Частные театры на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ
1.1. Из истории развития белорусской культуры.
1.2. Зарождение крепостных театров
1.3. Развитие театрального зодчества
ГЛАВА ІІ. РАЗВИТИЕ КРЕПОСНЫХ ТЕАТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2.1.Первый в Беларуси придворный крепостной театр в Несвиже
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
2.4. Особенности развития Шкловского театра
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
2.6. Театр Огинского в Слониме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

частные театры на Беларуси.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще в эпоху Великого княжества  Литовского Беларусь была поистине театральной  державой. Известно, что многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на наших  землях раньше, чем у соседей. Первые театральные залы представляли собой  не отдельные постройки, а приспособленные  для спектаклей парковые оранжереи, просторные залы замков и дворцов.

В XVIII веке расцвет культуры барокко в Речи Посполитой достиг наивысшей точки. Театр, как одна из мощных граней художественной среды той эпохи, стал королем искусств. Восемнадцатый век можно назвать его звездным часом. Сценография, техническое оснащение, театральная архитектура – все создавалось с размахом, шиком и небывалой грандиозностью.

Становление именно театральной  архитектуры приходится на последнюю  четверть XVIII века. На территории Речи Посполитой было возведено несколько театральных помещений. Их прообразом стал итальянский «ранговый театр», имевший многоярусные изолированные ложи, овальный или подковообразный зал, глубокую сцену и площадку для оркестра перед сценой.

Точно cказать, сколько театральных зданий на территории Беларуси было в то время, достаточно сложно. Каждый магнат стремился создать свой театр, а потому в каждом дворце приспосабливались или специально строились для спектаклей помещения. Были театральные залы у графов Тышкевичей в Плещеницах и Свислочи, И. Хрептовича в Щорсах, князя Любомирского в Дубровне, графа З.Г. Чернышова в Чечерске и Могилеве. Строились они, как правило, итальянскими зодчими.

Их внешние объемы отличались массивностью, декорировка фасадов была скромной и порой маловыразительной. В то время как главное значение придавалось решению интерьеров и возможностей сцены. Именно в создании уютного зала, хорошей акустики в нем, украшении лож, техническом оснащении сцены и проявлялось искусство театрального архитектора. Сама специфика барокко требовала от него большой универсальности: ему приходилось быть одновременно сценографом, театральным машинистом, пиротехником и художником.

Все достижения того времени  в гидравлике, механике, садовопарковом искусстве были поставлены на службу сцене. Но если декорационное искусство барокко передало их романтическому театру XIX в., то большинство театральных зданий не пережили своей эпохи, погибнув в огне пожаров. Нам остались лишь архивные документы, сохранившиеся рисунки, материалы исследователей той далекой эпохи.

Если говорить о культуре Беларуси XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его  внимания была проблема общества и  человека. Он рассматривал вопросы  смысла жизни, духовности мира, совершенствования  общества и др.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важное значение для развития театрального искусства Беларуси имела деятельность драматурга, актера и режиссера В. Дунина–Марцинкевича, который в середине XVIII века начал работу по созданию белорусского профессионального театра.

XVIII столетие – это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.

Таким образом, культура белорусских  земель во второй половине XVIII в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.

Литература:

1. Барышев Г.И. Театральная культура Белоруссии XVIII в. Мн., 1992.

2. Гісторыя беларускага тэатра: У 4 т. Мн., 1983. Т.1.

3. Чантурия Ю.М. История архитектуры Белоруссии. Мн., 1977.

4. Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. - Мн., 1998. - т.1.

5. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. - т. 2. - Мн., 1988.

6. Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Брэсцкая вобласць. - Мн., 1984.

7. Калнін, В. Ружанскі палац /В.Калнін// Мастацтва Беларусі. – 1987.


Информация о работе Частные театры на Беларуси