Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:09, доклад

Описание работы

Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарождаются основные символы демократии — идеи верховенства права, равенства, свободы, справедливости и республиканизма.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Сущность демократии

 

 

Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарождаются основные символы демократии — идеи верховенства права, равенства, свободы, справедливости и республиканизма.

 

 В настоящее время  остается актуальным определение  демократии, данное американским  президентом А. Линкольном, который  рассматривал демократию как  «правление народа, избранное народом  и для народа». Исходя из  этого определения, можно сказать,  что демократия – это такая  форма государства, при которой  каждый человек может непосредственно  или через своих представителей  участвовать в управлении обществом  и оказывать свое определяющее  влияние на процесс принятия  государственных решений.

 

 Термин «демократия»  имеет несколько толкований. Приведем  их по учебнику Бобкова:

 

 «1) как форма, разновидность  организации государства, когда  властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся  равными правами на управление  государством. В этом смысле под  демократией понимается тип государства  и политической системы общества;

 

2) как форма устройства  любой организации, основанной  на равноправии ее членов, периодической  выборности и отчетности, принятии  решений в них по принципу  большинства, т.е. речь идет  о партийной, профсоюзной, производственной  демократии;

 

3) как идеал общественного  устройства, основанного на принципах  свободы, равенства, уважения  закона и прав человека, плюрализма  и т.д.

 

4) социальные и политические  движения, целью которых является  реализация демократического идеала»  [2, 123].

 

 Р.А. Хомелева отмечает следующие отличительные признаки демократии:

 

 «1. Власть народа.

 

2. Власть, выражающая волю  народа.

 

3. Власть большинства  или право большинства принимать  решения.

 

4. Общественный или государственный  строй, в котором все равноправны.

 

5. Власть права, демократических  норм и законов, над хаосом  постоянно кипящих человеческих  страстей» [6, 379].

 

 Таким образом, возможно  следующее определение демократии. Демократия — это организация  политического и гражданского  общества, обеспечивающая реальное  народовластие и утверждение  прав и свобод человека и  гражданина.

 

^

1.2. Основные принципы демократии

 

 

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

 

 Принципы демократии  представляют собой абстрактные  правила по отношению к любому  сообществу людей, к человеку  вообще как к члену политического  союза и гражданского общества.

 

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и  свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

 

 Принцип суверенитета  народа заключается в реализации  народом своей политической функции  источника власти:

 

— народу принадлежит учредительная  и конституционная власть в государстве;

 

 — народ выбирает  своих представителей и может  периодически сменять их;

 

 — народ имеет право  непосредственно участвовать в  разработке и принятии законов  путем народных инициатив и  референдумов;

 

— признание народом власти и ценностей, на основе которых она  стоит — в чем заключается  существо легитимности этой власти.

 

 Отношение к данному  принципу неоднозначно. Умелый политик,  воздейст-вуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А.Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны пра-вильные суждения и решения» [3, 193]. Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» [8, 25].

 

 Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, что принцип  суверенитета народа при определенных  условиях может превратиться  в свою противоположность —  орудие авторитаризма, его оправдание.

 

Принцип подчинения меньшинства  большинству. Поскольку решения, приемлемого  для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

 

 Принцип большинства  признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако  в различных течениях он имеет  разную трактовку. Тем не менее,  в любой интерпретации, принцип  большинства – один из краеугольных  элементов современной демократии.

 

 Однако принцип большинства  тоже реализуется на практике  не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют  отдельные экономически сильные  классы, демократическое большинство  этих классов является в сущности  меньшинством по сравнению со  всеми народными массами, значительная  часть которых не включена  в правила политической игры. Только в тех системах, где  ни одна социальная группа  не отстранена от общественно-политической  активности, принцип большинства  может реализовываться адекватно

 

 Принцип большинства  имеет и другую сторону –  право меньшинства на оппозицию  и выражение своих интересов.  Проблема заключается в том,  что большинство может ущемлять  интересы меньшинства. Отсюда  необходимость дополнения принципа  большинства соответствующей гарантией  прав меньшинства или, по крайней  мере, учета их в политико-правовом  процессе. В частности, «признается  право каждого гражданина на  критику властей и любых их  представителей, в том числе и  в форме обращения в суд  по поводу их незаконных (выглядящих  таковыми) действий» [14, 472]. Демократия  есть власть большинства, уважающего  право меньшинства. 

 

Принцип представительства. Представительная форма осуществления  политической власти и правления  имеет целый ряд преимуществ  перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она  сужает возможности утверждения  тоталитаризма как диктатуры  большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно  осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

 

 Политическая теория  фиксирует наряду с сильными  сторонами принципа представительства  его ограниченность. Она проявляется  в следующих моментах. Представительное  правительство предполагает значительную  долю вероятности искажения интересов  и воли народа соответствующими  институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

 

Принцип равноправия граждан  на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому  возможность избирать, быть избранным  в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими  в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости  путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев  населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят  для миллиона простых людей, у  которых не будет ни времени, ни средств  для реализации своих прав.

 

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим  может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную  власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации  результатов голосования. Кроме  того, демократические выборы часто  представляют собой соревнование с  непредсказуемым результатом.

 

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также  свободу для социальных групп  от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы — тоже проблема демократии.

 

 Изложенные принципы  демократии являются универсальными, на их основе выстраивается  само ее здание.

^

2. Основные концепции демократии

 

 

Анализ современных теоретических  концепций демократии выявляет многообразие подходов к определению и характеристике демократии. B зависимости от того, кто  имеет приоритет среди ис­точников  власти (индивид, социальная группа или  в целом народ) теории и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

 

^

2.1. Либеральные концепции  демократии

 

 

Теории демократии, принимающие  за основу политической власти индивида, личность, и рассматривающие подлинным  субъектом демократии отдельных  граждан, составляют группу индивидуалистических концепций. Таковы либеральные теории.

 

 Идейно-политический либерализм  предшествовал либеральной демократии. Его основоположники Дж. Локк  и Ш.Л. Монтескье сформулировали  такие основополагающие принципы  политического либерализма, как  приоритет индивидуальной свободы,  базирующийся на принципах естественного  права, отделение государства  от гражданского общества, разделение  властей. На основе этих принципов  идеи демократии (как народовластия)  наполнялись либеральным содержанием.  Стержневыми идеями в теориях  либерализма являются политическое  равенство и представительное  правление.

 

 Представительное правление  – существенная черта либеральной  демократии. Конституционность и  ограничение политического господства  — основные элементы понимания  представительной демократии. Воля  народа выражается не прямо,  а через представителей, избираемых  народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами, поэтому либеральную концепцию относят к конкурентной демократии.

 

 Главная идея либеральной  демократии — приоритет личности, индивида над обществом, над  государством. Личность, с точки  зрения данной концепции, первична, она составляет основу гражданского  общества и государства, является  в конечном счете источником  власти.

 

 Еще одна главная  идея данной концепции — разделение  властей, создание сдержек и  противовесов как условие эффективного  контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений  власти. Особое место в либеральной  демократии отведено ограничению  власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое  мнение и отстаивать его в  рамках закона.

 

 «В ряде исследований  по теории демократии выделяются  протективная (“protective”) и развивающаяся (“developmental”) модели либеральной демократии. Общим для обеих моделей является приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет через представительное правление, защита прав и свобод личности. Вместе с тем сторонники второй модели либеральной демократии выступают за всеобщее избирательное право без какого-либо имущественного ценза, политическую эмансипацию женщин, разграничение функций выборных представительных органов власти и государственной бюрократии» [11, 55].

 

^

2.2. Плюралистические концепции  демократии

 

 

Исходная идея плюралистической концепции – главная движущая сила политики в современном демократическом  государстве – группа. Именно в  группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Плюралистическая концепция предполагает установление в демократическом  процессе известного равновесия сил, исключающего политическое действие в особых интересах  лишь какой-то одной группы, стоящей  у власти. Многими политологами она  рассматривается как современная  либеральная демократия [3, 179].

 

 Одной из разновидностей  модели плюралистической демократии  является концепция полиархии. На основании детального анализа теории и практики демократии Р. Даль в итоге выделил 7 признаков полиархии:

 

1) выборность органов  власти, гарантированная конституцией: с помощью выборов осуществляется  контроль над правительственными  решениями.

 

2) регулярное и периодическое  проведение свободных и справедливых  выборов, при которых исключен  механизм принуждения.

 

3) всеобщее избирательное  право, когда практически все  взрослое население наделено  правом участвовать в выборах.

Информация о работе Демократия