Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:09, курсовая работа
Человеческий капитал – совокупность всех знаний, умений, навыков, использующих для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Без задействования человеческого капитала невозможен переход на инновационный путь развития. Именно за счет человеческого капитал можно увеличить такие факторы как: конкурентоспособность страны, эффективность производства, также его развитие способствует экономическому росту стран. Согласно теории человеческого капитала, разработанной в 20 веке, улучшение качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность накопленной человеком способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.
10 869 рублей, женщин – 6 926 рублей. Среднемесячная заработная плата по всем категориям образования составляет 8 694 рубля.
Сделав сравнительный анализ двух таблиц (Таблица 2.4 и Таблица 2.5), можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата по образованию в 2007 году превышала среднемесячную заработную плату по образованию в 2005 году на 1 406 рублей. Следовательно, она возросла. Также можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата как мужчин, так и женщин в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом, на 1 131 и 1 474 рубля соответственно. Среднемесячная заработная плата людей с высшим образованием увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 на 622 рубля. Причем, среднемесячная заработная плата мужчин увеличилась на 124 рубля , женщин же – на 1 190 рублей. Среднемесячная заработная плата людей, имеющих полное среднее общее образование, увеличилась на 1 875 рублей. Причем, у женщин среднемесячная заработная плата увеличилась на 1 583 рубля, у мужчин – на 2 131 рубль.
Таблица 2.6 Средняя продолжительность специального стажа, 1994-2008 гг., лет (15/64, РМЭЗ)
Все |
Мужчины |
Женщины | |
1994 |
8,1 |
7,7 |
8,5 |
1995 |
7,8 |
7,4 |
8,2 |
1996 |
7,7 |
7,2 |
8,1 |
1998 |
7,3 |
6,8 |
7,8 |
2000 |
6,9 |
6,2 |
7,4 |
2001 |
7,3 |
6,4 |
8,0 |
2002 |
6,9 |
6,2 |
7,5 |
2003 |
6,8 |
6,0 |
7,4 |
2004 |
6,8 |
5,9 |
7,6 |
2005 |
6,8 |
5,8 |
7,7 |
2006 |
6,8 |
5,8 |
7,7 |
2007 |
6,7 |
5,7 |
7,6 |
2008 |
6,9 |
6,1 |
7,6 |
На основании данных о средней продолжительности специального стажа можно сделать вывод о том, что с 1994 по 2008 год, средняя продолжительность специального стажа упала на 1,2 года.
Наибольшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 1994 году. Она составляла 8,1 года. Наименьшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 2007 году. Она составляла 6,9 года.
На основании этой таблицы можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность специального стажа у женщин превышает среднюю продолжительность специального стажа у мужчин на 1,5 года.
Таблица 2.7 Среднемесячная заработная плата по специальному стажу, 2007 г., РМЭЗ, руб.
Специальный стаж |
Все |
Муж. |
Жен. |
Менее 1 года |
9 821 |
11 579 |
7 950 |
1-3 года |
10 199 |
11 637 |
8 865 |
3-5 лет |
10 678 |
12 481 |
8 895 |
5-10 лет |
10 900 |
13 714 |
8 366 |
10 и более лет |
9 376 |
11 290 |
8 259 |
Все |
10 032 |
11 952 |
8 340 |
На основании данных о среднемесячной заработной плате по специальному стажу можно сделать вывод о том, что наибольшая среднемесячная заработная плата по специальному стажу у тех людей, чей стаж 5-10 лет. Она составляет 10 900 рублей. Наименьшая среднемесячная заработная плата у тех людей, чей стаж равен 10 и более лет. Она составляет 9 376 рублей.
Среди мужчин, наибольшая среднемесячная заработная плата у тех, чей стаж равен 5-10 лет. Она составляет 13 714 рублей. Среди женщин, наибольшая заработная плата у тех, чей стаж равен 3-5 лет. Она составляет 8895 рублей.
Среднемесячная заработная плата по специальному стажу у мужчин превышает среднемесячную заработную плату женщин на 3 612 рублей.
Таблица 2.8 Распределение занятых по профессиональным группам
1997 |
2007 | |
Руководители |
6,3 |
6,9 |
Специалисты высшего уровня квалификации |
14,8 |
18,0 |
Специалисты среднего уровня квалификации |
15,0 |
14,9 |
Служащие, занятые подготовкой информации |
3,2 |
3,0 |
Работники сферы обслуживания |
10,8 |
14,0 |
Квалифицированные рабочие сельского хозяйства |
2,8 |
4,4 |
Квалифицированные рабочие промышленности |
17,0 |
15,1 |
Полуквалифицированные рабочие |
14,8 |
12,3 |
Неквалифицированные рабочие |
15,2 |
11,4 |
Итого |
100 |
100 |
На основании таблицы о распределении занятых по профессиональным группам можно сделать вывод о том, что по сравнению с 1997 годом в 2007 году доля руководителей увеличилась на 0,6 %. Доля специалистов высшего уровня квалификации увеличилась на 3,2 %. Доля специалистов среднего уровня квалификации понизилась на 0,1 %. Доля служащих, занятых подготовкой информации, уменьшилась на 0,2 %. Доля работников сферы обслуживания увеличилась на 3,2 %. Доля квалифицированных рабочих сельского хозяйства увеличилась на 1,6 %. Доля квалифицированных рабочих промышленности упала на 1,9 %. Доля полуквалифицированных рабочих упала на 2,5 %. Доля неквалифицированных рабочих упала на 3,8 %.
Также можно сделать вывод о том, что в 1997 году наибольшая доля занятых (17,0 %) приходилась на квалифицированных рабочих промышленности. В 2007 году наибольшая доля занятых приходилась на специалистов высшего уровня квалификации (18 %).
Наименьшая доля занятых в 1997 году приходилась на квалифицированных рабочих сельского хозяйства (2,8 %). Наименьшая доля занятых в 2007 году приходилась на служащих, занятых подготовкой информации.
Выводы:
Масштабное обесценение человеческого капитала, накопленного при прежней (плановой) системе.
Сглаженные профили заработков по возрасту
Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной возраста в минцеровских уравнениях заработной платы
Короткий специфический стаж (менее 8 лет)
Высокая текучесть кадров (около трети работников имеют стаж менее 1 года). Доля работников со стажем более 10 лет сократилась в 1,5 раза.
Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной специфического стажа в минцеровских уравнениях заработной платы
Низкие масштабы формальной подготовки на рабочих местах (5 % работников обучались на каких-либо курсах в течение последнего года, средняя продолжительность обучения чуть не более 1 месяца)
С формальной точки зрения Россия обладает высокообразованной рабочей силой (среднее число лет образования на одного занятого – 13)
Доля работников с третичным образованием одна из самых высоких в мире (Каждый четвертый занятый имеет высшее или неполное высшее образование, около 36 % - среднее профессиональное) - неожиданно для страны со средне-низким уровнем доходов
Устойчивый рост спроса на третичное образование (85 % молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет собираются продолжить образование, 60 % в вузах)
Недофинансирование системы образования – но неожиданно низкое соотношение учащиеся/преподаватели
Низкое и ухудшающееся качество обучения
Сильное положительное влияние образования на положение работников на рынке труда (выше средняя зарплата, ниже уровень безработицы). Премия на образование – 70 %. Прибавку к зарплате дают также навыки пользование компьютером, Интернетом. Знание иностранного языка
Сдвиг от низкой отдачи от образования в дореформенный период к высокой в настоящее время
Сглаженные профили заработков по возрасту; практически нулевое влияние специфического стажа
В межстрановой перспективе – парадоксальное сочетание больших запасов ЧК с низкой производительностью труда
Инвестиции в специфический стаж практически не окупаются
30 % работников считают полученные в период обучения знания и навыки полностью, либо практически бесполезными, 25 % переинвестировали в человеческий капитал, 15 % недоинвестировали, 50 % совершили нецелевые инвестиции
Доля работников, свободно владеющих иностранным языком, - 1,5 %
Доля работающих по специальности среди обладателей ВУЗовских дипломов – около 50 %. Верность профессии сохраняют 80 % выпускников медицинских вузов, математики (61 %), компьютерщики (67 %). Выпускники сельскохозяйственных вузов – 22 %, инженерных – 36 %.
16 % дипломированных специалистов занимают руководящие должности
Каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования
Среднее специальное образование – «лифт вниз» (две трети выпускников занимают позиции, не требующие образования, 30 % - рабочие, в том числе низкой и средней квалификации)
2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом
Сергей Собянин, заместитель председателя правительства Российской Федерации: «Лозунг нашей сегодняшней конференции - это социальная политика как фактор обеспечения стабильности развития государства.»
«…следующая стадия, которую мы наблюдаем сегодня, очевидцами и участниками которой мы являемся, это стадия иной социальной политики. Я бы назвал эту политику политикой развития, развитие не социальной помощи, а развитие человеческого капитала как некий конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом. И несмотря на то, что в лозунге мы говорим о некоем факторе стабильности, я бы еще назвал, что это фактор развития. И от того, насколько развит человеческий потенциал, насколько развит человеческий капитал, во многом зависит и развитие общества, насколько конкурентен человеческий капитал, настолько и конкурентна та или иная страна, та или иная общественная система. И мне кажется, что такой ответ на понимание социальной политики не только в целях нашей дискуссии, но и в целом, я думаю, будет более правильным и более перспективным. При этом, конечно, любое государство, и наше, должно всегда найти ответ, а какова же роль государства в социальной политике, какова его доля, какова его ниша. И здесь разброс ответов может быть чрезвычайно большим. В каких она формах должна проявляться, какие ресурсы должны изыматься у экономики в целях развития человеческого капитала и проведения социальной политики, и, собственно, на какие задачи эти ресурсы должны распределяться. И самое главное, как сделать так, чтобы участие государства было максимально эффективным. И, конечно, важный вопрос: как найти оптимальный баланс между ресурсами, которые изымает государство в целях социальной политики и экономики. И здесь тоже есть развилки. Конечно, можно ответить, что государство должно брать столько, сколько необходимо для проведения социальной политики. Но мы знаем, что это популистские заявления, которые могут привести просто к разрушению государства, стагнации экономики и принести ущерб той же социальной политике, о которой мы говорим. Можно ответить и так, что государство оставляет у себя материальных и финансовых ресурсов столько, чтобы они не принесли ущерб для экономики. Но, мне кажется, и это не совсем правильный ответ. Государство должно изымать столько ресурсов в целях проведения социальной политики, улучшения человеческого капитала, насколько в дальнейшем этот человеческий капитал может привести к развитию самого общества, к его ускорению, к его динамике. Даже если на какой-то период нам придется пожертвовать инвестициями в экономику, но при этом человеческий капитал должен придать новую динамику развитию общества. И, мне кажется, это тоже правильный вопрос и ответ, и именно так сегодня формулируется политика государства, Концепция развития государства-2020, основных направлений деятельности правительства. И когда мы говорим именно о развивающейся социальной политике, о развитии человеческого капитала, то мы должны понимать, что есть определенные установки, определенные границы и должная динамика развития человеческого капитала. Она должна быть таковой, чтобы государство и граждане этого государства были конкурентны не только внутри себя, но и вовне. Это важнейший фактор любой реформы. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого капитала, требования к социальной политике - это требования к выживанию общества, к выживанию государства.