Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:09, доклад
Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарождаются основные символы демократии — идеи верховенства права, равенства, свободы, справедливости и республиканизма.
Сущность демократии
Понятие «демократии» восходит
своими истоками к античному полису
- прообразу гражданского общества,
где впервые зарождаются
В настоящее время
остается актуальным
Термин «демократия» имеет несколько толкований. Приведем их по учебнику Бобкова:
«1) как форма, разновидность
организации государства,
2) как форма устройства
любой организации, основанной
на равноправии ее членов, периодической
выборности и отчетности, принятии
решений в них по принципу
большинства, т.е. речь идет
о партийной, профсоюзной,
3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.
4) социальные и политические
движения, целью которых является
реализация демократического
Р.А. Хомелева отмечает следующие отличительные признаки демократии:
«1. Власть народа.
2. Власть, выражающая волю народа.
3. Власть большинства
или право большинства
4. Общественный или
5. Власть права, демократических
норм и законов, над хаосом
постоянно кипящих
Таким образом, возможно
следующее определение
^
1.2. Основные принципы демократии
Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.
Принципы демократии
представляют собой
Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.
Принцип суверенитета
народа заключается в
— народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;
— народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
— народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
— признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит — в чем заключается существо легитимности этой власти.
Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздейст-вуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А.Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны пра-вильные суждения и решения» [3, 193]. Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» [8, 25].
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что
Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.
Принцип большинства
признается всеми: либералами, консерваторами,
коммунистами, социалистами. Однако
в различных течениях он имеет
разную трактовку. Тем не
Однако принцип большинства
тоже реализуется на практике
не вполне соответствуя теории.
В системах, где господствуют
отдельные экономически
Принцип большинства
имеет и другую сторону –
право меньшинства на
Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.
Политическая теория
фиксирует наряду с сильными
сторонами принципа
Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.
Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.
Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы — тоже проблема демократии.
Изложенные принципы
демократии являются
^
2. Основные концепции демократии
Анализ современных
^
2.1. Либеральные концепции демократии
Теории демократии, принимающие за основу политической власти индивида, личность, и рассматривающие подлинным субъектом демократии отдельных граждан, составляют группу индивидуалистических концепций. Таковы либеральные теории.
Идейно-политический
Представительное правление
– существенная черта
Главная идея либеральной
демократии — приоритет
Еще одна главная
идея данной концепции —
«В ряде исследований
по теории демократии
^
2.2. Плюралистические концепции демократии
Исходная идея плюралистической
концепции – главная движущая
сила политики в современном демократическом
государстве – группа. Именно в
группе, а также в межгрупповых
отношениях формируются интересы, ценностные
ориентации и мотивы политической деятельности.
Плюралистическая концепция предполагает
установление в демократическом
процессе известного равновесия сил, исключающего
политическое действие в особых интересах
лишь какой-то одной группы, стоящей
у власти. Многими политологами она
рассматривается как
Одной из разновидностей
модели плюралистической
1) выборность органов
власти, гарантированная конституцией:
с помощью выборов
2) регулярное и периодическое
проведение свободных и
3) всеобщее избирательное право, когда практически все взрослое население наделено правом участвовать в выборах.