Деятельность государственной думы 1905-1917гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Предпосылки к созданию.
Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно.

Содержание работы

1. Предпосылки к созданию думы
2. Деятельность первой государственной думы
3. Деятельность второй государственной думы
4. Деятельность третьей государственной думы
5. Деятельность четвертой государственной думы
6. Формирование временного правительства

Файлы: 1 файл

история отечественного и государственного права.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший  ликвидации помещичьего землевладения. 
Начиная со 2-й сессии, активизировалась деятельность социал-демократической фракции. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Н.Г. Полетаевым. 

Депутаты фракции внесли в Государственную думу ряд запросов (в т.ч. о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Государственной думы, о Ленском расстреле (1912 г.)) и законопроектов (о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д.). Всего социал-демократическая фракция за время работы Государственной думы внесла 162 поправки к законопроектам (все были отвергнуты Думой). 

В третьей Государственную  думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный совет внесли 2567 законопроектов. Из них четыре было внесено Совещанием думы.

 

                   Деятельность четвертой Государственной думы

 
            Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 4-й Государственной  думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское  большинство. Оно проявило себя и  в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

В ответ на декларацию правительства  оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления  Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913—1914 годах  поддержало кадетские законопроекты  о свободе печати, собраний, союзов и др.

Однако практического  значения это не имело: законопроекты  либо застревали в комиссиях, либо блокировались  Государственным советом.

С началом 1-й Мировой войны  сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск  весной и осенью 1915 года вызвали  резкую критику правительственной  политики со стороны Государственной  думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией  правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы). 
Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась  к требованиям создания "правительства  доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего  евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная  дума была распущена на каникулы. 

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая  на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились  занятия Государственной думы. Хотя  правительственная декларация не  отвечала требованиям "Прогрессивного  блока", Государственная дума  занялась обсуждением бюджета.

На 5-й сессии Государственная  дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы. 
В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено  было лишь 1239.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной  думы как официального органа государственной  власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным  совещанием членов Думы был  создан Временный комитет Государственной  думы, который в ночь на 28 февраля  1917 года принял решение "взять  в свои руки восстановление  государственного и общественного  порядка".

                        Формирование временного правительства

В результате 2(15) марта в  результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и  меньшевиками) комитет сформировал  Временное правительство.

Временное правительство  не отменило распоряжение о временной  приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени  она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание. 

После создания Временного правительства роль Государственной  думы ограничивалась деятельностью  Временного комитета и проведением  частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные  совещания" Думы действовали при  первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний  демонстрировали всяческую поддержку  Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил".

6 (19) октября 1917 года Государственная  дума четвертого созыва была  распущена Временным правительством  в связи с назначением выборов  в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной  кампании.

18 (31) декабря 1917 декретом  СНК были упразднены канцелярии  Государственной думы и Временного  комитета. 
 

 

Список используемой литературы 
 

  1. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 610-619; 
  2. Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 611-612; 
  3. Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 209-211.
  4. Правовые основы «булыгинской» Думы и юридические предпосылки ее краха* [Журнал "Правоведение"/1997/№ 3] Шанин Ф.П http://law.edu.ru/magazine/article.asp?magID=5&magNum=3&magYear=1997&articleID=151703.
  5. Смирнов А.Ф.. Государственная дума Российской империи 1906-1917. Историко-правовой очерк. М: Изд-во «Книга и Бизнес» 1998
  6. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1172
  7. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1158
  8. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1173
  9. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1174

Информация о работе Деятельность государственной думы 1905-1917гг