4) право быть избранным
в органы власти: практически
все взрослое население наделяется
данным правом, хотя возрастной
ценз для права быть избранным
может быть выше, чем для права
участвовать в выборах.
5) свобода самовыражения:
граждане без страха подвергнуться
наказанию имеют право на свободу
высказывать свое мнение по
широкому кругу проблем, включая
сюда критику органов власти,
правительства, режима, социально-экономического
строя и господствующей идеологии.
6) альтернативная информация:
граждане имеют право добиваться
альтернативных источников информации.
более того, эти альтернативные
источники реально существуют
и охраняются законами.
7) автономия ассоциаций:
для реализации своих многообразных
прав, включая и вышеперечисленные,
граждане имеют также право
создавать относительно независимые
ассоциации и организации, включая
независимые политические партии
и группы по интересам [10].
В международной политической
культуре и теории имеются
разнообразные варианты концепции
плюралистической демократии и
ее практической реализации. В
частности, американский политолог
А. Лейпхарт обосновывает тип демократии,
названный им сообщественной демократией.
Это, по определению автора, «особая форма
демократии», позволяющая достичь и поддерживать
стабильное демократическое правление
в условиях многосоставных (плюральных)
обществ — полиэтнических, многонациональных.
^ Элитарная теория демократии.
Сторонники данной теории выступают
против переоценки традиционных
либеральных идеалов (в частности,
И. Шумпетер). Они исходят из того, что
в реальности, даже в условиях достижения
господства демократического большинства,
политические решения принимаются преимущественно
меньшинством, - демократической элитой.
Концепция элитарной демократии по сути
своей утверждает, что в действительности
идеал народовластия в современную эпоху
(как и прежде) не реализуется в полной
мере. Народ представляет в системе политической
власти господствующая или господствующие
элиты. Демократия же в таком случае состоит
в открытости формирования элит и подконтрольности
их деятельности по осуществлению власти
и управления.
Модель партиципаторной
демократии (Н. Пулантзас, К. Пэйтман, Б.
Барбер) связана с обоснованием необходимости
широкой демократизации современной западной
демократии, формированием нового типа
гражданина, созданием разветвленной
сети ячеек местного самоуправления и
реорганизацией политических партий в
массовые движения. В конечном счете эта
модель направлена на установление режима
прямой, или непосредственной демократии.
Плюралистическая демократия
весьма популярна в мире, но
и она имеет ряд недостатков,
мешающих ей вплотную приблизиться
к идеалу прямого народовластия.
Скажем, в западных странах с
плюралистической демократией политическое
управление все больше зависит
от лоббистских объединений и
бюрократии и все меньше —
от парламентов и партий.
^
2.3. Коллективистские концепции
демократии
Коллективистские концепции
основой власти считают народ
как единое целое. Они относятся
к идентитарному типу демократии. Идентитарная
(идентичность, тождество) демократия
строится на основе социально-гомогенной
модели структуры общества, иначе говоря,
на признании социального единства, о
котором так много говорили и писали ученые
и политики в советское время. Идентитарная
демократия характеризуется господством
единой, общенародной государственной
воли над волей отдельных граждан. Здесь
исключается соревновательность интересов
и ценностей, отвергается легитимность
конфликта интересов.
Ярким примером идентитарной
демократии является социалистическая
(марксистско-ленинская) модель демократии.
Одним из главных элементов марксистско-ленинской
концепции является признание идеи демократии
как составной части учения о социализме.
Отсюда ее коллективистский характер,
примат общего над индивидуальным, личным,
отрицание мировоззренческих и социальных
различий, с необходимостью обусловливающих
постоянно обновляющееся соглашение,
в чем суть современной политической демократии
Другое принципиальное
положение социалистической концепции
заключается в понимании демократии
как государства, где управляет
сам народ. Действительное поголовное
участие масс в управлении
государством, самоуправление народа
— вот что означает социалистическая
демократия. Отождествление демократии
с государством получило логическое
развитие в тезисе Ленина об
отмирании демократии вместе
с отмиранием государства.
Социалистическая концепция,
обосновывая классовую природу
демократии, увязывает политическую
демократию с социальной; более
того, последняя рассматривается
в качестве условия и гарантии
политической демократии.
Социалистическая теория
демократии в основе своей
оказалась противоположной политической
практике авторитарного режима,
апеллирующего к этой теории.
Тем самым она потеряла свое
признание среди значительной
части ее бывших сторонников.
В современной политической
науке идет поиск новых форм
демократии. Американский политолог
Дж. Сартори — один из известных зарубежных
теоретиков демократии — предлагает идею
«вертикальной демократии». Ее смысл —
анализ «меньшинства» как понятия теории
демократии, обозначающее политическую
контролирующую группу [13].
Французский политик
и политолог М. Рокар считает реальность
взаимосвязей между выборными лицами,
средствами массовой информации и избирателями
сердцевиной современной демократии.
В этом направлении, по его мнению, происходит
становление «новой формы демократии»,
свидетелями чего мы являемся. Ее составляющими
выступают всеобщее избирательное право
и свободная информация. Новую форму демократии
М. Рокар называет «информационной демократией».
Канадский философ
проф. М. Бунге, развивая идею «третьего
пути» общественного устройства (в противоположность
капитализму и социализму), предлагает
концепцию «интегральной технодемократии».
Этот строй основан на науке; он должен
расширить существующую политическую
демократию (народное представительство
и соучастие), экономическую (кооперативная
собственность и самоуправление), культурную
(культурная автономия вместе с универсальным
доступом к культуре и образованию на
протяжении всей жизни) [3, 187].
Анализ современных
теоретических концепций демократии
показывает многообразие подходов
к определению и характеристике
демократии, что, безусловно, связано
с реальным многообразием ее практических,
форм существования, а также идеолого-мировоззренческими
позициями исследователей.
^
3. Достоинства и недостатки
современной демократии
Проанализируем достоинства
и недостатки современной демократии
с позиции разделения форм
демократии в зависимости от
того, каким образом народ –
непосредственно или через своих
представителей – осуществляет
властные полномочия. В соответствии
с этим выделяют прямые, представительные
и партиципационные демократии.
Прямые, или плебисцитарные
(от лат. plebiscitum - решение народа), демократии
исходят из того, что сам народ должен
принимать важнейшие политические решения,
а представительные органы власти следует
свести к минимуму и сделать полностью
подконтрольными гражданам.
К достоинствам прямой
демократии можно отнести то,
что она позволяет развивать
политическую активность граждан,
обеспечивать прочную легитимность
власти, осуществлять эффективный
контроль за деятельностью институтов
государства и должностных лиц.
Однако очевидно, что плебисцитарная
демократия малопригодна как
форма решения всего сложнейшего
комплекса вопросов политической
жизни общества. Она вполне была
приемлема для небольших городов-государств
античности, но не может удовлетворять
потребностям управления современных
сложноорганизованных обществ [4,
144].
Представительные, или репрезентативные
(от фр. герresentation - представительство),
демократии, напротив, исходят из того,
что воля народа может выражаться не только
непосредственно им самим во время голосований,
но и его представителями в органах власти.
При таком подходе демократия понимается
как компетентное и ответственное перед
народом представительное управление.
Репрезентативные теории
демократии имеют как сильные,
так и слабые стороны. В качестве
главных достоинств этой модели
правления обычно отмечают ее
способность гарантировать свободный
общественный строй и высокую
эффективность в выполнении общественных
задач. Репрезентативная демократия
гарантирует порядок и политическую
стабильность, оберегает общество
от преходящих массовых настроений
и временных увлечений. Высокая
эффективность представительной
демократии объясняется рациональностью
организации политической системы:
четким разделением труда, более
высокой по сравнению с прямой
и плебисцитарной демократиями
компетентностью и ответственностью
лиц, принимающих решения.
К недостаткам данных
теорий относят «фактическое
отстранение народа от власти
в промежутке между выборами
и тем самым отход от сути
демократии как народовластия;
неизбежную (вследствие сложной
иерархической системы управления)
бюрократизацию и олигархизацию
власти, отрыв депутатов и чиновничества
от простых граждан; приоритетное влияние
на политику наиболее сильных групп интересов
и прежде всего капитала, сравнительно
широкие возможности подкупа должностных
лиц; нарастание в государстве авторитарных
тенденций Вследствие постепенного оттеснения
законодателей исполнительной властью;
слабую легитимацию власти вследствие
почти полного отчуждения от нее граждан,
их массовой политической апатии; ущемление
политического равенства, возможностей
всех граждан участвовать в политическом
процессе за счет чрезмерно больших полномочий
представительных органов; широкие возможности
политического манипулирования, принятия
неугодных большинству решений с помощью
сложной многоступенчатой системы власти»
[5, 227-228]
Недостатки представительной
демократии призвана преодолеть
уже рассмотренная выше партиципационная
(англ. participation – участие) форма демократии
или, иными словами, демократия участия.
Позитивный смысл партиципации состоит
в обеспечении всесторонней демократизации
общества, прямого участия народных масс
в управлении социальными процессами,
в создании предпосылок для социальной
эмансипации и самореализации личности.
Демократия участия способствует также
повышению уровня легитимности власти
и стабильности политической жизни. Однако
партиципационная демократия не свободна
и от недостатков. К основным из них относятся:
низкая эффективность принимаемых решений
по причине недостаточной компетенции
широких слоев населения; снижение ответственности
должностных лиц, так как важнейшие решения
принимаются не ими, а широким кругом лиц;
сложность и дороговизна самой процедуры
принятия и реализации политических решений
таким способом; невозможность ее применения
ко всем многочисленным вопросам политической
жизни.
Как видно из приведенного
выше анализа демократических
теорий и форм, каждая из них
имеет как достоинства, так
и недостатки. В настоящее время
общество осознает, что современные
формы демократии не являются
идеальными. Не случайно крылатой
стала фраза, сказанная когда-то
У. Черчиллем: «Демократия —
очень плохая форма правления,
но человечество, к сожалению,
не придумало пока ничего лучшего»
[1, 82].
Заключение
Демократия сопровождает
всю человеческую историю —
от первобытного общества и
до наших дней, так как имеет
корни в самой природе человека,
в его прирожденных и приобретаемых
в процессе социализации позитивных
(конструктивных) и негативных (деструктивных)
свойствах. Главное заключается в том,
что она отвечает стремлению человека
к самореализации, стимулирует инициативу
самим простором для ее проявления, обеспечивает
свободу творчества во всех сферах человеческой
жизни. Но с другой стороны, демократия
открывает возможности для реализации
эгоистических и эгоцентристских стремлений
человека, используется сильными и ловкими,
способными увлекать массу, для оттеснения
от власти скромных и более разумных. «Демократия
способствует приходу к власти людей альтруистического
склада, которым в идеале только и можно
доверять власть, но отнюдь не гарантирует
от нашествия на позиции власти людей
своекорыстных, с низкой нравственностью,
но изощренным умом» [14, 470].
Но каковы бы ни
были недостатки демократии, лучшей
организационной формы в распоряжении
человечества нет. Не доведенная
до крайности (анархии), демократия
лучшим образом обеспечивает
социальное развитие, сглаживает
и разрешает неизбежные в общественной
жизни напряжения и расхождения,
создает атмосферу взаимного
доверия и терпимости. Демократия
— единственно нормальный способ
жизнедеятельности общества и
человека.
Закончить свою работу мне
хотелось бы словами С.А. Наумовой: «Конечно,
было бы неправильно утверждать, что
демократическое развитие а том
виде, в котором оно известно нам,
— это единственно возможный
разумный вариант развития. Но верно
и то, что на сегодняшний день
— это лучшая из известных человечеству
моделей политического прогресса»
[12, 43].