Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:46, реферат
Историей монголов и их гениальным вождем, вписавшим блестящие страницы во всемирную историю, до самого последнего времени интересовался только узкий круг ориенталистов. Несмотря на то, что в русской истории есть особый период - монгольский, ему не придавалось особого значения "казенными" историками, этот период относится к числу "пустых периодов" русской истории, несмотря на тот исторический факт, что из этого периода - как из "материнского лона" - вышла Московская Русь. Не существует также специального исторического труда на эту тему.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ТЕМУЧИН
ТЕМУЧИН ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ ЧИНГИС-ХАНОМ ГРУППОЙ АРИСТОКРАТИИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЛЕМЕН В ОДИН МОНГОЛЬСКИЙ НАРОД
ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
ПОХОД В СРЕДНЮЮ АЗИЮ
СМЕРТЬ ЧИНГИС-ХАНА
Вернувшись из Китая, Чингис-хан
должен был обратить внимание на ближайший
к нему запад, где, как было отмечено
в предыдущей главе, у него оставался
еще сильный враг - Кучлук-хан, который
коварством успел завладеть Кара-китайской
державой. Не были еще покорены некоторые
народы к западу от Алтая до реки Урала.
Как бы ни сложились дальнейшие отношения
с могущественным государем мусульманской
Средней Азии, султаном Мухаммедом, называемым
также "Хорезмшахом", который владел
Туркестаном, Афганистаном и Персией,
во всяком случае должны были быть предварительно
ликвидированы ближайшие враги, которые
могли быть опасны для мирных сношений
с мусульманской державой, а в случае войны
- усилить собою врагов Монгольской монархии.
Эту задачу он возлагает на своих лучших
полководцев Субутая и Джэбэ, которые
легко с нею справляются. Первый в 1216 г.
быстро покоряет земли между Алтаем и
Уралом, причем племя меркитов, непримиримых
врагов Чингис-хана, истребляется до последнего
человека; второй уничтожает империю узурпатора
Кучлука, искусно использовав неудовольствие
против него его мусульманских подданных,
преследуемых им за религиозные убеждения.
Объявив полную веротерпимость, Джэбэ-нойон
привлекает к монголам симпатии их, а также
части чинов войска, обеспечивая себе
таким путем военные успехи. Разбитый
наголову и преследуемый по пятам монголами,
Кучлук лишается царства и бесславно гибнет
в дебрях Гиндукуша. Кара-китайская держава,
охватывающая Восточный Туркестан со
столицей Кашгаром и часть Семиречья с
некоторыми прилегающими землями присоединяется
к Империи Чингис-хана, которая, таким
образом, приходит в непосредственное
соприкосновение с обширными владениями
Хорезмшаха.
Последний еще во время Китайского похода
снарядил к монгольскому монарху посольство
с официальной целью завязки мирных сношений,
но, конечно, не без тайной миссии проверить
дошедшие до Мухаммеда слухи о возрастающем
могуществе Чингис-хана. Посольство это
застало его, уже по возвращении его из
Чжунду, в Каракоруме, где и было весьма
милостиво принято.
Чингис-хан поручил чинам посольства передать
их государю, что считает его повелителем
Запада, как признает себя владыкою Востока,
и что он будет рад установлению между
ними дружеских отношений и завязке торговых
сношений между их народами.
В свою столицу Каракорум Чингис-хан
прибыл только в 1225 г. Он был на вершине
своей славы. Когда-то бедный и всеми покинутый
Темучин стоял теперь во главе организованной
и огромной империи, ему беспрекословно
повиновалось верное и прославленное
победами войско, он имел сподвижников
- талантливых полководцев, которые не
были раболепными царедворцами и не боялись
говорить ему правду в глаза. Завоевание
мусульманской Азии открыло новые пути
между Востоком и Западом; ядро Монгольской
империи лежало в узле этих путей. Линии
летучей почты, созданные военными потребностями,
обращались в пути культурных сношений
между нациями в мирное время.
Не подлежит сомнению, что такие гигантские
результаты были достижением полководческого
гения Чингис-хана. Его действия в первый
период Среднеазиатской войны (до бегства
Мухаммеда из-под Самарканда) не требуют
комментариев; не надо быть специалистом,
чтобы дать им надлежащую оценку с точки
зрения теории военного искусства. Менее
понятными представляются операции монгольских
войск во второй период войны: подчас кажется,
что верховный вождь их грешил слишком
большим разбросом своих сил. Но если хорошо
вдуматься в стратегическую обстановку
этого периода, то окажется, что и в данном
случае деятельность Чингис-хана, как
строго соответствовавшая этой обстановке,
должна быть признана безукоризненной.
Дело в том, что регулярные силы противника
уничтожены, но он занят формированием
новых, которые собираются в нескольких
пунктах . Эти очаги необходимо ликвидировать
flagrante delicto; отсюда вытекает необходимость
действий не сосредоточенными силами,
а отдельными отрядами. В то же время надо
лишить неприятеля опорных точек для развития
его вооруженных сил: это положение имеет
следствием многочисленные осады крепких
городов. Наконец, важно не дать вражеской
силе собраться около главы государства,
почему в погоню за бежавшим султаном
направляются двое из наиболее талантливых
и наиболее энергичных вождей, которые
хотя и не настигают венценосного беглеца,
но своей погоней доводят его до естественной
гибели.
В многочисленных осадах, которые ведут
монгольские войска, они могли бы быстро
растратить свою драгоценную живую силу,
источники пополнения которой находятся
в расстоянии нескольких тысяч верст от
театра войны, если бы их полководец не
дошел до гениальной (хотя и жестокой)
идеи брать крепости руками побежденных.
Все это с очевидностью указывает на несравненный
военный гений Чингис-хана.
В феврале 1226 г. Чингис-хан вступил
в Тангутскую землю, предав ее огню
и мечу. Поход увенчался полным успехом.
Тангутский царь был разбит в поле, столица
его, Цзинься, осаждена. Открывалась возможность,
продолжая осаду одной частью войска,
другою вторгнуться с востока в земли,
еще оставшиеся под властью цзиньского
императора и, таким образом, дать энергичный
толчок затянувшейся после смерти Мухали
китайской кампании. Это и была, вероятно,
одна из причин, почему престарелый монгольский
монарх принял лично начальство над назначенной
в Тангутскую экспедицию армией и почему
эта последняя была доведена до внушительной
цифры в 130 000 человек. Однако смерть положила
предел дальнейшим начинаниям Чингис-хана.
Еще зимой 1226/27 года, на облавной охоте
на диких лошадей он упал с коня, который,
чего-то испугавшись, шарахнулся, и уже
после этого случая старый хан почувствовал
себя плохо. Созванный военный совет решил
приостановить поход до выздоровления
императора, распустив армию по домам.
В качестве мотива этого решения было
приведено то, что тангуты, как народ оседлый,
никуда откочевать не могут, так что всегда
будет возможно снова приняться за них.
Но Чингис-хан с этим решением не согласился,
справедливо указывая, что такой отход
армии может быть приписан неприятелем
слабости монголов, а это придаст ему новые
силы для продолжения борьбы.
- Клянусь Вечно Синим Небом, - воскликнул
он, - лучше я умру, но потребую отчета от
тангутского царя!
Таким образом, война продолжалась. Между
тем здоровье Чингис-хана клонилось все
более к упадку. Летом 1227 г. к нему прибыли
послы от цзиньского императора с просьбой
о мире. Чувствуя, что ему уже не суждено
лично повести свое войско против этого
заклятого врага, и предвидя неизбежные
трения, которые на первое время после
его смерти должны были возникнуть в верховном
управлении, он согласился на заключение
просимого мира, решив в своих мыслях,
что это будет лишь временное перемирие,
до восстановления в государстве нормального
порядка.
В то же время неутомимый ум его работал
в направлении изыскания наилучших путей
для нанесения в будущем смертельного
удара врагу, которому он только что даровал
мир. Находясь уже на смертном одре, он
дает следующее наставление своим сыновьям
и воеводам:
"Лучшие цзиньские войска находятся
у Тункуана (крепость на Желтой реке, со
всех сторон прикрытая труднодоступной
местностью). Там трудно будет уничтожить
их посредством внезапного нападения.
Если просить у государства Сун о свободном
проходе наших войск (через его территорию),
то ввиду постоянно враждебных отношений
между государствами Сун и Цзинь на это,
наверное, последует согласие. В таком
случае мы должны армию послать через
Танг и Тенг (в Южной Хэнани), а оттуда ломить
прямо на Та-лиан (иначе Бянь-лянь, южная
столица Цзиньской империи). Государь
Цзиня тогда будет принужден поспешно
подтянуть войска из Тункуана. Когда они
в числе нескольких десятков тысяч прибудут
на выручку, люди и лошади после марша
в 1000 ли (ли - 1/2 версты) будут настолько
истощены, что не будут боеспособны. Тогда
можно будет истребить их наверняка".
Тут же умирающий в предвидении еще более
далеких событий дал окружающим ясные
директивы о способах ведения войны со
следующим противником - Сунской державой.
"Не забывайте никогда, - прибавил он
по этому поводу, - что душой всякого дела
является то, чтобы оно было доведено до
конца".
В это время осажденная тангутская
столица была доведена до крайности; укрывавшийся
в ней глава государства предложил Чингис-хану
сдать город, обещав по прошествии месяца
лично явиться для изъявления покорности.
Чингис-хан сделал вид, что принимает условия,
и для усыпления бдительности врага назвал
его своим сыном. Однако в то же время,
чувствуя приближение конца, он запретил
известие о его смерти предавать огласке
до окончательной расправы с тангутским
царем. Когда же последний явится, то его
захватить и со всей свитой умертвить.
Вскоре после этих последних распоряжений
грозный повелитель испустил дух 72 лет
от роду. Перед самой смертью, последовавшей
в 1227 г. в полнолуние месяца "Свиньи"
года "Свиньи", он в последний раз
призвал к своему ложу сыновей Угэдэя
и Тулуя, а также внука Есунке-Ака, сына
недавно умершего Джучи и изъявил им свою
последнюю волю в следующих словах:
"О дети! Знайте вопреки ожиданию, что
приблизилось время последнего похода
и перехода моего силою Господнею и помощью
Небесною. Я завоевал и покончил (укрепил)
для вас, деток, царство такой пространной
ширины, что из центра его в каждую сторону
будет один год пути. Теперь мое завещание
таково: вы для поражения врагов и возвеличения
друзей будьте одного мнения и одного
лица, дабы жить приятно и легко и наслаждаться
царством. Угэдэй-хана поставьте наследником.
Вы не должны изменять моей Ясы после моей
смерти, чтобы не было смуты в царстве".
Выбор ханом наследником своим третьего
сына, Угэдэя, объясняется фамильным решением,
бывшим перед отправлением в этот поход,
по предложению ханской наложницы Есуй,
которая сказала хану: "Царь, ты идешь
за горы и реки, в далекие страны на битвы?
Если случится тебе оставить по себе непроизносимое
имя, то которому из четырех сыновей своих
повелишь быть господином? Объяви о том
наперед всем!"
Тогда старшего сына, Джучи, отвел от права
на престол второй сын, Чагатай, намекая
на его сомнительное происхождение (мать
их Бортэ родила его после пленения меркитами);
Чагатая же отвел от права быть наследником
престола Джучи, говоря, что у него, кроме
крутого нрава, нет талантов.
Тогда Чагатай предложил назначить наследником
Угэдэя, говоря, что он спокоен, рассудителен
и всеми ими уважаем; Чингис-хан и весь
совет фамильный одобрили его кандидатуру,
с тем, однако, чтобы после Угэдэя наследником
был бы вновь избран достойный из дома
Чингисова, так как Угэдэй сам сказал на
совете, что сомневается в достоинствах
на престол своих сыновей. Этим решением
фамильного совета были санкционированы
выборы хана со всеми последствиями, приведшими
к распаду империи. Это решение было перед
походом на Хорезм, и Чингис-хан его подтвердил,
сказав: "Слова мои неизменны, не позволю
нарушать их".
Мы видим, как это решение исполнилось
наследниками Чингис-хана. В грамоте Хубилая
на утверждение его сына наследником престола
сказано: "Чингис-хан оставил наставление,
чтобы заблаговременно избирать и утверждать
наследника из законных наследников того,
который достоин наследовать и которому
можно вверить управление". Эти наставления
Чингис-хана хранились в Золотом ящике
в железной комнате (дворцовый архив).
Тело его по его желанию было отвезено
на родину под плач и причитания и предано
земле на горе Бурхан-Халдун, которая неоднократно
спасала его жизнь в юности. "Он пришел
из тленного мира и трон царства оставил
славному роду", - повествует нам Рашид
ад-Дин.
Относительно причин смерти Чингис-хана
кроме официальной версии о падении с
коня во время охоты на диких лошадей существует
несколько других, но все они сходятся
на дате его смерти, на 1227 г., и в том, что
он умер не своей смертью. Так, у Марко
Поло Чингис-хан умирает от раны в колено
стрелой. У Плано Карпини - от удара молнии.
По распространенной монгольской
легенде, которую пришлось слышать
и автору, Чингис-хан будто умер
от раны, причиненной тангутской
ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун,
которая провела единственную брачную
ночь с Чингисханом, взявшим се в жены
по праву завоевателя после взятия столицы
Тангутского царства. Покинувший свою
столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган,
отличавшийся хитростью и коварством,
будто уговорил свою супругу, оставшуюся
там, причинить смертельную рану зубами
Чингис-хану во время брачной ночи, и его
коварство было столь велико, что послал
совет Чингис-хану, чтобы ее предварительно
обыскали "до ногтей" во избежание
покушения на жизнь хана. После укуса Кюрбелдишин-хатун
бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу
которой стоял своей ставкой Чингис-хан.
Эта река после того монголами стала называться
Хатун-мюрен, что значит "река царицы".
На этот случай намекается и в следующем
надгробном причитании князя Килукена.
Существует монгольская легенда, что,
когда везли в Монголию тело Чингис-хана
на телеге, она однажды сильно завязла
в болоте. Тогда князь Килукен из племени
сунид стал причитать так:
"О чудесный лев, среди людей явившийся
с голубого Неба Тэнгри, мой Богдо-хан!
Или ты хочешь покинуть свой народ и остаться
здесь? О мой Богдо! Твоя супруга там на
прекрасном месте своего рождения, твое
прочное государственное управление,
сила твоих законов, твои подданные - все
там! Твои любимые жены, твой золотой шатер,
твой верный народ - все там! Твоя родина,
река, в которой тебя мыли, плодовитый
народ Монгол, носители твоей славы, князья
и вельможи: Делюн-Болдох на реке Ононе,
место твоего рождения - все там! Там твои
бунчуки, барабаны, кубки, трубы и свирели,
твой золотой дворец, который заключает
в себе всё, чему только есть имя, - луга
на Ононе, где ты взошел на трон Аруладов,
- все там! Твоя превосходная верная супруга
Бортэ, счастливая страна, великий народ;
Боорчу и Мухали, два верных друга - все
там! Твоя неземная супруга Хутан-хатун,
ее гусли, флейты и другие музыкальные
инструменты, твои две другие жены - Джису
и Джису-ген - все там! Или потому, что страна
эта тепла, или потому, что здесь много
побежденных тангутов, или потому, что
прекрасна Кюрбелдишин-хатун, ты хочешь
покинуть своих монголов? И если нам уже
не было суждено уберечь твою драгоценную
жизнь, так мы сможем привезти твои сидящие,
подобно яшме, останки на родину, показать
их супруге Бортэ и удовольствовать тем
желанию всего народа!"
После этих уговоров тело Чингис-хана
с телегой освободилось из засосавшего
болота и двинулось на родину. На горе
Бурхан-Халдун оно покоится до наших дней,
попытки европейских путешественников
найти место последнего успокоения величайшего
завоевателя всех веков и народов успехом
не увенчались, так как не было поставлено
никаких надгробных знаков, чтобы кладбище
не подверглось разграблению. Место это
заросло густым лесом. Из детей Чингис-хана
там же, на горе Бурхан-Халдун, похоронены:
младший его сын, любимец отца Тулуй с
его детьми Мункэ-ханом, Хубилай-ханом,
Ариг-Бугой и другими их детьми. Другие
внуки Чингисхана от Джучи, Чагатая и Угэдэя,
их дети и род имеют в других местах кладбища.
Хранители этого большого запретного
места суть беки племен урянхайских.
Умер он в походной обстановке, так же
просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего
из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около
500 миллионов душ, а следовательно, по понятиям
своего века, обладатель несметных богатств,
он до конца дней своих чуждался роскоши
и излишеств. После покорения Средней
Азии офицеры его армии обзавелись превосходными
турецкими кольчугами и стали носить ценные
дамасские клинки. Но Чингис-хан, несмотря
на то что был страстным любителем оружия,
принципиально не последовал их примеру
и вообще остался чужд влиянию мусульманской
роскоши. Он продолжал носить одежду кочевника
и держаться степных обычаев, завещав
своим наследникам и всему монгольскому
народу не изменять этим обычаям во избежание
растлевающего влияния на нравы культур
китайской и мусульманской.
У него не было таких личных потребностей,
в жертву которым он, подобно другим избалованным
счастьем венценосцам, принес бы высшие
цели своей политики. Вся его жизнь была
посвящена осуществлению его высочайшего
идеала - созданию Единого Мирового Царства,
которое было бы в то же время идеалом
военной культуры монголов XIII и XIV веков.
Подполковник Рэнк приводит следующие
отзывы, резюмирующие справедливые суждения
о Чингис-хане некоторых из его современников,
в противоположность господствовавшим
тогда и сохранившимся до наших времен
превратным взглядам на него как на кровожадное
чудовище.
"Он умер, к великому сожалению, так
как был честным и мудрым человеком",
- говорит о нем Марко Поло.
"Он установил мир", - высказывается
Жуанвиль (Joinville), французский историк
XIII века.
"Последнее суждение, - замечает приведший
эти отзывы автор, - представляется парадоксальным,
когда подумаешь о непрестанных войнах,
которые вел Непреклонный император, но,
по существу, оно точно и глубоко верно...
В этом смысле он действительно установил
мир во вселенной; мир, продолжавшийся
около двух веков, ценою войн, которые
в общей сложности не продолжались и двух
десятилетий. Чингис-хан искал союза с
христианством. Если бы этот союз осуществился,
то не подлежит сомнению, что ислам, взятый
в клещи (крестоносцами и монголами)...
был бы раздавлен... Экономические, социальные
и политические связи между Западным миром
и Дальним Востоком не терпели бы постоянных
перерывов от враждебного Европе мировоззрения.
Все цивилизации Старого Света достигли
бы взаимного понимания и проникновения.
Христианство не сумело этого понять...
Этот Завоеватель Мира был прежде всего
его непреклонным возродителем. Железом
и огнем он открывал древние мировые пути
для шествия будущей цивилизации. В этом
смысле Проклятый имеет право на место
в Человечестве".
"Разрушитель" разрушил и преграды
темных веков, - говорит о Чингис-хане другой
европейский писатель. - Он открыл человечеству
новые пути. Европа пришла в соприкосновение
с культурой Китая. При дворе его сына
армянские князья и персидские вельможи
общались с русскими великими князьями.
Открытие путей сопровождалось обменом
идей. У европейцев явилась прочная любознательность
в отношении далекой Азии. Марко Поло отправляется
туда вслед за Рубруком. Два столетия спустя
отплыл на открытие морского пути в Индию
Васко да Гама. В сущности, и Колумб отправился
в путь на поиски не Америки, а земли "Великого
Могола".
Информация о работе Чингисхан как выдающийся полководец и политик