Чиновная бюрократия при Петре 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра 1. В работе поставлены следующие задачи рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке, характеристика бюрократической системы.

Содержание работы

Введение
1. Особенности государственного аппарата XVIII века
2. Характеристика бюрократической системы
3. Табели о рангах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования « Сибирская академия государственной службы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: «История государственного управления в России»

 

Реферат на тему:

Чиновная бюрократия при Петре 1

 

 

 

 

Выполнила: студентка  первого курса ЗФК-08-760

Ботова Надежда Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Костров Александр Валерьевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск 2009г.

  
Содержание

 

 

Введение

 

1. Особенности государственного  аппарата XVIII века

 

2. Характеристика бюрократической системы

 

3. Табели о рангах 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Введение.                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

Бюрократия - категория историческая, в России она ведет начало от времени оформления абсолютизма. Не всякое лицо, причастное к правлению, можно назвать бюрократом и не всякие учреждения - бюрократическими. Лица, отправлявшие управленческие функции, известны и во времена Русской Правды - уже тогда существовали вирники и тиуны. В последующие столетия численность их, как и номенклатура отправляемых ими функций, увеличивалась и усложнялась, но ни в XVI, ни в XVII столетиях бюрократия в России еще не сложилась.

 

В истории русского государства  период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

 

Именно в XVII столетии начался новый период русской  истории - это было переходное время, характеризуемое, прежде всего постепенным  формированием нового общественного  познания, время, тогда стало очевидным  экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и, возникла острая необходимость преобразований

 

Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра 1. В работе поставлены следующие задачи рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке, характеристика бюрократической системы.

 

Особенности государственного аппарата XVIII века.

 

 

Петром первым была создана  единая система власти, непосредственно  подчинявшаяся императору и состоявшая из следующих звеньев сенат (возглавляемый генерал-прокурором) - коллегии (прямое подчинение сенату) - губернаторы (прямое подчинение коллегиям). После второй губернской реформы власть губернаторов распространялась только на провинцию губернского города, остальными провинциями управляли воеводы.

 

Идею проведения реформы  центральной власти следует искать в представлениях царя об «общем благе», о роли государства в достижении этого общего блага и о роли монарха - единоличного правителя. Идея реформы центральной власти состояла в сосредоточении всей полноты власти в одних руках - императора.

 

Предреформенная ситуация состояла в том, что помимо царской власти в России существовали еще два источника значительного авторитета и власти, которые в определенных ситуациях могли оказаться и периодически оказывались конкурирующими с царем. Таковы боярская дума, чья власть шла от отцов и дедов (родовая) и церковь, с властью от Бога данной. Известно усиление именно этой власти в Смутное время - патриархи сначала Гермоген, а затем Филарет. Помимо этого, основные вопросы решались в приказах, своего рода ведомствах, часть из которых занималась делами на какой-то конкретной территории или какой-то конкретной группы населения, вторая - ведала делами в масштабах всего государства (например, посольский - дипломатические отношения) и третья обслуживала потребности царского двора. К началу XVIII века насчитывается уже около 70-ти приказов. Возглавляли приказы, как правило, родовитые люди.

 

Весьма важная перемена в составе Сената и круге его деятельности произошла в 1718 году учреждением коллегий. Уже в 1698 году, Френсис Ли составил для царя проект введения коллегиальной системы в администрации. Затем Петр беседовал об этом предмете с Лейбницем, Любрасом и другими лицами. Для царя были составлены разные записки об этом деле. Важнейшее влияние в этом отношении имел Генрих Фик, вступивший в русскую службу в 1715 году и отправленный в Швецию для изучения административных учреждений этой страны. Целый ряд мемориалов, отчасти и поныне приписываемых Лейбницу, принадлежит перу Фика.

 

Уже в 1715 году царь поручил  генералу Вейде достать иностранных  ученых и в «правостях» (т.е. правах) искусных людей для отправления  дел в коллегиях. В конце того же года поручено резиденту при австрийском дворе Веселовскому сыскать из «шрейберов (писарей) или других приказных людей таких, которые знают по-славянски, от всех коллегий, которые есть у цесаря, кроме духовных, по одному человеку, и чтоб они были люди добрые и могли те дела здесь основать». В 1717 году было поручено Измайлову приглашать шведских пленных, живших в Сибири, в службу в коллегиях. Между тем было велено послать в Кенигсберг человек 30 или 40 молодых подьячих для научения немецкому языку, «дабы удобнее в коллегиум были».

 

 

 

Что касается должностей, имевших целью контроль над правильностью действий присутственных мест, то опытом в этом роде было назначение уже в 1705 году известного дельца и неутомимого труженика Курбатова «инспектором ратуши». Тут он был поставлен во главе финансового управления в целой России, переписывался об этих делах с самим царем, открывал злоупотребления, указывал новые источники доходов и не щадил при всем этом даже и сильных людей. Такое же значение имело учреждение фискалов, сделавшихся вскоре ненавистными народу, в чем при случае сознавался даже сам Петр.

 

Таковым контролером  и доносчиком был Зотов, в 1715 году определенный «ревизором» при Сенате и сделавшийся затем «обер-секретарем» при этом учреждении. В начале 1722 года Петр учредил при Сенате «генерал-прокурора, то есть стряпчего от государя и государства». Он должен был «смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и в своем звании праведно и нелицемерно поступал и над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, и за фискалами смотреть» и проч. Петр 1 говорил о должности генерал-прокурора: «И понеже сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради подлежит верно, поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Генерал-прокурор, которым был назначен Ягужинский, ничьему суду не подлежал, кроме суда самого государя.

 

То же самое стремление развить единство, законность и успех  в действиях бюрократии обнаруживается и в распоряжениях Петра 1 относительно органов местного управления. И здесь уже с 1702 года заметно преобладание коллегиального начала; и тут Петр старался внушить всем и каждому желание действовать самостоятельно и чувство долга и ответственности. Через назначение «бурмистров» и учреждение «ратушей», «бурмистрской палаты», «главного магистрата» и прочих царь желал оживить и в среднем классе общества способность к делу самоуправления. Все неудобства администрации, все случаи нарушения права и народной пользы, как надеялся Петр, могли легче сделаться известными посредством таких учреждений. Все должны были трудиться, надзирать и в случае открытия какой-либо «неправды» доносить куда следовало. И должности «рекетмейстера» и «герольдмейстера», учрежденные в конце Петровского царствования, имели целью усиление контроля, выслушивание жалоб, привлечение всех и каждого к участию в труде на пользу государства. Средством поощрения к труду была также составленная в 1722 году «табель о рангах», дававшая простор личным качествам служащих, независимо от их рождения и происхождения, и долженствовавшая внушить уважение к чину, к государственной должности. «Табель о рангах» был составлен и написан самим Петром, по образцу имевшихся у него в переводе расписаний чинов королевств «самодержавных», французского, прусского, шведского и датского. Видно также, что принимались в соображение и английские учреждения. Объяснительный текст к «табели», или пункты, вчерне исправлялись и дополнялись также самим царем.

 

При столь ревностном желании Петра исправить администрацию  и судопроизводство в России, он не мог не коснуться вопроса о  необходимости составления нового уложения. Исправить и дополнить Уложение царя Алексея Михайловича считалось Петром 1 делом крайней важности. Первый шаг в этом направлении сделан был указом 18 февраля 1700 года, которым предписано свести Уложение с последующими законами. Была составлена палата из бояр, думных дворян, стольников и дьяков. До 1703 года она успела «свести» только три главы Уложения и была закрыта. В 1714 году учреждена новая комиссия, действовавшая по 1718 год. Она составила до десяти глав сводного Уложения, которое не имело никаких последствий.

 

В 1718 году Петр решился  оставить прежний путь и прямо  сочинить новое уложение на основании  законов русских, шведских и датских. В 1720 году образована для этой цели комиссия из русских и иностранцев. Однако и она не имела успеха и лишь номинально просуществовала до кончины Екатерины I. Дело было трудное. Нужно было не только собрать действующее право в одно целое, но и улучшить и дополнить его на основании представления о лучшем государственном управлении и тех образцов, которые имелись на Западе. Во всяком случае, для исполнения такой задачи были нужны юристы, многосторонне образованные люди, между тем как юридическое образование того времени не могло быть высоким.

 

Таким образом, для получения  всей полноты власти в свои руки, Петр I, сделал следующее.

 

В конце 1718-1721 гг. уже было учреждено 10 первых коллегий:

1) Иностранных дел  - внешними сношениями,

2) Камер-коллегия –  сбором доходов,

3) Юстиц-коллегия –  судопроизводством,

4) Ревизион – контролем  за исполнения бюджета,

5) Военная – сухопутными  вооруженными силами,

6) Адмиралтейская –  флотом,

7) Коммерц – торговлей,

8) Штатс-контор-коллегия  – расходами государства,

9) Берг-коллегия –  металлургической промышленностью,

10) Мануфактур-коллегия  – промышленностью,

Президентами почти  всех коллегий были назначены русские.

Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавшим русскими городами. Кроме  того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

 

 

В одном из проектов о  коллегиях сказано, что устройство их похоже на устройство часов, где  колеса взаимно приводят друг друга  в движение. Сравнение это не могло  не понравиться Петру, который именно стремился к тому, чтоб русские люди во всем приводили друг друга в движение, ибо все зло происходило от разобщенности колес.

 

Основной мыслью при  учреждении коллегий было усиление и  взаимодействие труда административных органов. Связь между коллегиями заключалась, между прочим, и в том, что их президенты были в то же время сенаторами. Для делопроизводства в коллегиях были составлены особые правила. Петр старался определить точнее прежнего обязанности служащих, внушить им чувство долга и ответственности, усилить во всех отношениях контроль над действиями чиновников. Недостаток в правилах, по которым должны были действовать органы правительства, вызывал до этого множество случаев несправедливых решений судей и произвольных действий приказных людей. Петр 1 старался помочь  введением коллегиального порядка при управлении делами, устройством разных должностей для наблюдения за правильным ходом дел, назначением контролеров, обличавших все случаи нарушения каких-либо законов или недобросовестного исполнения обязанности. «Неправда», которую Петр хотел искоренить из чиновного люда, в России была в значительной степени следствием прежней системы «кормления». Недаром иностранцы, посещавшие допетровскую Русь, в один голос осуждали юридический быт и бюрократию России, говоря подробно о произволе, сребролюбии и жестокости приказных людей и судей, о невнимании их к общему благу, о нарушении на каждом шагу прав собственности, о нерадении служащих. Новые учреждения Петра должны были сделаться школой для развития в бюрократии политической нравственности; царь хотел заменить систему «кормления» обеспечением служащих казенным жалованьем; он надеялся на развитие в чиновниках уважения к закону и внимания к нуждам народа.

 

Нельзя сказать, чтобы  действия царя в этом направлении  имели успех. Надежды его на удачную деятельность коллегий не исполнились. Недоставало опытных и добросовестных чиновников. По отзыву одного современника, новые учреждения в некоторых случаях даже повели к разным неудобствам. Царь весьма часто жаловался на разлад между коллегиями. Иногда он собственноручными распоряжениями старался бороться с такого рода недостатками, наставлял, учил, порицал и самолично участвовал в делах. Так, например, однажды в 1722 году он сам руководил выбором президента Юстиц-коллегии, объясняя подробно при этом установленные правила.

 

 

 

Штаты коллегий были сделаны  единообразными. Была введена «Табель  о рангах», упорядочивавшая служебные  отношения и, фактически заменявшая принцип родовитости принципом  выслуги (профессионализма).

 

Сама идея реформы, разработка и приведение в исполнение принадлежит советникам-иностранцам, особенно Генриху Фике, предложившим заменить беспорядочно устроенные приказы (учреждения центральной власти) коллегиями по шведскому образцу.

 

Сенат. Была ликвидирована  Боярская Дума( не подчинявшаяся ранее царю напрямую), и создан Сенат, подчинявшийся напрямую царю. Сенат, созданный в 1711 году, был главным органом центральной власти «Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены Сената - сенаторы - назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трех классов (по Табели о рангах)». Сенат стал коллегиальным кабинетом Петра I, призванным понимать и дорабатывать его указы, разрабатывать и вводить в действие проекты реформ.

 

 

Главный магистрат. Созданный в 1720-м году Главный магистрат ведал делами городов и также находился на положении коллегии. Тем самым учреждался централизованный контроль над городами. Петр I положил начало юридическому оформлению городского сословия.

 

Синод. В 1721 году Петром был создан Святейший Синод, обладавший правами коллегии и ведавший церковными делами. Церковь стала частью государственного аппарата. В России было упразднено патриаршество. Таким образом, фактически была ликвидирована еще одна точка вето. Царь получил единоличную власть в стране.

 

Петр Великий заметил  однажды «Нигде в свете так  нет, как у нас было, а отчасти  и есть и зело тщатся всякие мины чинить под фортецию правды». И Иван Посошков жаловался «Нам сие вельми зазорно не точию у иноземцев, но и басурмане суд чинят праведен, а у нас вера святая, благочестивая, на весь свет славная, а судная расправа никуда не годная и какие указы его императорского величества ни состоятся, все ни во что обращаются, но всяк по своему обычаю делают... российская земля во многих местах запустела, и все от неправды и от нездравого и неправого рассуждения. И какие гибели ни чинятся, а все от неправды».

Информация о работе Чиновная бюрократия при Петре 1