
25 июня/7 июля 1811 г. Этот законодательный
акт установил единообразие организации
и делопроизводства министерств, систему
взаимоотношений их структурных
частей, а также отношений министерств
с другими учреждениями. Министерства
получали следующую структуру: во главе
министерств стоял министр с
товарищем министра; при министре
имелись канцелярия и Совет. Министерство
делилось на департаменты, департаменты
на отделения, отделения на столы. В
основу работы был положен принцип
единоначалия. Совет министерства состоял
из директоров департаментов и был
совещательным органом для рассмотрения
наиболее важных дел. Министерства ежегодно
подавали финансовые отчеты в Министерство
финансов и Государственный совет. Министры
назначались императором и были ответственны
только перед ним. “Общее учреждение министерств”
было основным законодательным актом,
определявшим существование ведомств
вплоть до 1917 года.
С 1811 года “Общее учреждение...” было
введено в большинстве министерств.
Однако Министерство иностранных дел
просуществовало в своей переходной
министерско-коллегиальной форме
дольше других ведомств — вплоть до
1832 года. В этот период постепенно усиливалась
роль министра и расширялась компетенция
Канцелярии министра, а сфера деятельности
Коллегии сокращалась. Значение Канцелярии
министра особенно усилилось после
отставки Н. П. Румянцева.
Международная
обстановка.
После вступления
на престол Александр I начал придерживаться
тактики отказа от политических и
торговых договоров, заключенных его
отцом. Внешнеполитическая позиция, выработанная
им вместе с Негласным комитетом,
может быть охарактеризована как
политика «свободных рук». Россия пыталась,
сохранив свое положение великой
державы, выступить в роли арбитра
в англо-французском конфликте
и, добившись уступок, связанных
с плаванием в Восточном Средиземноморье
российских судов, снизить военную
напряженность на континенте.
Политика
«свободных рук» оказалась в тех
условиях невозможной, и тогда Россия
переходит к тактике «многостороннего
посредничества», которая также
давала ей положение судьи в спорных
вопросах.
Международная
обстановка в Европе была очень напряженной.
Было очевидно, что в случае поражения
Англии в борьбе с Францией, последняя
будет стремиться к установлению
гегемонии над всей Европой. Поэтому
и было необходимо установить контакты
со всеми европейскими государствами,
одновременно заключив договор и
с Францией, чтобы контролировать
ее политику.
Австрийский
император сам предложил восстановить
мирные отношения. С Пруссией Александр
выяснял возможности подписания
договора. С Англией необходимо было
как можно скорее возобновить
отношения. 5 июня 1801 года уже была заключена
конвенция с Англией. По англо-русской
морской конвенции Англия признавала
ряд положений, провозглашенных
Павлом при заключении договора
с Данией и Швецией о втором
вооруженном нейтралитете. Признавалось
право нейтральным судам посещать
гавани воюющих государств.
В то время
как с Англией договор был
подписан сравнительно быстро, ряд
моментов тормозил подписание мира с
Францией. Россия стремилась покровительствовать
государствам Южной Европы, на которые
посягала Франция. Столкновение интересов
препятствовало немедленному заключению
союза. Но сведения о подготовке соглашения
между Францией и Англией заставили
Александра спешить с окончанием
переговоров. 26 сентября 1801 года между
Францией и Россией было заключено
мирное соглашение, а через 2 дня
была подписана секретная конвенция
. По существу этот документ не менял
положения дел в Европе. Согласно
первой статье конвенции Россия и
Франция должны были совместно заняться
вопросами компенсации германских владетелей
в связи с отходом к Франции левого берега
Рейна. Но Наполеон, не считаясь с договором,
самостоятельно занялся этим вопросом.
Так Россия лишилась возможности покровительствовать
германским государствам. Это не единственный
пример игнорирования Наполеоном условий
конвенции.
В это время
Англия втайне от России тоже заключила
мирный договор с Францией.
«Таким образом,
уже в течение первых месяцев
царствования Александра основная часть
внешнеполитической программы правительства
была реализована. Но это было не только
частичное, но и формальное осуществление
весьма тонко задуманного плана»
. Наполеон понимал, что его действия
толкают Россию к сближению с
Англией, но он понимал и то, что
неуступчивость Англии в ближневосточном
вопросе толкает Россию к союзу
с Францией. При попытках России
вмешаться в дела Наполеона в
Южной Европе, он откровенно намекал,
что в этом случае он тоже вмешается
в дела Александра на Востоке. Расторжению
всяческих дипломатических отношений
России с Францией способствовали два
события. В 1804 году началось восстание
сербов против Турции. Сербия надеялась
только на поддержку России. Александр
не мог отказать в помощи братскому
народу, так восточный вопрос перестал
связывать Россию и Францию. Другое
событие – это расстрел герцога
Энгиенского. Герцог Энгиенский – один
из членов фамилии Бурбонов – поселился
в Бадене, недалеко от французской
границы. Французское правительство
подозревало его в контрреволюционной
деятельности, поэтому по приказу
Наполеона французский отряд
вторгся на территорию Бадена и арестовал
герцога. После суда он был расстрелян.
Русское правительство откликнулось
на это событие особенно горячо.
Оно потребовало от французского
правительства обеспечения безопасности
германских государств. Министр иностранных
дел Франции Талейран послал ответную
ноту, где высказался, что требования
России несостоятельны, так как сами
германские государства не выступили
с протестом, хотя их это касается
в первую очередь. К тому же он потребовал
высылки за пределы России всех французских
эмигрантов – сторонников старого
порядка. На эту ноту Россия ответила
отзывом из Франции своего посла.
Это означало разрыв дипломатических
отношений между этими двумя
государствами, а вопрос о том, на
чьей стороне выступит Россия в борьбе
Англии и Франции, окончательно решился.
Теперь Александр был вынужден отказаться
от первоначальных планов обуздания
Наполеона. Но и вести войну с
Францией Александр тоже не хотел. Во-первых,
потому что английская армия была
слаба, и на существенную помощь надеяться
не стоило. Во-вторых, Россия не имела
общих границ с Францией, поэтому
без договоренности с державами
Центральной Европы нельзя было думать
о войне. Поэтому России так важен был
союз с Австрией и Пруссией. Но здесь положение
было весьма сложным. С одной стороны,
оба государства не хотели разрыва отношений
с Россией; но с другой стороны никто не
хотел пускать российские войска на свою
территорию для ведения боевых действий.
Россия поставила перед Пруссией вопрос
о полном разрыве с Францией и о вхождении
в коалицию, на что Пруссия заявила, что
не может вступить в коалицию пока в ней
не примет участия Австрия. Австрия же
в свою очередь аналогично высказывалась
в отношении Пруссии. Наконец, 25 ноября
1804 года Австрия подписала договор о союзе
против Франции . Договор носил неопределенный
характер. Он предусматривал военные действия
со стороны Австрии только, если Франция
посягнет на территорию одной из договаривающихся
сторон.
30 марта
1805 года была подписана англо-русская
союзная конвенция о мерах
к установлению мира в Европе
. Договор не упоминал ближневосточный
вопрос и предусматривал открытие
военных действий против Франции
только в том случае, если войну
начнет не Наполеон, а Александр.
В антифранцузскую коалицию также
вошла Швеция. Пруссия вела двойственную
политику: не давала решительного
отказа участвовать в коалиции,
но и не порывала отношений
с Наполеоном.
Военная
кампания 1805 года была спасена только
благодаря военному мастерству Кутузова
и героической стойкости русской
армии. Предательски повела себя Австрия,
подставив под угрозу исход кампании.
Но, несмотря на невыносимые условия
ведения войны, Кутузов все-таки
нанес французской армии значительный
урон, и Наполеон настойчиво стал добиваться
заключения мира. Но благоприятная
для России обстановка не была использована.
В Ольмюц прибыл Александр и австрийский
император Франц. Наполеон предлагал
России Валахию, соглашался на независимость
Голландии и Швейцарии, даже соглашался
на компенсацию короля Сардинии.
Но, как пишет историк С.Б. Окунь
«не только возможности заключения
мира открывались в этот момент перед
Россией. При трезвом учете обстоятельств
и стратегическом замысле, соответствующем
обстановке, она могла рассчитывать
и на победу» . Командование российской
армией решило дать генеральное сражение
французам. Только один Кутузов был
против этого сражения, но его никто
не послушал. В итоге генеральное
сражение под Аустерлицем было
проиграно, и Александр решил
заключить мир на условиях Наполеона.
Только лишь 8 июля 1806 года был подписан
русско-французский договор о
мире и дружбе . Этот трактат решил
почти все спорные вопросы
в пользу Франции. Россия лишалась прав
покровительствовать неаполитанскому
и сардинскому королям, германским
государствам. Наполеон же взял только
одно обязательство – в течение трех
месяцев вывести свои войска из пределов
Германии. Приехав в Петербург, Александр
I отказался утвердить условия договора.
Это означало неизбежность новой войны
с Наполеоном. Теперь у России был другой
союзник – на смену Австрии появилась
Пруссия, армия которой была еще слабее
первой. В сентябре 1806 года Пруссия объявила
войну Франции, но была наголову разбита
наполеоновской армией. Россия опять осталась
одна. Война шла с переменным успехом,
но закончилась победой Наполеона.
Князь Адам Чарторыйский и его работа
в МИД.
Биография.
Тайный
советник. Представитель одного из
знатнейших и влиятельнейших польских
родов. Старший сын крупнейшего
магната, видного государственного
деятеля (бывшего кандидатом на польский
престол, от которого отказался в
пользу своего двоюродного брата
графа С.-А. Понятовского), князя Священной
Римской империи, герцога Клеванского
и Цукаусского, генерал-фельдмаршала
австрийских войск князя Адама-Казимежа
Чарторыйского (1734—1823) от брака с
графиней Изабеллой Флемминг (1746—1835),
одной из вдохновительниц польского
патриотического движения («матка ойчизны»).
Отец и мать старались дать ему
и его младшему брату Константину
возможно лучшее образование, для чего
приглашали к ним известных педагогов
и отправили их в 1786 в путешествие
по Европе. Для завершения образования
он посетил в 1791 Англию, где особенно
внимательно изучал конституцию
страны. Участие в военных действиях
1792 против русских войск заставило
его эмигрировать; он вторично отправился
в Англию. Узнав о восстании
Т. Костюшко (1794), Чарторыйский хотел
возвратиться на родину, но в Брюсселе
по распоряжению австрийских властей
был арестован и таким образом
лишен возможности принять участие
в восстании. Однако восстание повлекло
за собой конфискацию имений Чарторыйских.
Императрица Екатерина II обещала
возвратить их, если Чарторыйский и
его брат будут присланы к ее Двору
как бы в качестве заложников.
В 1795
оба брата прибыли в С.-Петербург.
Здесь им много помог своим
влиянием князь Н.В. Репнин (впоследствии
генерал-фельдмаршал), известный своей
дружбой с их матерью (некоторые
современники считали его настоящим
отцом Чарторыйского). По словам графини
В.Н. Головиной, Чарторыйский «был замкнут
и молчалив, он выделялся своим
серьезным лицом и выразительными
глазами. Это был человек, способный
возбудить страсть». Определенный камер-юнкером
ко двору вел. князя (будущего императора)
Александра Павловича, Чарторыйский сблизился
с ним; между ними завязалась тесная
дружба, возбудившая впоследствии подозрение
императора Павла I (хотя он и назначил
Чарторыйского в 1797 адъютантом к
своему старшему сыну, а затем гофмейстером).
В результате под благовидным
предлогом Чарторыйский был удален
из С.-Петербурга: в 1799 император назначил
его посланником России в Сардинском
королевстве. В 1801, по вступлении на престол
императора Александра I, был вызван
императором в С.-Петербург. Он вошел
(наряду с графом В.П. Кочубеем, Н.Н. Новосильцевым,
графом П.А. Строгановым) в состав так
называемого Негласного комитета, обсуждавшего
планы преобразований в России. Оказывая
Чарторыйскому большое доверие,
Александр I при образовании министерств
в 1802 назначил его товарищем министра
иностранных дел (при министре графе
А.Р. Воронцове). Одновременно в 1803—1823
состоял попечителем Виленского учебного
округа и Виленского университета; активно
содействовал развитию польских школ
на Украине, в Белоруссии и Литве.
С января
1804 по июнь 1806 министр иностранных
дел. Одновременно в январе 1805 назначен
сенатором и членом Государственного
совета. В течение своего двухлетнего
управления министерством иностранных
дел Чарторыйский, по собственному
признанию, имел основной целью создание
наиболее благоприятных условий
для восстановления независимости
Польши в тех границах, которые
она имела до первого раздела,
«под главенством Русского Государя,
носящего титул польского короля
и в династической только унии
с Россией». Эту цель он и положил
в основу своей внешнеполитической
стратегии. Вместе с тем Чарторыйскому
было очевидно, что лишение Австрии
и Пруссии польских земель, отошедших
к ним в результате разделов, потребует
компенсации. Он предлагал решить этот
вопрос за счёт территорий многочисленных
германских государств. Свою позицию
Чарторыйский мотивировал «не заслуживающим
никакой пощады поведением германских
князей». В «Записке об устройстве европейских
дел» Чарторыйский предлагал передать
Австрии Баварию, ряд областей в
Швабии и Франконии, Пруссия же должна
была получить Бергское и Мекленбургское
герцогства, а также Фульду и Айншпах.
В плане указывались и другие
изменения в политической карте
Европы: восточные границы Франции
ограничивались бы Альпами и Рейном,
независимая Голландия приобретала
бы Бельгию, а германские области, не
вошедшие в состав Австрии и Пруссии,
составили бы Германскую империю, которая
вместе с Голландией и Швейцарией
являлась бы политической преградой
между Австрией, Пруссией и Францией.
Таким образом, писал Чарторыйский,
«в Европе образуются пять великих
держав: Россия, Англия, Австрия, Франция
и Пруссия; из них Россия и Англия,
как имеющие одинаковые интересыи
планы, останутся, вероятно, союзницами;
остальные три едва ли будут в
состоянии соединиться и нарушить
установленное равновесие...» Как
полагал министр, такая ситуация
в Европе, при которой Англия и
Франция вели бы соперничество за
поддержание дружбы с Россией, была
бы крайне выгодна для С.-Петербурга.
Установившееся в Европе положение
позволило бы России решить в свою
пользу и восточный вопрос. Чарторыйский
предполагал, что «владения европейской
Турции должны быть разделены на самостоятельные
области, пользующиеся местной автономией
и объединённые общим федеративным
управлением». Россия же могла «обеспечить
себе решительное и законное влияние
на эту федерацию, если его величеству
будет представлен титул императора или
протектора славянских и восточных народов».
Россия также должна была получить контроль
над Босфором и Дарданеллами. Стремясь
привлечь к себе националистические польские
круги, Александр I не отверг проекта Чарторыйского.
Однако сближение России с Пруссией доказало
Чарторыйскому нереальность его планов.
В июне 1806 он вышел в отставку.