Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:57, реферат
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ
1.1. Из истории развития белорусской культуры.
1.2. Зарождение крепостных театров
1.3. Развитие театрального зодчества
ГЛАВА ІІ. РАЗВИТИЕ КРЕПОСНЫХ ТЕАТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2.1.Первый в Беларуси придворный крепостной театр в Несвиже
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
2.4. Особенности развития Шкловского театра
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
2.6. Театр Огинского в Слониме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На протяжении 50-х годов слуцкий театр часто выступал на несвижской сцене. Артисты исполняли балет плана «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». Фигурировали танцы немецкие, швейцарские и тирольские. Популярностью пользовались танцы «стрелков», «садовников», «чертей», «цветочниц», «трубочистов» и «сельчанок».
После смерти князя Геронима судьбу театра долгое время не могли решить. Театр был закрыт, а костюмы и декорации были перевезены в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Это были последние дни слуцкого театра.
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
Еще один знаменитый в те времена театр размещался в Ружанах, во дворце А. Сапеги. О его былой славе сегодня свидетельствуют лишь руины да еще воспоминания современников. В его архитектуре переплелись черты итальянского театра и поиски новых форм французских архитекторов XVIII в. Театр построил архитектор И.С. Беккер, который долгое время работал над созданием всего ружанского дворцовопаркового комплекса. Особенностью этого здания было то, что задумывалось оно не как чисто театральное, а как театральноманежный флигель. Поэтому исследователи долгое время не могли установить расположение театра: вытянутые в плане руины каменного флигеля справа от главного корпуса дворца никак не ассоциировались с театральным помещением. По замыслу архитектора помещение разделялось парадной лестницей на две равные части: манежную и собственно театральную. Причем в последней сцена была на треть длиннее зрительного зала (кстати, такое же соотношение выдержано в “Зале театральных машин” в Тюильри). Сцена приспосабливалась для большого числа перемен декораций: благодаря кулисным машинам можно было трижды менять декорации при открытом занавесе. А зал с двумя ярусами открытых лож напоминал конфигурацию театрального зала Фарнезе в Парме. Хотя решение лож продиктовалось скорее французским влиянием: они выступали вперед, разделялись только колоннами и немного нависали над залом, а барьеры были выполнены в виде легких балюстрад. Но в то же время, наподобие итальянских образцов театральной архитектуры, он не имел парадного фойе и других репрезентативных помещений. В декоре зала уже прослеживались элементы раннего классицизма.
Увлечение музыкой в Ружанах имело давние традиции. Казимир Леон Сапега (1609 – 1656) считается родоначальником ружанской капеллы. Известно, что в середине XVI ст. в ружанский театр приглашали цыган-цимбалистов. В 1752 г. в замке в “концертном зале” (“музыкальный зал”, “опергауз”) выступала капелла и оркестр, которые принадлежали К. Масальскому. До 1763 г. относятся известия о капелле и первых спектаклях в Ружанах. В 1763 г. капелла выступала на именинах своего владельца. У 1765 г. капелла А. Сапеги насчитывала 40 музыкантов “при бубнах и трубах”. В ружанской капелле работали музыканты из Италии и Польши, а также местные крепостные крестьяне. Талантливых крепостных крестьян А. Сапега отправлял учится в Италию. После смерти А. Сапеги по его завещанию все крепостные артисты ружанского театра, балета, оркестра получили свободу. Длительное время в Ружанах работал итальянский композитор и выдающийся виолончелист Камье (Кромер) Чиприяни (Киприяни). Он не только был капельмейстером и придворным композитором, но и обучал игре на виолончели крестьянских музыкантов и самого хозяина дворца. Понятно, что такие услуги весьма хорошо оплачивались. После Ружан композитора пригласили к Огинским в Слоним.
Известно, что в Ружанах существовала музыкально-оперная школа и театр, который насчитывал 60 артистов и танцоров. В 1780 – 1785 г.г. танцором и балетмейстером был Мацей Пранчинский.
12 августа 1784 г. в ружанском театре состоялась премьера балета “Літасцівасць Ціта” (балетмейстер М. Пранчинский) по случаю посещения дворца королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. В этот же день была представлена комедия Молине “Волшебное дерево”. В репертуаре театра были также одноактная опера Жан Жака Русо “Деревенский чародей ”, балет “Арыянка”. Возможно, в ружанском театре ставились произведения и других авторов, которые известны по каталогу библиотеки Сапег. В библиотеке были произведения Ф. Богомольца и Ф.У. Радзивил. В местном театре работал художник-декоратор К. Отосельский.
В конце XVIII ст. театральная жизнь в Ружанах угасла. З 1786 г. по 1791 г. постановки ружанской трупы осуществлялись в Деречине. Капелла существовала до 1820 г. Многие ружанские артисты потом оказались в театрах Петербурга и Варшавы.
А. Сапега построил театр и в другой своей резиденции, в Деречине: легкое деревянное сооружение каркасного типа, высотой в “полтора света”, рассчитанное на небольшое количество зрителей. Знаменателен деречинский театр тем, что в нем была кулисная перспективная декорация, пока единственная в Беларуси, известная от последней четверти XVIII в. Политические неурядицы драматично отразились на судьбе сапеговских театров (да пожалуй, и не их одних): театр в Деречине был разобран, ружанский вначале продан под фабрику и красильню, а в начале XX в. сгорает в пожаре вместе со всем дворцовым ансамблем.
2.4. Особенности развития Шкловского театра.
В 1772 г. Шклов вошел в состав Российской империи, через год стал относиться к Могилевской губернии. К тому времени имуществом империи распоряжалась Екатерина II. Князь Потемкин в 1773 г. получил в подарок от нее Шкловское имение. А в 1778 г. у него появился новый владелец - вышедший в отставку бывший флигель-адъютант Екатерины II генерал-майор Семен Гаврилович Зорич. Он поселился в Шклове и развил бурную деятельность. Возвел 7 фабрик (выпуск камзолов и военного обмундирования, сукна, канатное, парусное, золотошвейное производства и т.д.), начал зарабатывать немалые деньги, открыл профессиональный театр («Шкловский театр Зорича»). Он был так хорош, что позднее стал основой труппы Петербургского императорского театра.
Шкловский театр представлял собой крепостную театральную труппу графа Семена Зорича, действовавшую в Шклове в последней четверти XVIII столетия. Состояла она из крепостных певцов, танцовщиков, драматических актеров и музыкантов-инструменталистов, к которым присоединялись великосветские любители, учащиеся кадетского корпуса и гастролеры-иностранцы.
Представления шли
в специальном театральном
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
Во второй половине 18 века город Гродно стал крупным торговым и ремесленным центром не только Речи Посполитой, но и Европы. В 1770—1780 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную и т. д. Им же был открыт первый в городе театр, музыкальная капелла и театральная школа.
Театр был создан 30 апреля
1769 года. До 1774 года это был небольшой
ансамбль инструменталистов и
В 70-е годы XVIII века оперно-балетная труппа Гродненского старосты Антония Тизенгауза была широко известна. Труппа работала в специально возведенном для неё здании театра. Она считалась одной из лучших в Европе. Доподлинно известно о постановках оперы А. Грепери “Магнифик” (Великолепный), комедии П. Бомарки “Севильский цирюльник” (1778), балетных постановок Г.Петинетти.
Здание театра имеет богатую историю. Построенное в 1772 году архитекторами Мезером и Сакко, оно предназначалось для подскарбия надворного литовского Антония Тызенгауза. Здание было соединено с дворцом Тызенгауза крытым переходом. Зал был сформирован по «итальянской кривой». Представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру. Имел 22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами декораций.
В 1774 году в труппе преобладали
итальянские артисты. С 1778 года в
постановках активно
2.6. Театр Огинского в Слониме.
Воплощением идей театрального барокко в Беларуси стал театр Огинского в Слониме.
В 1768 году на месте старого замка Сапег Огинский построил великолепный дворец, в архитектурный ансамбль которого вошли манеж, театр, оранжерея, а также типография, парк, дома для придворных и гостей, другие постройки.
Знаменитый «палац» имел 116 богато убранных комнат. Его главный, самый пышный «Зал богинь» был выполнен в игривом и воздушном стиле рококо.
Однако любимым детищем известного мецената стал Слонимский придворный театр, на сцене которого работали профессиональные итальянские и польские оперные и драматические актеры, художники, крепостной балет и хор.
Материальные возможности,
которыми обладал меценат, позволяли
ему создать необычные
Театр Огинского представлял собой массивное прямоугольное здание с двухсветным залом и глубокой сценой, с примыкающими к ней двумя флигелями. Вероятно, зал имел два яруса лож, наподобие остальных театров в магнатских усадьбах Беларуси. Многие побывавшие в нем отмечали, что такой театр по своей роскоши и великолепию вполне мог составить предмет гордости любой европейской столицы.
Согласно сохранившимся
описаниям, в нем было 27 лож на
обоих ярусах. Самой красивой была
центральная – украшенная орнаментальным
бордюром и увенчанная картушем с
королевским гербом. Через высокую
дверь зритель заходил в
Однако самым примечательным
«достижением» Слонимского
Большая сцена была сконструирована
по последнему слову техники и
позволяла воплощать самые
Декорации менялись прямо на глазах у зрителей. О конкретной технической системе сведений не сохранилось: были это теларии или кулисные станки, доподлинно неизвестно. Однако известно, что на поддержание этих устройств в рабочем состоянии истрачивались немалые суммы денег. Так что машинерия Слонимского театра не уступала таковым в западноевропейских и российских театрах, и даже более того, “Новый дом оперы” во многом превзошел такие театры XVIII в., как придворный в Мангейме, народный театр в Варшаве, театры Шереметева в Кусково и Останкино. Пожалуй, ни один театр России, Украины или Польши не имел возможностей слонимской сцены.
Некоторые из опер для придворного
театра, одного из самых больших
в Европе, писал сам Михаил Казимир.
Талантливый композитор во время
концертов своей капеллы
Благодаря его деятельности Слоним в те времена называли «полесскими Афинами», куда в праздничные дни съезжались люди искусства и их поклонники со всего края, а также из Вильно и Варшавы. Город, в особенности его центр, приближенный к дворцу, был приведен в идеальный порядок – сады, скверы, оранжереи, рыбные пруды создавались лучшими специалистами Европы. От красоты, ухоженности и роскоши нельзя было отвести взгляд.
Под влиянием деятельности знаменитого мецената развивались музыкальные способности его племянника Михаила Клеофаса Огинского (1775-1833) будущего дипломата, политического деятеля и композитора – автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» («Pozegnanie Ojczyzny» – 1794 г). Им были написаны многочисленные марши и боевые песни, около 20-ти полонезов, мазурки, вальсы и множество романсов.
Слава о придворном театре Огинского распространилась далеко за пределы Беларуси. В конце XVIII в. артисты Слонимского и Гродненского (А. Тызенгауза) театров, подаренные королю Станиславу Августу, составили основную труппу польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы, драматические актеры, крепостной хор и балет. Репертуар театра в основном складывался из балетных спектаклей, опер итальянских композиторов и авторских произведений Огинского, которые исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и других городах. Опубликовано и сохранилось около 60 произведений, составляющих лишь часть его наследия.