Деятельность органов и учреждений юстиции в 70-80 гг. ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть деятельность органов и учреждений юстиции в
70-80 гг. ХХ века.
Основные задачи:
1) Рассмотреть образование Министерства юстиции с 1970 г., на качественно новой основе, посредством создания общесоюз¬ных и союзно-республиканских министерств, которые наделялись функциями руководства порученной ему отраслью государственного управления и непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Образование Министерства юстиции СССР в 1970 г. ……… 4
Глава 2. Структура и функции Министерства юстиции СССР……….. 5
Глава 3. Деятельность Минюста в 1970-1980 гг.
3.1. Министерство юстиции и судебное управление……………….. 9
3.2. Министерство юстиции и законотворческие работы………….. 11
Заключение………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

Контрольная История орг и учр МинЮста.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

     Особое внимание органы юстиции  и суды уделяли совершенствованию  работы основного звена судебной системы — районным народным судам. Министерство юстиции пыталось решить вопросы повышения оперативности судей, четкости и культуры их деятельности, строгого соблюдения законности при рассмотрении судебных дел, укрепления связей с общественностью, усиления воспитательно-профилактического воздействия судебной деятельности. Существенное значение придавалось рассмотрению гражданских дел. От четкости и организованности деятельности судебных исполнителей зависело своевременное и точное исполнение судебных решений, затрагивающих насущные нужды граждан. Особого внимания требовало исполнение решений по возмещению ущерба по делам о растратах, хищениях и взыскании алиментов. Важным фактором являлось повышение процессуальной и общей культуры судопроизводства. Неотъемлемой функцией судебных заседаний признавалось исследование условий и причин преступлений.

     Принятые в 1970—1982 гг. меры привели к заметному улучшению качества работы многих судов. Они стали более оперативно и в установленные законом сроки рассматривать гражданские и уголовные дела, активно проводить предупредительные мероприятия. Каждое четвертое-пятое дело слушалось в выездном судебном заседании.

     Важной политической деятельностью Министерства юстиции СССР являлось активное участие в проведении кампании выборов судей и народных заседателей, организации их встреч с населением и отчетов перед избирателями.

     Под контролем Министерства юстиции находилась статистическая отчетность. 3 апреля 1972 г. издан приказ министра юстиции СССР о введении в действие Табеля (перечня) форм статотчетности судов и органов юстиции, в мае того же года были введены новые формы исполнительных листов. Делопроизводство — важная часть работы суда, от его качества во многом зависят оперативность и четкость работы судебной машины. Приказом министра юстиции СССР от 17 сентября 1980 г. утверждена Инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов.

 

 

     3.2. Министерство юстиции и законотворческая деятельность

    В.И. Тербилов на первое место среди основных функций Министерства поставил его участие в законодательной работе. Достижению этой цели активно способствовал входящий в систему Минюста СССР ВНИИСЗ, преемник ВИЮНа.

     26 мая 1971 г. вышел приказ министра юстиции СССР об утверждении Устава ВНИИСЗ Минюста СССР. Целью деятельности ВНИИСЗ были определены научные разработки вопросов советского законодательства и практики его применения. В его функции входили: изучение и обобщение предложений об изменениях и дополнениях действующего законодательства; участие в подготовке законопроектов; координация работ научно-исследовательских учреждений по вопросам совершенствования законодательства; научные разработки вопросов кодификации и систематизации; изучение и обобщение законодательства зарубежных стран.

     Участвуя непосредственно в законотворческой деятельности, Минюст подготавливал по поручениям вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов и проекты постановлений Совета Министров СССР, давал юридические заключения по проектам важнейших нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства СССР. Также Министерство готовило проекты планов работ по совершенствованию хозяйственного законодательства, координировало разработку министерствами и ведомствами СССР проектов законодательных и других нормативных актов. Минюст оказывал им методическую помощь, принимал участие в этой работе и осуществлял контроль за ней.

     Работники органов юстиции принимали активное участие в законодательной деятельности в сфере правового регулирования народного хозяйства, управленческой жизни: занимались регулированием вопросов повышения эффективности общественного производства, охраны природы и рационального использования природных богатств, улучшения деятельности учреждений юстиции, усиления борьбы с преступностью.

     Министерство юстиции СССР, его учреждения разрабатывали большое число самых разных законопроектов. В частности, при его самом активном участии были подготовлены, такие как:

- Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», принятый сессией Верховного Совета СССР в июле 1973 г.;

- Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» (февраль 1974 г.);

- Закон СССР «Об утверждении Указа «О порядке рассмотрения трудовых споров», Закон СССР «Об утверждении Указа «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (приняты на сессии Верховного Совета СССР в июле 1974 г.);

- Закон «Об утверждении Основ  законодательства о недрах» (принят  на сессии Верховного Совета СССР в декабре 1975 г.);

- Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Консульского устава СССР» (июнь 1976 г.);

- постановление Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности товарищеских судов» (февраль 1977 г.);

- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственной пошлине» (июнь 1979 г.) и многие др.

     В июле 1971 г. состоялась коллегия по вопросу о подготовке законопроектов в минюстах республик. Был издан приказ министра юстиции СССР от 15 декабря 1972 г. «О задачах министерств юстиции союзных республик в области совершенствования законодательства».

     После принятия Конституции 1977 г. в декабре того же года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР «Об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР». Вслед за этим принимаются законы о Верховном Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции. В марте 1978 г. на расширенном заседании коллегии обсуждался вопрос о задачах органов юстиции и судов в работе по совершенствованию законодательства.

     В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР.

     В мае 1972 г. прошло заседание  Главной редакции Собрания действующего законодательства СССР. Одобрены основные принципы составления, порядок подготовки и его схема. Первый том Собрания действующего законодательства СССР был подписан в печать в декабре 1972 г., последний (пятидесятый) том — в декабре 1976 г.

     После принятия Конституции 1977 г. министерства юстиции республик возглавили работу по инкорпорации законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам.

     В июне 1977 г. постановлением Совета Министров СССР на Министерство юстиции СССР возложена обязанность издавать дополнения к Собранию действующего законодательства по мере принятия новых актов. В декабре 1977 г. закончено издание Собрания в 52 томах, которое позволило обеспечить государственные, хозяйственные и иные органы актами действующего законодательства.

    Также, в утвержденную комиссию по изданию Свода законов СССР, входил министр юстиции СССР. Первый раздел Свода законов СССР «Законодательство об общественном и государственном строе» был издан в январе 1981 г. Самое непосредственное участие в работе над Сводом законов СССР, равно как над Собранием действующего законодательства, принимали работники Минюста СССР (И. С. Самощенко, К. Е. Колибаб, Г. Д. Голубов, М. Д. Гришин, А. Соминский и др.).

     Министерство юстиции СССР осуществляло  общее руководство адвокатурой, которое заключалось, в частности: в контроле за соблюдением коллегиями адвокатов требований законодательства; установлении порядка оплаты юридической помощи и условий оплаты труда адвокатов; издании инструкций и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры; установлении особенностей порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов.

     В функции Министерства юстиции СССР входила организация работы учреждений нотариата, оно проверяло их деятельность и давало указания по ее улучшению. Издан приказ министра юстиции СССР от 20 апреля 1973 г. «Об опыте работы Первой Казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».

     В соответствии с Положением Министерство юстиции СССР разрабатывало и осуществляло мероприятия по совершенствованию деятельности органов записи актов гражданского состояния, проверяло их работу и давало указания по улучшению этой работы.

     Для развития органов, учреждений юстиции и судов определяющими являлись их цели и функции, закрепленные в законе, объем работы по выполнению каждой функции и прогнозируемые масштабы деятельности. Кроме того, необходимы были анализ уже сложившейся кадровой ситуации и ее ретроспективы, исследование реальных соотношений объема служебной нагрузки и обеспечения системы кадрами. Министерством юстиции СССР была введена обязательная, через пять лет, переподготовка судей и других юристов. Это поддерживало правовых работников на должном профессиональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Новый курс был провозглашен постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», опубликованным 30 июля 1970 года. А 30 августа этого года последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому началось воссоздание органов юстиции. Министерства юстиции создавались в республиках, в том числе и автономных, в краях и областях – отделы юстиции. В 1972 году были утверждены Положение о Министерстве юстиции СССР и Положение о Министерства юстиции РСФСР, в которых были четко сформулированы многочисленные и разнообразные функции Министерства. Главными задачами Минюста СССР определялись: укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих их совершению; обеспечение организационного руководства судами, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов ЗАГС, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; обеспечение учреждений и организаций системы Минюста и судов квалифицированными кадрами, переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций и учреждений.

     Первостепенной задачей, поставленной перед Министерством юстиции в рассматриваемый период, являлось организационное руководство судами.

     Участвуя непосредственно в законотворческой деятельности, Минюст подготавливал по поручениям вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов и проекты постановлений Совета Министров СССР, давал юридические заключения по проектам важнейших нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства СССР.

Список  литературы:

  1. Положение о Министерстве юстиции СССР 1972 г.
  2. Андруханович И.А. «Порядок начинается с правопорядка» // Бюллетень Министерство юстиции РФ. 2002. № 10.
  3. Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв. Справочник / Под ред. А.С. Тургаева. СПб., 2000.
  4. Железко И.М. Органы и учреждения юстиции России: история становления и развития. М., 2009.
  5. Кудрявцев В.К., Турусов А.И. Политическая юстиция в СССР. М.: Наука, 2000
  6. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002). Историко-правовой очерк. М.: Норма, 2002.
  7. Органы и учреждения юстиции РФ. Ростов н/Д., 2002.
  8. Роль органов юстиции в правовом государстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РПА, 2002.
  9. Российское законодательство X-XX веков. М.: Юридическая литература, 1987-1994. Т. 5-9.
  10. Чайка Ю.Л. Роль Министерства юстиции в истории России // Вестник Российской правовой академии. 2002. № 1.

 


Информация о работе Деятельность органов и учреждений юстиции в 70-80 гг. ХХ в.