Декабристы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 06:50, реферат

Описание работы

В России 183 года назад произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Кружок «смоленских вольдумцев»……………………………………….6
Вслед за Радищевым……………………………………………………….8
Декабрист Пестель…………………………………………………………9
П. Т. Кахоновский………………………………………………………...11
Жизненный путь И.Д.Якушкина…………………………………………13
«Союз спасения» «истинные и верные сыны отечества»………………15
Родина Ф. Н. Глинки……………………………………………………...27
В. К. Кюхельбекер а Закупке……………………………………………..29
Декабрист П. П. Пасек……………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………..33
Литература………………

Файлы: 1 файл

Декабристы.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Кружок «смоленских вольдумцев»……………………………………….6

Вслед за Радищевым……………………………………………………….8

Декабрист Пестель…………………………………………………………9

П. Т. Кахоновский………………………………………………………...11

Жизненный путь И.Д.Якушкина…………………………………………13

«Союз спасения» «истинные и верные сыны отечества»………………15

Родина Ф. Н. Глинки……………………………………………………...27

В. К. Кюхельбекер а  Закупке……………………………………………..29

Декабрист П. П. Пасек……………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………..33

Литература………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России 183 года назад произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу. Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие – книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного общества Г.Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей профессии, он “должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть исследователем)”. Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной ценности человека. Н.Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещённый делает честь наукам”. Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы. Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу. При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России. Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми историографами декабристского движения. Но широкий размах научная разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время. Важными вехами в этом отношении стали 100-летие и 150-летие со дня восстания декабристов. В связи с первой датой началось издание следственных материалов о восстании, и появились первые монографические работы, а со второй – широкий размах исследовательской работы по всему комплексу проблем, связанных с декабристским движением. Особенно активно изучение декабризма стало развиваться после создания в 30-х годах Института Истории Академии наук СССР и образования в его составе под руководством академика М.В.Нечкиной группы изучения декабристского движения и революционной ситуации в России. К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е.Щёголева, М.В.Нечкиной, Н.М.Дружинина, В.А.Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами. Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе, бесспорно, является двухтомная монография М.В.Нечкиной “Движение декабристов”, изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как происходила смена одной декабристской организации другой, как было подготовлено и проведено восстание. Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа. В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов, наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.). В Иркутске начата большая серия научных публикаций под названием “Полярная звезда”. В ней издаются воспоминания, дневники, воспоминания, письма и другие документы видных декабристов. При этом каждому декабристу отводится 1-2 тома, снабженные обширным справочным аппаратом, вводной биографической статьей и научными комментариями. В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс населения. Так Г.П.Шатрова, автор изданной в Томске книги “Декабристы и Сибирь”, считает, что “именно в просветительстве декабристы нашли своё новое назначение в революционном движении после поражения восстания”.

 

 

 

 

 

 

Кружок «смоленских  вольдумцев»

Первыми на сознательную борьбу против крепостного строя выступили лучшие люди из дворян - декабристы. Они выдвинули идею революционного преобразования общества, разрабатывали программу этого преобразования и создали организацию, которая возглавила борьбу за претворение ее в жизнь. С декабристов В. И. Ленин начинает периодизацию революционного движения в России.

Но у декабристов  были предшественники. К революции  призывал великий русский писатель и мыслитель А.Н. Радищев. У него имелись единомышленники и последователи, в частности и в Смоленской губернии. Памятным местом деятельности последователей Радищева, предшественников декабристов, является бывшее сельцо Смоленичи.

Сельцо находилось в  нескольких километрах от поселка Монастырщина, на проселочном тракте из Красного в Мстиславль, возле речки Руфы. По традиции крепостной эпохи пригосподеком доме строилось всего несколько изб для челяди. Такие небольшие населенные пункты и относились к категории «сельцо». С ликвидацией дворянских гнезд они исчезли. Судьбу подобных поселений разделило и сельцо Смоленичи, хотя оно сыграло заметную роль в истории освободительного движения.

В  конце  XVIII   века   Смоленичи   принадлежали Александру Михайловичу Коховскому –представителю дворянского рода Каховских, давшего несколько участников революционного движения в России, в том числе декабриста П.Г. Коховского. Подполковник А. М Каховский, офицер штаба Суворова, уволенный со службы Павлом I, поселился в Смоленичах, организовал кружок офицеров и отчасти гражданских лиц, недовольных политикой царя-самодура и мечтавших об ограничении самодержавия. Больше всего «вольнодумцев» было в Петербургском драгунском и Московском гренадерском полках. В Смоленичах вокруг А. М. Каховского образовалось руководящее ядро из отставных офицеров, которое насчитывало 8—10 человек. А всего в кружке «смоленских вольнодумцев» было до 30 человек.

Члены смоленского офицерского  кружка изучали просветительскую философию  Франции — страны, которая в 1789—1794 годах пережила одну из самых крупных буржуазных революций в мировой истории, до сих пор называемую в литературе Великой. Гольбах, Монтескье и Гельвеции были у них в числе предпочитаемых авторов. Знали члены кружка и произведения А. Н. Радищева. Академик М. В. Нечкина считает «смоленское гнездо Каховских буквально центром научного характера». Судя по описям утраченного в 1812 году имущества, имение располагало богатейшей библиотекой и кабинетом, оснащенным современными физическими и химическими приборами,— настоящей научной лабораторией. Называя кружок А. М. Каховского «особенно замечательным в предыстории декабризма», М. В. Нечкина подчеркивает, что он был «охвачен патриотическими настроениями и глубоко обеспокоен судьбами России, политическое преобразование которой считал очередным вопросом. В нем были сильны республиканские симпатии. Участники организации разрабатывали планы цареубийства и, по-видимому, готовились к открытому выступлению». «В идеологии кружка были ярко выражены требование равенства граждан, протест против сословного строя и резко антицерковное, пожалуй, даже атеистическое мировоззрение».

Члены кружка собирались активно действовать, что видно  из переписки между ними и из бесед. П. С. Дехтерев писал П.. В. Киндякову: «Что мы живем в одной губернии? На что у нас ружья, на что у нас пушки?» Когда на одном из собраний в Смоленичах прочитали «Смерть Цезаря» Вольтера, А. М. Каховский воскликнул: «Если б этак нашего!», признав себя тем самым сторонником цареубийства. Один из присутствовавших сказал, что он готов убить Павла I, а Каховский заявил, что он не пожалел бы своего имения на осуществление этого акта. Показательно, что девизом тайного кружка служили слова Вольтера: «Брут, ты спишь, а Рим в оковах» — и призыв: «На государя!»

Смоленичи были центром распространения политических карикатур на Павла I, стихотворений и песенок, высмеивающих царя. Члены кружка выезжали в другие города, где размещались воинские части (Поречье, Велиж, Дорогобуж, Торопец), и там продолжали эту работу. Один из «смоленских вольнодумцев» привез в Велиж дворового-шута, похожего на Павла I, и, одев его в «царские одежды», показывал на обедах и вечеринках, в кабаках и даже на разводах полка.

Существование кружка «смоленских вольнодумцев» — заметный факт в истории освободительного движения. Деятельность их показывает, что тираноборческие идеи, высказанные А. Н. Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», овладевали умами передовых людей конца XVIII века. Распространение этих идей было связано с процессом разложения крепостного строя и формирования капиталистического уклада, с усилением массового крестьянского движения. Назревала и становилась все более явной потребность общественного развития России — ликвидация крепостного строя и самодержавия. Все это создавало ту среду, в которой началось вскоре формирование идеологии первого поколения революционеров в России — декабристов.

Вслед за Радищевым

Через десять месяцев  после ссылки Радищева в Сибирь, в 1791 году, П. И. Челищев совершил на собственные средства путешествие по северу европейской части России — в Олонецкую, Архангельскую, Вологодскую и Новгородскую губернии. Он вел путевые дневники, которые содержали обширные статистические, экономические и этнографические сведения. Вместе с тем в дневниках имелись высказывания в защиту крестьянства от произвола властей и критика самодержавно-крепостнического строя. Вот почему П. И. Челищеву не удалось при жизни издать свои дневники; они были опубликованы только в 1886 году под названием «Путешествие по Северу России в 1791 году».

Готовя дневники к  печати, П. И. Челищев .был осторожен: он стремился усыпить бдительность издателей якобы беспристрастным описанием селений с указанием числа каменных и деревянных домов в них, церквей и часовен, промыслов и торговли, лесных богатств. Но за всем этим —i страстный призыв к развитию производительных сил края, к изменению существующих в стране порядков. С негодованием пишет Челищев о представителях царской администрации—«беспечных тунеядцах»: «Скажите мне, раскормленные питомцы роскошью и праздностью, как можете вы пышными знаками почестей украшаться монархов ваших, их обременять неумол-кающими и усильными требованиями то чинов, то знаков, то денег, то вотчин, когда под игом вашего нерачения загнанная истина молчит, невинность стонет, все степени страждут, никто не находит своего права...».

Декабрист Пестель

Павел Иванович Пестель (1793—1826) принадлежит к наиболее выдающимся деятелям дворянского этапа революционного движения в России. Одним из первых, еще в 1816 году, вступил он в первое тайное общество дворянских революционеров — Союз спа-, сения — и был основным автором устава этой организации. В 1818 году П. И. Пестель организовал на Украине, в Тульчине, где он служил во 2-й армии, управу Союза благоденствия. Он первым из декабристов высказал мысль об установлении в России республиканского строя. По его докладу совещание Союза благоденствия, состоявшееся в 1820 году в Петербурге на квартире Ф. Н. Глинки, единогласно отдало предпочтение республике. П. И. Пестель, таким образом, является родоначальником республиканской традиции российского революционного движения. Он был создателем и бессменным руководителем Южного общества декабристов.

С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта  социально-экономических и поли-тичеаких преобразований в России. (Позже он назвал этот документ «Русской правдой».) Это был самый прогрессивный среди всех программных документов («Конституция» Никиты Муравьева, «Манифест к русскому народу», написанный накануне восстания 14 декабря 1825 года), разработанных декабристами. П. И. Пестель выступал сторонником немедленного освобождения крепостных крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного. Он требовал ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет.

П. И. Пестель был арестован  в Тульчине 13 декабря 1825 года, накануне восстания декабристов, и вместе с П. Г. Каховским, М. П. Бестужевым-Рюминым, С. И. Муравьевым-Апостолом, К. Ф. Рылеевым 13 июля 1826 года казнен.

Исследователи считают  пребывание П. И. Пестеля в Васильеве  важным этапом в разработке им программы дворянских революционеров. Академик М. В. Нечкина пишет об интенсивной работе руководителя и идеолога Южного общества над «Русской правдой» во время пребывания его в Петербурге. Потом работа над второй редакцией этого программного документа «продолжалась в Васильеве, куда он заезжал на обратном пути, а также на юге, куда он вернулся на службу, после отпуска».

В настоящее время деревня Васильево входит в совхоз «Соболевский». Ее жители хранят предания о пребывании здесь П. И. Пестеля. Сохранилась часть парка, в котором долгое время стоял господский дом. Вскоре после Великой Отечественной войны дом пришел в полную ветхость и был разобран. Старожилы помнят беседку под кронами лип, где, по преданиям, любил отдыхать П. И. Пестель.

В 1968 году в деревне  Васильево в память о пребывании здесь П. И. Пестеля установлен памятный знак. Он сложен из кирпича и оштукатурен. На лицевой стороне знака укреплена мемориальная доска из   темно-розового   мрамора,   текст   которой   гласит:

«Во время своей поездки из Тульчина в Петербург для переговоров с Северным обществом жил в Васильеве—имении родителей —в 1824 году (с 25 февраля до начала марта и с 6 мая до 18 июля) руководитель Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда» Павел Иванович Пестель».

П. Т. Кахоновский

Петр    Григорьевич    Каховский    (1797—1826)    в члены Северного общества декабристов был принят в начале  1825 года К- Ф. Рылеевым. П. Г. Каховский активно участвовал в подготовке восстания; в «Алфавите декабристов» сказано, что он «на совещаниях пред возмущением  14-го декабря предлагал действовать  решительно  и  занять  дворец  ночью  и вообще являлся неистовым и кровожадным, твердил членам, что священных особ царствующего дома надобно истребить всех вдруг, чтобы менее было замешательств». В день восстания утром П. Г. Каховский побывал  в   гвардейском   экипаже,   где   «возмущал нижних чинов, оттуда явясь на площадь, присоединился к Московскому полку»10.  Вел себя твердо  и решительно: убил петербургского генерала-губернатора  Милорадовича  и  смертельно  ранил  полковника Стюрлера, которые пытались уговорить восставших разойтись.   Суд  вынес   Каховскому   самый   суровый приговор, и он был казнен в Петропавловской крепости вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым и К. Ф. Рылеевым.

П. Г. Каховский—смолянин. Он родился в Смоленском уезде, где его родителям принадлежали: отцу — село Преображенское, сельцо Устье и деревня Заболотье, матери — сельцо Старинка, деревни Старинка, Старая Старина и Новая Старина. В какой из этих деревень родился будущий декабрист, неустановлено. Известно, однако, что еще до Отечественной войны 1812 года в руках П. Г. Каховского и его брата Никанора оказалось маленькое сельцо Тифенокое (Тихвинка), расположенное на речке Ясеной, по дороге из Смоленска на Рославль. В этом сельце было 4 двора, 153 десятины пашни, 5 десятин сенокоса, 36 десятин дровяного леса. Здесь же находился и господский деревянный дом с плодовым садом и с дачами по обеим сторонам дороги.

П. Г. Каховский воспитывался в Московском университетском пансионе. В 1816 году вступил в лейб-гвардии егерский полк юнкером, дослужился до воинского звания поручик.

Находясь в отпуске  с 22 декабря 1819 года, Петр Григорьевич  три месяца жил в Смоленске. 21 апреля 1821 года он получил отставку и вновь некоторое время жил в своем имении . Но остаться в деревне совсем не мог, так 'как имение, состоявшее всего из 13 душ, было окончательно расстроено.

В 1823—1824 годах П. Г. Каховский ездил  за границу. В поисках, куда приложить  силы, он намеревался поехать в Грецию, чтобы принять участие в борьбе за освобождение ее народа. С этим настроением он и прибыл в Петербург. В столице сблизился с поэтом-декабристом К, Ф. Рылеевым, которого давно знал.

Информация о работе Декабристы