Деятельность органов и учреждений юстиции в 70-80 гг. ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть деятельность органов и учреждений юстиции в
70-80 гг. ХХ века.
Основные задачи:
1) Рассмотреть образование Министерства юстиции с 1970 г., на качественно новой основе, посредством создания общесоюз¬ных и союзно-республиканских министерств, которые наделялись функциями руководства порученной ему отраслью государственного управления и непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г. ……… 4
Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР……….. 5
Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.
3.1. Министерство юстиции и судебное управление……………….. 9
3.2. Министерство юстиции и законотворческие работы………….. 11
Заключение………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

Контрольная История орг и учр МинЮста.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

КАФЕДРА

Государственно-правовых дисциплин

(наименование  кафедры)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Деятельность органов  и учреждений

юстиции в 70-80 гг. ХХ в.

 

 

 

 

 

Выполнил  студент   303 з   учебной группы 3 курса 

       (фамилия, имя, отчество)

 

Проверил     

 

Оценка _______________________________

 

______________________________________

                (подпись преподавателя)

«___» ____________ 201_г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск

  2011 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                           № стр.

 

Введение……………………………………………………………………      3  

Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г. ………      4

Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР………..      5

Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.

     3.1. Министерство юстиции и судебное управление………………..      9

     3.2. Министерство юстиции и законотворческие работы…………..     11

Заключение…………………………………………………………………     15

Список литературы………………………………………………………..     16  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляют единую систему Министерства юстиции СССР.

     Цель моей работы – рассмотреть деятельность органов и учреждений юстиции в

70-80 гг. ХХ  века.

     Основные задачи:

  1. Рассмотреть образование Министерства юстиции с 1970 г., на качественно новой основе, посредством создания общесоюзных и союзно-республиканских министерств, которые наделялись функциями руководства порученной ему отраслью государственного управления и непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями;
  2. Исследовать структуру центрального аппарата Министерства юстиции СССР и их функции;
  3. Изучить направления деятельности Министерства юстиции: вопросы руководства судами; систематизация законодательства и подготовка законопроектов; правовая работа в народном хозяйстве; правовая пропаганда; кадровые вопросы; судебно-экспертные и научные проблемы; ответственность за работу нотариата, органов загса, адвокатуры; вопросы деятельности органов юстиции и судов и др.

     Актуальность данной  работы обусловлена тем, что этот период был ознаменован подъемом и активизацией юридической работы в стране, оживилась и деятельность самих органов юстиции; вопросы права, усиления борьбы с преступностью стали предметом неоднократных и непосредственных рассмотрений в ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета СССР и Совете Министров СССР. Министерство юстиции в этот период выглядело очень солидно. Здесь работали лучшие специалисты с мировым именем. На высоком уровне находилась исполнительская дисциплина, ответственность работников за порученное дело.

     Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г.

     В 1970 г. система Министерства юстиции была воссоздана, и это было оправдано. Важнейшее значение для повышения роли министерств в системе органов советского государственного управления имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам «дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством». Пленум, проводя курс новой администрации на централизацию, признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через министерства, отказавшись от действовавшего с 1957 г. территориального принципа управления через совнархозы. 12 октября 1965 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 755 «Вопросы, связанные с образованием общесоюзных и союзно-республиканских министерств».

     30 июля 1970 г. было принято постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», в котором отмечалось, что имевшиеся упущения в деятельности юридических учреждений во многом обусловлены несовершенством руководства ими. «В целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции и дальнейшего совершенствования их деятельности, осуществления методического руководства правовой работой в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления социалистической законности, а также улучшения работы по систематизации и подготовке предложений о кодификации законодательства» было признано целесообразным образовать союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции в краях и областях.

     31 августа 1970 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР.

     Министерство юстиции СССР возглавил Владимир Иванович Теребилов.

 

 

 

     Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР

     В ноябре 1970 г. постановлением Совета Министров СССР была утверждена структура центрального аппарата Министерства юстиции СССР:

Управление общих судов;

Управление  систематизации законодательства и  подготовки законопроектов; Управление правовой работы в народном хозяйстве;

Второй отдел;

Отдел кадров;

Отдел по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан;

Отдел адвокатуры;

Отдел судебно-экспертных учреждений;

Отдел нотариата и загсов;

Отдел судебной статистики;

Первый отдел;

Приемная (на правах отдела);

Канцелярия (на правах отдела);

Хозяйственное управление.

     12 августа 1971 г. в составе Министерства образовано Управление военных трибуналов. В ноябре 1972 г. в аппарате Минюста СССР создан Организационно-методический отдел. В августе 1976 г. вновь образовано Управление хозяйственного законодательства.

     В Министерстве юстиции СССР была образована коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства. Члены коллегии Министерства утверждались Советом Министров СССР.

     При Министерстве юстиции СССР в этот период состояли: ВНИИСЗ; Всесоюзный    научно-исследовательский    институт    судебных    экспертиз (ВНИИСЭ); Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции (ВИУРЮ); Научно-консультативный совет. В сентябре было принято решение о создании печатного органа Министерства юстиции СССР — журнала «Человек и закон».

     Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений по улучшению организации и деятельности учреждений юстиции и по другим вопросам при Министерстве юстиции СССР были созданы Научно-консультативный совет и Координационно-методический совет.

     Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских советов народных депутатов, нотариат, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие подведомственные им учреждения и организации составляли единую систему Министерства юстиции СССР.

     В развитие принятых решений в сентябре—ноябре 1970 г. были приняты указы президиумов верховных советов союзных республик об образовании министерств юстиции. 24 сентября было воссоздано Министерство юстиции РСФСР. Министром юстиции РСФСР назначен Владимир Михайлович Блинов.

     В рассматриваемый период Министерство  юстиции РСФСР входило в систему Министерства юстиции СССР, включающую центральный аппарат союзно-республиканского Министерства юстиции, министерства юстиции союзных, автономных республик, отделы юстиции в краях и областях.

     Главными задачами Министерства юстиции СССР определялись: укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства, всемерное содействие повышению уровня кодификационных работ, проводимых министерствами и ведомствами СССР, по совершенствованию законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и культурном строительстве; обеспечение учреждений и организаций системы Министерства и судов квалифицированными кадрами; переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений и органов.

     В русле этих задач работало и Министерство юстиции РСФСР.

     Большими правами и обязанностями был наделен министр юстиции СССР, персонально отвечавший за выполнение возложенных на Министерство задач. Министр издавал приказы и инструкции и давал указания, обязательные для исполнения министерствами юстиции союзных и автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, органами записи актов гражданского состояния, адвокатур, учреждениями судебных экспертиз, нотариата, другими подведомственными Министерству учреждениями юстиции и организациями, а по вопросу организации работы — судами союзных республик и военными трибуналами; проверял исполнение этих приказов, инструкций, указаний.

     Важную роль в работе Министерства юстиции играла коллегия Минюста СССР. На своих регулярно проводимых заседаниях она рассматривала основные вопросы деятельности Министерства: заслушивала доклады министров юстиции союзных и автономных республик, начальников отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, руководителей органов записи актов гражданского состояния, нотариата, адвокатуры, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других подведомственных Министерству учреждений и организаций, доклады председателей Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских, районных народных судов и военных трибуналов по вопросам организации работы судов, отчеты управлений и отделов Министерства, вопросы проверки исполнения, подбора и воспитания кадров, обсуждала разрабатываемые Министерством проекты важнейших законодательных актов и постановлений Правительства СССР, заключения по проектам нормативных актов, вопросы систематизации законодательства, проекты важнейших приказов и инструкций.

     К функциям органов и учреждений юстиции относилось участие в различных конференциях, семинарах, симпозиумах и их организация, деловые поездки, в том числе по вопросам борьбы с правонарушениями.

     В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Новая Конституция, сохраняя существовавший порядок выбора судей и народных заседателей, подчеркивала их ответственность и подотчетность перед избирателями и избравшими их органами. Эти и другие важные положения определили новые задачи для органов юстиции. Главной среди них являлась задача совершенствования советского законодательства на базе новой Конституции. Прежде всего должны быть разработаны законы, прямо названные в Конституции, а также вытекающие из ее содержания.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.

     3.1. Министерство юстиции и судебное управление

    Первостепенной задачей, поставленной перед Министерством юстиции в рассматриваемый период, являлось организационное руководство судами. В этой сфере Минюст разрабатывал предложения по вопросам организации судов союзных республик и военных трибуналов (дислокация, структура, штаты), проведения выборов судей и народных заседателей; руководил организацией отчетов судей перед избирателями; проверял организацию работы судов союзных республик и военных трибуналов, заслушивал по этим вопросам доклады председателей судов и военных трибуналов и принимал меры к улучшению работы по изучению и распространению положительного опыта; обеспечивал создание надлежащих условий для осуществления правосудия; в целях дальнейшего совершенствования деятельности судов изучал и обобщал судебную практику, координируя эту работу с Верховным Судом СССР, а также использовал результаты обобщения для устранения выявленных недостатков в организации работы судов; проверял организацию работы судов по рассмотрению материалов об административной ответственности и принимал меры к улучшению этой работы; организовывал работу по ведению судебной статистики и использовал ее данные для улучшения организации и деятельности судов союзных республик и военных трибуналов по осуществлению правосудия и для подготовки предложений по совершенствованию законодательства; организовывал социологические исследования в целях разработки мер по борьбе с преступностью и укреплению социалистической законности, координируя эту работу с Прокуратурой, Верховным Судом, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными учреждениями и организациями; осуществлял руководство и контроль за работой по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий; оказывал правовую помощь товарищеским судам, добровольным народным дружинам и другим общественным организациям, ведущим борьбу с правонарушениями.

Информация о работе Деятельность органов и учреждений юстиции в 70-80 гг. ХХ в.