Человеческий капитал в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Человеческий капитал – совокупность всех знаний, умений, навыков, использующих для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Без задействования человеческого капитала невозможен переход на инновационный путь развития. Именно за счет человеческого капитал можно увеличить такие факторы как: конкурентоспособность страны, эффективность производства, также его развитие способствует экономическому росту стран. Согласно теории человеческого капитала, разработанной в 20 веке, улучшение качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность накопленной человеком способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

10 869 рублей, женщин – 6 926 рублей. Среднемесячная заработная плата по всем категориям образования составляет 8 694 рубля.

Сделав сравнительный анализ двух таблиц (Таблица 2.4 и Таблица 2.5), можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата по образованию в 2007 году превышала среднемесячную заработную плату по образованию в 2005 году на 1 406 рублей. Следовательно, она возросла. Также можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата как мужчин, так и женщин в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом, на 1 131 и 1 474 рубля соответственно. Среднемесячная заработная плата людей с высшим образованием увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 на 622 рубля. Причем, среднемесячная заработная плата мужчин увеличилась на 124 рубля , женщин же – на 1 190 рублей. Среднемесячная заработная плата людей, имеющих полное среднее общее образование, увеличилась на 1 875 рублей. Причем, у женщин среднемесячная заработная плата увеличилась на 1 583 рубля, у мужчин – на 2 131 рубль.

 

Таблица 2.6 Средняя продолжительность специального стажа, 1994-2008 гг., лет (15/64, РМЭЗ)

 

Все

Мужчины

Женщины

1994

8,1

7,7

8,5

1995

7,8

7,4

8,2

1996

7,7

7,2

8,1

1998

7,3

6,8

7,8

2000

6,9

6,2

7,4

2001

7,3

6,4

8,0

2002

6,9

6,2

7,5

2003

6,8

6,0

7,4

2004

6,8

5,9

7,6

2005

6,8

5,8

7,7

2006

6,8

5,8

7,7

2007

6,7

5,7

7,6

2008

6,9

6,1

7,6


 

На основании данных о средней продолжительности специального стажа можно сделать вывод о том, что с 1994 по 2008 год, средняя продолжительность специального стажа упала на 1,2 года.

Наибольшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 1994 году. Она составляла 8,1 года. Наименьшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 2007 году. Она составляла 6,9 года.

На основании этой таблицы можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность специального стажа у женщин превышает среднюю продолжительность специального стажа у мужчин на 1,5 года.

 

Таблица 2.7 Среднемесячная заработная плата по специальному стажу, 2007 г., РМЭЗ, руб.

Специальный стаж

Все

Муж.

Жен.

Менее 1 года

9 821

11 579

7 950

1-3 года

10 199

11 637

8 865

3-5 лет

10 678

12 481

8 895

5-10 лет

10 900

13 714

8 366

10 и более лет

9 376

11 290

8 259

Все

10 032

11 952

8 340


 

На основании данных о среднемесячной заработной плате по специальному стажу можно сделать вывод о том, что наибольшая среднемесячная заработная плата по специальному стажу у тех людей, чей стаж 5-10 лет. Она составляет 10 900 рублей. Наименьшая среднемесячная заработная плата у тех людей, чей стаж равен 10 и более лет. Она составляет 9 376 рублей.

Среди мужчин, наибольшая среднемесячная заработная плата у тех, чей стаж равен 5-10 лет. Она составляет 13 714 рублей. Среди женщин, наибольшая заработная плата у тех, чей стаж равен 3-5 лет. Она составляет 8895 рублей.

Среднемесячная заработная плата по специальному стажу у мужчин превышает среднемесячную заработную плату женщин на 3 612 рублей.

 

Таблица 2.8 Распределение занятых по профессиональным группам

 

1997

2007

Руководители

6,3

6,9

Специалисты высшего уровня квалификации

14,8

18,0

Специалисты среднего уровня квалификации

15,0

14,9

Служащие, занятые подготовкой информации

3,2

3,0

Работники сферы обслуживания

10,8

14,0

Квалифицированные рабочие сельского хозяйства

2,8

4,4

Квалифицированные рабочие промышленности

17,0

15,1

Полуквалифицированные рабочие

14,8

12,3

Неквалифицированные рабочие

15,2

11,4

Итого

100

100


 

На основании таблицы о распределении занятых по профессиональным группам можно сделать вывод о том, что по сравнению с 1997 годом в 2007 году доля руководителей увеличилась на 0,6 %. Доля специалистов высшего уровня квалификации увеличилась на 3,2 %. Доля специалистов среднего уровня квалификации понизилась на 0,1 %. Доля служащих, занятых подготовкой информации, уменьшилась на 0,2 %. Доля работников сферы обслуживания увеличилась на 3,2 %. Доля квалифицированных рабочих сельского хозяйства увеличилась на 1,6 %. Доля квалифицированных рабочих промышленности упала на 1,9 %. Доля полуквалифицированных рабочих упала на 2,5 %. Доля неквалифицированных рабочих упала на 3,8 %.

Также можно сделать вывод о том, что в 1997 году наибольшая доля занятых (17,0 %) приходилась на квалифицированных рабочих промышленности. В 2007 году наибольшая доля занятых приходилась на специалистов высшего уровня квалификации (18 %).

Наименьшая доля занятых в 1997 году приходилась на квалифицированных рабочих сельского хозяйства (2,8 %). Наименьшая доля занятых в 2007 году приходилась на служащих, занятых подготовкой информации.

Выводы:

Масштабное обесценение человеческого капитала, накопленного при прежней (плановой) системе.

Сглаженные профили заработков по возрасту

Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной возраста в минцеровских уравнениях заработной платы

Короткий специфический стаж (менее 8 лет)

Высокая текучесть кадров (около трети работников имеют стаж менее 1 года). Доля работников со стажем более 10 лет сократилась в 1,5 раза.

Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной специфического стажа в минцеровских уравнениях заработной платы

Низкие масштабы формальной подготовки на рабочих местах (5 % работников обучались на каких-либо курсах в течение последнего года, средняя продолжительность обучения чуть не более 1 месяца)

С формальной точки зрения Россия обладает высокообразованной рабочей силой (среднее число лет образования на одного занятого – 13)

Доля работников с третичным образованием одна из самых высоких в мире (Каждый четвертый занятый имеет высшее или неполное высшее образование, около 36 % - среднее профессиональное) - неожиданно для страны со средне-низким уровнем доходов

Устойчивый рост спроса на третичное образование (85 % молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет собираются продолжить образование, 60 % в вузах)

Недофинансирование системы образования – но неожиданно низкое соотношение учащиеся/преподаватели

Низкое и ухудшающееся качество обучения

Сильное положительное влияние образования на положение работников на рынке труда (выше средняя зарплата, ниже уровень безработицы). Премия на образование – 70 %. Прибавку к зарплате дают также навыки пользование компьютером, Интернетом. Знание иностранного языка

Сдвиг от низкой отдачи от образования в дореформенный период к высокой в настоящее время

Сглаженные профили заработков по возрасту; практически нулевое влияние специфического стажа

В межстрановой перспективе – парадоксальное сочетание больших запасов ЧК с низкой производительностью труда

Инвестиции в специфический стаж практически не окупаются

30 % работников считают полученные  в период обучения знания и  навыки полностью, либо практически  бесполезными, 25 % переинвестировали  в человеческий капитал, 15 % недоинвестировали, 50 % совершили нецелевые инвестиции

Доля работников, свободно владеющих иностранным языком, - 1,5 %

Доля работающих по специальности среди обладателей ВУЗовских дипломов – около 50 %. Верность профессии сохраняют 80 % выпускников медицинских вузов, математики (61 %), компьютерщики (67 %). Выпускники сельскохозяйственных вузов – 22 %, инженерных – 36 %.

16 % дипломированных специалистов  занимают руководящие должности

Каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования

Среднее специальное образование – «лифт вниз» (две трети выпускников занимают позиции, не требующие образования, 30 % - рабочие, в том числе низкой и средней квалификации)

2.3 Человеческий капитал  как конкурентный фактор, оказывающий  прямое воздействие на развитие государства и мира в целом

 

Сергей Собянин, заместитель председателя правительства Российской Федерации: «Лозунг нашей сегодняшней конференции - это социальная политика как фактор обеспечения стабильности развития государства.»

«…следующая стадия, которую мы наблюдаем сегодня, очевидцами и участниками которой мы являемся, это стадия иной социальной политики. Я бы назвал эту политику политикой развития, развитие не социальной помощи, а развитие человеческого капитала как некий конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом. И несмотря на то, что в лозунге мы говорим о некоем факторе стабильности, я бы еще назвал, что это фактор развития. И от того, насколько развит человеческий потенциал, насколько развит человеческий капитал, во многом зависит и развитие общества, насколько конкурентен человеческий капитал, настолько и конкурентна та или иная страна, та или иная общественная система. И мне кажется, что такой ответ на понимание социальной политики не только в целях нашей дискуссии, но и в целом, я думаю, будет более правильным и более перспективным. При этом, конечно, любое государство, и наше, должно всегда найти ответ, а какова же роль государства в социальной политике, какова его доля, какова его ниша. И здесь разброс ответов может быть чрезвычайно большим. В каких она формах должна проявляться, какие ресурсы должны изыматься у экономики в целях развития человеческого капитала и проведения социальной политики, и, собственно, на какие задачи эти ресурсы должны распределяться. И самое главное, как сделать так, чтобы участие государства было максимально эффективным. И, конечно, важный вопрос: как найти оптимальный баланс между ресурсами, которые изымает государство в целях социальной политики и экономики. И здесь тоже есть развилки. Конечно, можно ответить, что государство должно брать столько, сколько необходимо для проведения социальной политики. Но мы знаем, что это популистские заявления, которые могут привести просто к разрушению государства, стагнации экономики и принести ущерб той же социальной политике, о которой мы говорим. Можно ответить и так, что государство оставляет у себя материальных и финансовых ресурсов столько, чтобы они не принесли ущерб для экономики. Но, мне кажется, и это не совсем правильный ответ. Государство должно изымать столько ресурсов в целях проведения социальной политики, улучшения человеческого капитала, насколько в дальнейшем этот человеческий капитал может привести к развитию самого общества, к его ускорению, к его динамике. Даже если на какой-то период нам придется пожертвовать инвестициями в экономику, но при этом человеческий капитал должен придать новую динамику развитию общества. И, мне кажется, это тоже правильный вопрос и ответ, и именно так сегодня формулируется политика государства, Концепция развития государства-2020, основных направлений деятельности правительства. И когда мы говорим именно о развивающейся социальной политике, о развитии человеческого капитала, то мы должны понимать, что есть определенные установки, определенные границы и должная динамика развития человеческого капитала. Она должна быть таковой, чтобы государство и граждане этого государства были конкурентны не только внутри себя, но и вовне. Это важнейший фактор любой реформы. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого капитала, требования к социальной политике - это требования к выживанию общества, к выживанию государства.

Информация о работе Человеческий капитал в России