Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:38, реферат
Цель данной работы: определить глобальные события ХХ века, обосновать их выбор и «взволновав, заставить задуматься» о степени и мере ответственности человека за разрушение цивилизации перед будущими поколениями.
Исходя из поставленной цели, в исследовании определены следующие задачи:
путем социологического опроса выявить наиболее значимые по мнению респондентов события ХХ века;
Введение………………………………………………………………… 2
«Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление» (В. Гюго).
Глава 1. «И должен хотя бы с тобою наш разум дорогой страданий пройти».
Историческая лента памяти ХХ века…………………………………… 3
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. …………. 4
Вторая мировая война (1939-1945 гг.)…………………………………… 5
а) блокада Ленинграда
б) Хатынь
в) Освенцим
г) Холокост
Глава 2. ХХ век: созидание и разрушение.
Изобретение атома……………………………………………………….. 8
Хиросима и Нагасаки…………………………………………………… 8
Освоение космоса………………………………………………………… 9
Распад Советского Союза…………………………………………………9
Заключение. Что спасет мир: борьба со злом или добродетель?......... 10
Литература …………………………………………………
Глава 1. «И должен хотя бы с тобою наш разум дорогой страданий пройти».
а) блокада Ленинграда
б) Хатынь
в) Освенцим
г) Холокост
Глава 2. ХХ век: созидание и разрушение.
Приложение…………………
Введение.
Актуальность выбранной темы. Закончился ХХ век, мы вступили в новое тысячелетие, и все чаще человек стал задавать себе вопрос: для чего мы живем – для разрушения или созидания? Для созидания, скажете вы. Он строит дом, сажает дерево, воспитывает ребенка, а потом приходит другой человек и рушит построенное, вырубает деревья, убивает жизнь… И все опять идет по кругу… Зачем, ради чего? Те, кого манят власть и деньги, диктуют свои ценности, они рисуют свою картину и карту мира. И этим людям, чтобы властвовать, всегда нужен образ врага, хотя и прикрываются они благими целями (Вспомним Вьетнам, Ирак, Афганистан). В мире все циклично: и жизнь, и, к сожалению, война, навязанные мировые катаклизмы захватывают в свой вихрь и простых людей. Но человек «прячет голову в песок», не имея сил повлиять на ход событий, и это тоже оказывается разрушительным, потому что вырастает «беспамятное поколение».
Впервые посмотрев фильм «Мы из будущего», я задумалась, что прошлое и будущее неразрывно связаны. Сюжет фильма рассказывает о четырех современных молодых ребятах, «черных искателях», которые цинично откапывают останки своих, русских солдат, ищут военные трофеи на полях сражений под Ленинградом, а потом торгуют найденным. Волею режиссера эти ребята оказываются на том же поле боя в далеком 1942 году и становятся участниками тяжелого сражения. Теряют своих однополчан, идут в разведку, попадают в плен, рискуя своей жизнью, взрывают вражеский дзот. За то время, что они находятся в нескольких шагах от смерти, происходит полная переоценка жизненных ценностей молодых людей, и, оказываясь вновь в современном мире и видя на улице толпу фашистских молодчиков, они встают перед ними плечом к плечу, занимая круговую оборону.
Между прошлым
и будущим очень тонкая грань.
Стереть ее - значит оказаться
в безвременье, а в нем, к
сожалению, отсутствует память. «Чтобы
помнили…» Вот, наверное, одна
из самых актуальных мыслей
современного мира. А мир сегодня
живет, разрушая эту память. Разрушать
всегда легче, чем созидать. Почему
это происходит? Почему человек
вместо того, чтобы строить наш
мир и самому в нем
Степень изученности темы. Безусловно, рассматриваемая нами тема, ввиду ее постоянной актуальности, широко и глубоко изучается и комментируется учеными, писателями, политологами, правозащитниками, деятелями культуры. Серьезные научные исследования исторических событий ХХ века принадлежат З.А. Левиной, М.Я. Гефтер, А.С.Завадье, Е.М. Ярославскому, Е.А. Болтину, А.Н. Фурсенко, В. А. Винер, И.Н. Бестужеву-Ладе, В.В. Похлебкину, Ф. Конту, В. Махнач, С.Г. Кара-Мурзе, А. Клиенто, Ш. М. Мунчаеву, В. М. Устинову и другим.
Большое внимание вопросам
Н. А. Бердяев, И.И. Ильин, Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, Е. Боннэр, Д. Гранин, А. И. Солженицын, А. Проханов, В. Распутин, Н, Зиновьев и др.
К сожалению, сегодня в
И
все же рассматриваемая нами
тема настолько многомерна и
неоднозначна, что и теоретикам
и практикам не удастся ее
полностью исчерпать. Поэтому
и степень изученности
Цель данной работы: определить глобальные события ХХ века, обосновать их выбор и «взволновав, заставить задуматься» о степени и мере ответственности человека за разрушение цивилизации перед будущими поколениями.
Исходя из поставленной цели, в исследовании определены следующие задачи:
Проблема исследования - можно ли назвать главной проблемой века слова А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
Методы исследования: теоретические (моделирование, сравнение, систематизация, эмпирические
(изучение и анализ литературы, социологический опрос, анкетирование).
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пункты, заключения, библиографического списка и приложения.
II. «Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление» (В. Гюго).
Глава 1. «И должен хотя бы с тобою наш разум дорогой страданий пройти».
1.1. Историческая лента памяти ХХ века
XX век… у него есть свое лицо. Он полон потерь и открытий. Для людей он изобрел электричество, радио, телефон, трамвай, автомобиль, аэроплан, фотографии, кино… Зато против человека у него были танки, бомбы, войны, революции… Мир человека оказался уязвим. Почему созидание не стало для человечества в ХХ веке главной и единственной идеей? Почему все чаще слышатся мнения о том, что почти весь ХХ век был направлен на разрушение?
Двадцатый век вместил событий больше, чем несколько предыдущих. Великие открытия
и творческие взлеты - с одной стороны, великие войны и преступления против человечества - с другой. Думаем, что пока взгляд на прошедшее столетие вряд ли может быть объективен.
Ровно сто лет назад в
"Наш враг - двадцатый век. Мы не хотим пережить его еще раз". Это слова Роберта Хантера, американского посла в НАТО.
"Прощай, кровавый век", - произнес один русский поэт. Пожалуй, в мировой истории не было иного периода столь осознанного и изощренного применения самых передовых научно-технических средств массовых убийств.
Начиная работу над нашим
Безусловно, мы понимаем, что эти
мнения субъективны и
Сравнивая результаты проведенного нами опроса с опросом Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который был проведен в июле 2008г. (опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России), мы не могли не заметить практическую схожесть результатов.
Самым выдающимся событием прошлого века россияне считают Великую Отечественную войну (16%). Далее следует полет Юрия Гагарина в космос (13%), Далее следует авария на Чернобыльской АЭС (9%). Войны в Чечне и Афганистане назвали наиболее трагическими событиями ХХ века 8% опрошенных. Еще 5% назвали наиболее значимой высадку человека на Луне 4% полагают, что наиболее выдающееся событие прошлого века — Октябрьская революция. Ниже в рейтинге располагается развал СССР (3%). Изобретение атомной бомбы, сотовой связи, телевидения, гибель атомной подводной лодки «Курск», атомная бомбардировка американцами Хиросимы и Нагасаки в 1945 году отметили по 1% россиян.
Таким образом, определившись с выбором, попытаемся описать и проанализировать события и факты, отражающие тему нашего исследования.
1.2. Великая
Октябрьская социалистическая
В последние годы в СМИ все
чаще обсуждается вопрос о
том, что же представляет
Итак, в ночь с 7 на 8 ноября (по
новому стилю) 1917 года в Петрограде
произошло восстание, совершенное
пролетариатом России, Вооруженные
рабочие, солдаты и матросы
захватили почту, телефон,
Революция в России потрясла мир многим: резкая смена власти, убийство царской семьи, гражданская война. Главным вождём революции был В.И.Ленин (1877-1921), он сплотил и вдохновил людей на борьбу с буржуазией. Ленин считал, что революция для нашей страны не национальная катастрофа, а средство её предупреждения или спасения, новая политическая основа для всестороннего развития цивилизации. Октябрьская революция, свергнув царизм, не смогла в то же время решить основные задачи хозяйственную разруху, голод и многое другое. За революцией последовала гражданская война и интервенция. (Приложение 2)
Гражданская война сложный и
трагический период в истории
России. По прихоти истории народ
одной страны раскололся
Безусловно, это одна из величайших трагедий российского народа, с которой началась жизнь молодого государства. Новое светлое будущее началось с разрушения. Анализируя данное событие, мы не ставим своей целью дать ему политическую оценку, основной акцент нами сделан на Человеке, который в пылу политических страстей и эйфории от одержанной победы убивал ни в чем не повинных людей, разрушал памятники культуры. Было ли таким необходимым разрушение духовных связей поколений для победы революции? Октябрьская революция стала первым тревожным звонком в ХХ веке для всего мира, а насилие, как известно, порождает насилие.
И следующим событием, которое потрясло весь мир стала Вторая мировая война.