Деятельность государственной думы 1905-1917гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Предпосылки к созданию.
Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно.

Содержание работы

1. Предпосылки к созданию думы
2. Деятельность первой государственной думы
3. Деятельность второй государственной думы
4. Деятельность третьей государственной думы
5. Деятельность четвертой государственной думы
6. Формирование временного правительства

Файлы: 1 файл

история отечественного и государственного права.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "История отечественного государства

              ____________и права"________

по теме: Деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

группа_ЮРп – 13КТ_

Ф.И.О _Черемных И.А.

 

 

 

 

 

 

                        Краснотурьинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 
1. Предпосылки к созданию думы

2. Деятельность первой государственной думы

3. Деятельность второй государственной думы

4. Деятельность третьей государственной думы

5. Деятельность четвертой государственной думы

6. Формирование временного правительства

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки к  созданию.

Кризис политической системы  России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно. Попытки монарха сохранить в незыблемости самодержавный строй Империи способствовали лишь радикализации земского либерального движения, расширению забастовочных выступлений и активизации террористической деятельности. Толчок для этого дали военные неудачи на Дальнем Востоке и карательные действия властей, самым ярким из которых явился расстрел демонстрации 9 января 1905 г.       

Вопрос о введении народного  представительства для обсуждения законодательных дел потребовал безотлагательного разрешения. 18 февраля 1905 г. Именной Высочайший указ возложил на Совет Министров обязанность  рассмотрения и обсуждения «поступающих на Высочайшее Имя от частных лиц  и учреждений видов и предположений  по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства», а  Высочайший рескрипт на имя Министра Внутренних дел разрешал привлечение  «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Указом и Рескриптом в России был создан прецедент такого публичного права, как право свободного обсуждения вопросов государственной важности, хотя и петиции и обсуждения должны были касаться только вопроса установления                    Государственной Думы.

Работа над проектом затянулась, а тем временем май 1905 г. был ознаменован  непрекращающейся волной забастовок в 200 городах России, которая усилилась после цусимской катастрофы и превратилась в июне в широкомасштабную стачку в Иваново-Вознесенском промышленном районе.

Участники развернувшейся в  том же месяце петиционной кампании выступали за немедленное проведение государственных преобразований. Политически  активные слои общества признавали уже  недостаточными совещательные права  будущего народного представительства  — требование законодательных прав получило самое широкое распространение. Наиболее часто звучали призывы  о том, что до созыва народного  представительства всему населению  необходимо предоставить политические и гражданские прав, а также  о том, чтобы провести выборы на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. 
Наконец, 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест «Об учреждении Государственной Думы», в котором декларировалось привлечение «выборных» людей к «постоянному и деятельному участию в составлении законов», для чего в структуре высших государственных учреждений создавалось «особое законосовещательное установление». Порядок его образования и деятельности регламентировался Высочайше утвержденными «Учреждением Государственной Думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 г. Позже, 18 сентября, были утверждены «Правила о применении и введении в действие Учреждения Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу», которые регламентировали процедуру выборов и организации создаваемого учреждения по «булыгинскому» проекту.

Государственная Дума создавалась как самостоятельный орган государственной власти. Однако Монарх сохранял по отношению к ней полномочия, которые позволяли ему во многом контролировать деятельность такого представительного учреждения: он имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока, определять продолжительность ее ежегодных занятий и сроки их перерыва в течение года, за ним «всецело» сохранялась и «забота» о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы.

Деятельность  первой Государственной думы

 
           Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. 

Из ведения Государственной  думы изымалась значительная часть  государственного бюджета. Согласно новой  редакции основных государственных  законов (23 апреля 1906 года), император  сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное  только перед ним министерство, руководство  внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем  лишь формально утверждались Государственной  думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу  кадетов, высказанную в форме  пожелания частичной политической амнистии, создания "ответственного перед Государственной думой  правительства", расширения избирательных  прав и других свобод, увеличения крестьянского  землевладения и др. В комиссиях  Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести.

Центральным вопросом Государственной  думы был аграрный. Кадеты выдвинули  идею "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке".

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104-х"), в котором требовала  отчуждения помещичьих и других частновладельческих  земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда" и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7—8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

В целом за 72 дня своей  работы первая Дума одобрила лишь два  законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

20 июня правительство  выступило с заявлением, в котором  категорически высказывалось за  неприкосновенность частновладельческих  земель.

     Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские 
выступления.

Деятельность  второй Государственной думы

Центральным вопросом остался  аграрный. Правые и октябристы защищали указ 9 ноября 1906 года (Столыпинская аграрная реформа). Кадеты доработали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от наличия свободных земель и др.).

Трудовики занимали ту же позицию, что и в первой Государственной  думе, в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры  внесли проект социализации, часть  социал-демократической фракции  представила проект муниципализации  земли. Большевики защищали программу  национализации всей земли.

Отказавшись от бойкота Государственной  думы, большевики решили использовать думскую трибуну в интересах  революции. В Государственной думе они отстаивали тактику «левого  блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами.

26 мая Государственная  дума закончила прения по аграрному  вопросу, передав законопроекты  в комиссию.

В целом законодательная  деятельность второй Думы, как и  в случае с первой Государственной  думой, носила следы политической конфронтации с властью.

В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности  чиновников, аграрной реформе и др.).

Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь три получили силу закона (об установлении контингента новобранцев  и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Наиболее важные законопроекты  к моменту роспуска Думы (спустя 103 дня после начала деятельности) рассматривались в ее комиссиях. 
Политика правительства была направлена на роспуск Государственной думы. 1 июня П.А. Столыпин потребовал от Государственной думы исключения из числа депутатов и привлечения к следствию 55 членов социал-демократической фракции и санкции на немедленный арест 16 из них по обвинению в участии в заговоре. Государственная дума создала комиссию с поручением срочно рассмотреть обвинение, но в ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована (переданы суду в ноябре 1907 года).

3 июня 1907 года был опубликован  указ о роспуске Государственной  думы и манифест, в котором  Государственная дума обвинялась  в затягивании рассмотрения законопроектов  и государственной росписи доходов  и расходов, а также в том,  что ряд её членов участвовал  в заговоре против государства. 
                     Деятельность третьей Государственной думы

16 ноября 1907 года с декларацией  правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную  думу утвердить законы по аграрной  реформе.

Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу "сначала  успокоение, потом реформы", свело  на нет перспективы деятельности 2-го большинства.

Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной  думой, либо была блокирована Государственным  советом (в т.ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др.

В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.).

14 июня 1910 года Государственная  дума приняла аграрный закон,  в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями  и дополнениями, 29 мая 1911 года  в его развитие издано положение  о землеустройстве.

В 1910—1911 гг. Государственная  дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т.ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения" (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства — финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.

В мае 1910 года Государственная  дума приняла правительственный  законопроект о введении земства  в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и  Подольская), заложив деление избирателей  на национальные курии — польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.

Законом, принятым Государственной  думой в апреле 1912 года, из состава  Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи.

В начале 1911 года обострился конфликт Государственного совета и  Государственной думы с правительством: в марте 1911 года Государственный совет демонстративно отклонил принятый Государственной думой законопроект о западном земстве. П.А. Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Государственный совет и Государственную думу, в течение которых законопроект был проведён в порядке 87-й статьи Основных законов. В знак протеста против действий правительства председатель Государственной думы А.И. Гучков подал в отставку.

Информация о работе Деятельность государственной думы 1905-1917гг