Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:37, реферат
Первое место среди цветов принадлежало розе, посвященной богине любви Венере. Роза служила символом храбрости, и ею награждали воинов за доблесть. Роза являлась также и символом молчания и потому была посвящена еще и богу молчания Гарпократу. Распространенное у римлян выражение «Сказанное под розой» («Sub rosa dictum») означало: «Сказанное по секрету».
В римских садах разводили те же цветы, что и в Греции. И те же легенды рассказывали об их происхождении. Эти легенды были обработаны римским поэтом Овидием Назоном (43 год до н. э. по 17 г. н. э.) в большой поэме «Метаморфозы» («Превращения»). К греческим легендам о цветах прибавлялись новые, а греческие боги заменялись римскими.
Первое место среди цветов принадлежало розе, посвященной богине любви Венере. Роза служила символом храбрости, и ею награждали воинов за доблесть. Роза являлась также и символом молчания и потому была посвящена еще и богу молчания Гарпократу. Распространенное у римлян выражение «Сказанное под розой» («Sub rosa dictum») означало: «Сказанное по секрету».
Большим количеством роз украшали пиршества императоров Нерона и Гелиогобала. Лепестками роз усыпали поверхность Люценского озера во время прогулок Нерона на галерах. Из истории известно, что на одном из пиров у Гелиогобала гости были настолько засыпаны розами, что многие из них задохлись.
У храмов, посвященных богине Венере, сажали мирту. Цветы мирты приносили в жертву этой богине. Сок плодов и настой бутонов цветка мирты в вине, по мнению римлян, был эликсиром, обладающим силою сохранять людям молодость, красоту, бодрость и здоровье. Венками из ее цветов награждали на триумфах за гражданские заслуги.
В жертву отцу богов
— Юпитеру — приносили головки
С левкоем, или, по-гречески, белой фиалкой (leucos — белый, ion — фиалка) связана уже римская легенда о том, что он выращен богиней Юноной как корм для превращенной в корову жрицы ее храма — Ио.
Особенным вниманием пользовалась у римлян вербена — цветок Меркурия, крылатого вестника богов. Вербеной украшали римских послов, почему их и называли «вербеноносцами».
Люпин (lupinus) был одним из любимых цветков Рима. Его название происходит от слова «волк» (lupus), так как его семена с огромной силой врастают в почву и с волчьей жадностью высасывают из нее влагу и питательные вещества.
Римляне впервые стали выращивать люпин на песчаных бесплодных землях и во время цветения запахивать его в целях удобрения почвы. Такой способ удобрения применяется и в наше время.
Красота желтых и синих стройных соцветий люпина способствовала тому, что это растение стали культивировать в садах.
Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.
Виноград рос на шпалерах, образовывавших крытые аллеи, или обвивал стволы деревьев. Для шпалер и подпорок виноградных лоз иногда специально выращивали кипрский тростник и бамбук.
План сада Древнего Рима
Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.
Римский
поэт Вергилий в 40-х годах до нашей
эры написал агрономическое сочинение
в виде поэмы. «Георгики» — назвал
Вергилий эту поэму. В ней поэт
говорит о достижениях
«Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук — каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит».
Описывая садоводство Древнего Рима, нельзя ограничиться рассмотрением одних только вилл. Сады разводили и в самом городе около многих домов.
При городском доме обычно имелось два сада: один — маленький, дворовый — каведий, окруженный крытой галереей и засаженный платанами; другой — большой домашний сад — перистиль. Перистиль отделялся от каведия низенькой стеной, покрытой плющом или розами. Перистиль окружали колонны, статуи и вазы.
На правильных участках, отделенных друг от друга подстриженным буксом, росли цветы. Деревья в таком саду подрезали таким образом, чтобы они не давали тени, а росли в высоту, как пирамидальные тополи.
В середине сада нередко бил фонтан. Представление о домашних садиках дают остатки живописи на стенах Помпеи.
Вилла в Помпее
Многие римляне, которые не имели достаточной земельной площади для разбивки сада, устраивали сад на крыше. Плоскую крышу с небольшим наклоном выстилали досками из дуба и лиственницы и посыпали песком. Растения, особенно виноград, высаживали в кадки и ящики, помещая рядами на крыше. В таких аллеях вешали золоченые клетки с птицами. В саду на крыше иногда даже был и маленький фонтан.
Сады для гулянья, парки — horti — римских загородных вилл состояли из трех частей: прогулочной, проезжей и парка — парадиза.
Подстрижка деревьев в Древнем Риме
Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.
Среднюю, открытую, часть занимали цветы.
В проезжей
части сада, где прогулки совершали
на носилках или
лошадях, тянулись широкие аллеи, окруженные
живой изгородью. В вилле Плиния такой
проезжей частью является гипподром, а
прогулочной — цирк.
Прогулочный и проезжий сад соединялся с парком-парадизом, имевшим вид леса с аллеями, окруженного высокой оградой.
В этом
парке разводили различных
Во время пира раб в одеянии
Орфея по знаку хозяина принимался трубить
в рог. И неожиданно на звук рога из парадиза
галопом сбегались по дорожкам разные
звери, окружая испуганных и изумленных
гостей.
Вечером выпускали в сад черепах со светильниками на панцире. Пятна света медленно передвигались по саду в разных направлениях.
Подробное
описание своих вилл оставил в
двух своих письмах Плиний Младший,
племянник римского писателя-натуралиста
Плиния Старшего, погибшего в 79 году
во время извержения Везувия.
Желая лучше изучить невиданное явление,
он слишком близко подвел свой корабль
к горе и был засыпан серой и камнями. В
это же извержение были залиты лавой цветущие
римские города Помпея и Геркуланум.
Под руководством дяди Плиний Младший изучал природу и полюбил ее. Эта любовь отразилась и в создании его вилл, названных «Трагедией» и «Комедией». «Из первой, — писал Плиний, — я могу далеко следить за рыбаками, а из второй — сам удить рыбу в своей комнате, чуть не с постели».
По письмам Плиния удалось составить план его виллы в Тоскане. Впоследствии, в XIX веке, архитектор К. Шинкель с большой точностью построил по этому плану виллу и разбил парк при ней в Шарлоттенгофе, близ Потсдама.
Вилла Плиния состояла из нескольких зданий, соединенных между собой колоннами. Перед колоннадой фасада терраса с цветником, разделенным подстриженным буксом на несколько различных фигурных участков. Букс — дерево, выращиваемое как кустарник с густыми ветками и темнозелеными листочками. Теперь разводят как комнатное растение. У террасы на отлогом газоне привлекали внимание образцы своеобразного искусства садовников-топиариев, которыми Плиний очень гордился.
Темно-зеленый букс
и различные деревья и
Вдоль насаждений аканта аллея для прогулок, окаймленная живой изгородью, вела к карликовым деревьям. Вся эта часть виллы окружена каменной оградой, замаскированной подстриженным буксом, посаженным ступенями. Никаких высоких деревьев, которые могли бы закрыть открывающийся с террасы вид.
Среди здания квадратный дворик с четырьмя платанами и фонтаном. Одна из мраморных стен его, осененная кроной платана, украшена изящной резьбой, изображавшей ветви дерева с сидящими на них птицами. Из трубочек, вделанных в стену, с приятным журчаньем тонкими струйками лилась вода в маленький колодезь у стены.
С другой стороны дома фруктовый сад, наполовину охваченный колоннадой.
Третья часть — гипподром (место состязания в беге и езде на лошадях) — наиболее красивая. Она ярко вырисовывалась на темном фоне кипарисов. В средней части гипподрома открытый партер с акантом, фигурами из подстриженной зелени, розарием. Партер окружали плодовые деревья и подстриженные буксы. Вокруг партера шла закругленная аллея темного кипариса, около которой с одной стороны росли платаны, оплетенные плющом, букс и лавровые деревья.
В передней части партера гипподрома находилась большая беседка, покоившаяся на четырех мраморных колоннах, оплетенная виноградом. Посреди нее бассейн, до краев наполненный водой. Вокруг бассейна мраморные ложа с подушками.
Создавалось впечатление, что из-под них тонкие струи воды бьют одна за другой, образуя круговой фонтан. Блюда с кушаньем ставили на широкий край бассейна и подвозили гостям по воде птицами или на маленьких корабликах. Дрессированные рыбки приплывали веселыми стайками на звон серебряного колокольчика.
На другом
конце гипподрома помещалось изящное
мраморное здание
для отдыха. По склонам, окружавшим сад, рос виноград.
Виллу Плиния в Риме не относили к особенно роскошным: она служила образцом обычных загородных вилл.
Наиболее
крупная и богатая вилла «
Адриан, художник и путешественник, воспроизвел в своей вилле замечательные места Греции и Египта: афинские Академию и Лицей, темпийскую долину у Олимпа, египетский храм Сераписа. В ней было построено все, что ему понравилось во время его многочисленных путешествий: греческие и римские театры и храмы различных времен и народов.
Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.
В V веке «варвары» разграбили знаменитую виллу Адриана, превратив ее в развалины. Спустя много веков при раскопках, начатых с 1480 года, на месте виллы Адриана нашли остатки чудесных произведений гениальных скульпторов древней Эллады — Фидия, Праксителя и других. Среди развалин и строительного мусора отрыли непревзойденный образец искусства — статую Венеры Милосской. Эти находки свидетельствуют о величайших ценностях, в свое время собранных Адрианом в его вилле.
Вилла Адриана. Храм Венеры
В самое последнее время археологи вновь открыли большие участки виллы Адриана, в частности воспроизведение Канопуса, порта, находившегося в дельте Нила, и канала, соединявшего его с Александрией. Вдоль канала сохранились остатки кариатид, колонн, статуй Марса, раненой амазонки, морского бога, крокодила… Проведены первые реставрационные работы: канал наполнили водой. На ее спокойной поверхности теперь плавают два белых лебедя. Эти скользящие вдоль развалин гордые птицы приближают давно ушедшую жизнь, и взгляд невольно начинает восстанавливать былое, разрушенное временем и людьми, облекая в белый мрамор красные кирпичные стены.
Древние
постройки виллы Адриана
Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена — и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.
В конце этой длинной аллеи неожиданно для меня открылся вид на руины храма Венеры. Статуя Венеры и колонны храма четко вырисовывались на фоне горы, где расположен город Тиволи, на фоне зелени и голубого неба. А кругом этот воздух, пронизанный солнцем!
Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии — итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.
Даже в современном состоянии вилла Адриана и скульптуры, сохраняемые в ее музее, дают представление об искусстве древнего мира, каким оно было две тысячи лет назад.
Первенство в постройке непревзойденной по красоте виллы и устройстве общественного парка в Риме, несомненно, принадлежит Лукуллу (1 век до н. э.).
Лукулл устроил пруды — живорыбные садки, в которых разводили и выкармливали морских рыб, так называемых мурен. В эти водоемы по длинному подземному водопроводу поступала морская вода. Злые языки утверждали, что мурены Лукулла оттого такие нежные и сладкие, что они откормлены мясом провинившихся рабов.
Мрачная репутация обжоры, лентяя и жестокого рабовладельца, сохранившаяся в веках за Лукуллом, никак не вяжется с высокообразованным ценителем искусства и науки, римским полководцем-консулом, победившим персидского царя Митридата. На его изысканные пиры постоянно собирались ученые, поэты, философы. Лициний Лукулл собрал замечательную картинную галерею и богатейшую библиотеку, предоставленную им в общественное пользование. Особенно любили посещать дом Лукулла, это «святилище муз», приезжавшие в Рим греки.