Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:50, доклад
Объектом исследования данной работы является оценка роли Цезаря и его политики и для становления нового политического строя в Римской империи — монархии. Актуальность данной работы вызвана неординарностью личности Цезаря, что позволяет именно его назвать ключевой фигурой в истории древнего Рима. Цель данной работы - проследить, как Цезарь смог достичь вершины власти в Риме и сумел изменить его государственный строй, при этом необходимо ответить на следующие вопросы: Предпосылки захвата Цезарем власти в Риме. Характер власти Цезаря?
Введение…………………………………………………………………….3
Обзор источников……...………………………………………..5
Историография……………………………………………………………..9
Глава 1. Первый триумвират.. ………………………………………12
Глава 2. Гражданская война 49-45 гг. до н.э. ……………………………………..15
Глава 3. Характер власти Цезаря………....21
Глава 4. Внутренняя политика и внешнеполитические планы диктатора………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………….….27
Список используемой литературы……………………
Диктатор получил большое количество почётных прав и титулов. Среди них был титул ?император?. Первоначально этот титул был республиканским и давался войском полководцу, одержавшему победу. То, как взял его Цезарь, символизировало и постоянное командование войсками, и непобедимость Цезаря.34 Но для Цезаря титул ?император? стал его личным именем — его преноменом: Imperator Gaius Iulius Caesar. Но это было не только именем. Сам Цезарь, его современники и потомки стали вкладывать в этот титул понятие носителя высшей, в частности, военной власти. Кроме того Цезарь получил почётный республиканский титул Отца Отечества. После битвы при Мунде он получил особое позолоченное кресло, право сидеть между двумя консулами, в честь диктатора устраивались молебствия, устраивались игры, приносились жертвы. После Испанской войны у Цезаря появилась почётная стража из сенаторов и всадников. ?Клятва его именем приобрела юридическую силу; на праздниках Цезарь появлялся в триумфальном облачении.? (Апп. II. 106)
Наконец надо сказать, что свою роль играла и религиозная власть Цезаря, и создававшиеся вокруг него элементы культа. Великим понтификом он был с 63 г. до н.э., а став правителем Рима, Цезарь реально становится главой религии. В его честь строились храмы, его изображение ставится среди изображений богов. Сам Цезарь ещё при жизни был обожествлён. Свою роль здесь сыграл тот факт, что Цезарь говорил о том, что род Юлиев относится к самой Венере. Статуя Цезаря была поставлена вместе со статуями семи первых римских царей.
Таким образом, надо ещё раз отметить тот факт, что диктатура Цезаря носила чисто римский характер, она выросла из предшествующих элементов развития авторитарной власти. Диктатура Цезаря была основой его власти, но не единственной, так как Цезарь, помимо неё, занимал достаточно много республиканских должностей. Следовательно, монархическая по существу власть Цезаря юридически возникла из сосредоточения в его особе высших республиканских магистратур.
Внутренняя политика и внешнеполитические планы диктатора.
Изучение внутренней и внешней политики Цезаря является чрезвычайно важным, поскольку только таким образом можно проследить, на какие социальные силы он хотел опереться и находил в них поддержку.
Прежде всего, в его полититческой и реформаторской деятельности поражает необычайная интенсивность сразу после битвы при Тапсе 6 апреля 46 г. до н.э. После триумфа Цезарь приступил к реализации одной из самых важных задач — наделение ветеранов землёй. По первыму аграрному закону Цезаря предполагался раздел государственных земель, а также покупка земли за счёт средств от податей с новых провинций и военной добычи Помпея, однако лишь у тех лиц, согласных продавать её по цене, установленной при составлении цензовых списков. Земельные наделы, которые могли быть получены по этому закону, нельзя было отчуждать в течение 20 лет.
Следующий момент, которыму уделил внимание Цезарь — основание колоний для своих ветеранов в провинциях. Были основаны колонии на месте Коринфа и Карфагена, они появились в Испании, южной Галлии, Македонии и даже на южном побережье Понта.35 Колонизация провинций была обусловлена как недостатком свободной земли в Италии, так и стремлением Цезаря к романизации провинций. Именно Цезарь начал политику предоставления римского гражданства целым провинциям. ?В 49 г. права гражданства получили жители Транспаданской Галлии и испанского г.Гадеса.? (Апп. II. 48) Развитие новой провинциальной политики началось именно с Цезаря.
В области налоговой политики были также внесены существенные изменения. Во многих провинциях сбор прямых налогов был отнят у публиканов и передан общинам под управлением агентов Цезаря. Откупная система осталась, главным образом, для сбора таможенных пошлин, арендной платы с государственных земель и т.д. Многие общины вообще освобождались от налогов, полностью или частично. Провинциальных наместников Цезарь лишил военной власти, оставив им только суд и гражданскую администрацию под своим контролем. Во главе провинциальных войск стояли легаты Цезаря в звании претора.36
В 47 г. Цезарь принял меры к урегулированию долгового вопроса. Правила, касающиеся оценки имущества по ценам, существовавшим до гражданской войны, были восстановлены, а, кроме того, было определено, что проценты, внесённые заимодавцу, засчитывались в счёт долга, таким образом кредиторы теряли около четверти отданных под рост денег, что сильно ударило по римским ростовщикам. Так же Цезарь установил, что те жители, которые платили в год 2 тыс. сестерциев, а в городах Италии — менее 500 за квартиру, освобождались от долгов по квартирной плате за один год. К этому нужно добавить щедрые раздачи и зрелища. Сверх десяти модиев хлеба и десяти фунтов масла, получаемых регулярно бедными гражданами, Цезарь распределил между плебеями по 300 сестерциев, прибавив ещё сотню за промедление во времени раздач. Эти мероприятия, конечно, не могли решить ни долговой, ни квартирный вопрос, но они поддерживали в массах иллюзию, что Цезарь является защитником римской бедноты. Впоследствии к таким мерам часто прибегали римские императоры. Плебс сохранял ещё политическое влияние, но не мог уже оказать поддержку, которая могла бы обеспечить политическую власть их вождю.
В качестве носителя цензорских полномочий, Цезарь произвёл пополнение Сената. При этом в состав Сената были приняты не только проскрибированные при Сулле, но и те, кто был лишён звания цензорами или осуждён в своё время по обвинению в подкупе. Число сенаторов было доведено до 900 человек.37 При этом нельзя сказать, что Цезарь ставил целью поднять авторитет Сената, наоборот, он стремился всячески ослабить его, доведя его до роли государственного совета, то есть совещательного органа при себе. С увеличением количества сенаторов было связано и увеличение числа должностных лиц. Число квесторов с 20 было доведено до 40, эдилов — с 4 до 6, преторов — с 8 до 16.38 Тем более, что как раз по отношению к квесторам, эдилам и преторам Цезарь получил право ?рекомендовать? народу, то есть просто назначать половину магистратов. Также одной из целей увеличения числа магистратур надо назвать стремление диктатора в короткий срок удовлетворить массу своих сторонников, а для верхушки нужны были только магистратуры и места в Сенате.
Законом Цезаря о провинциях управление консульскими провинциями ограничивалось двухгодичным сроком, а преторскими — одногодичным.39
Что касается его внешнеполитических планов, то, возможно, он планировал к середине 44 г. грандиозный поход против парфян и гетов. На Балканах была собрана огромная армия. Несостоявшийся поход Цезаря преследовал несколько целей. Большая война должна была завершить объединение государства. Более того, Парфия была единственной державой, которая противостояла Риму. В марте 44 г. Цезарь должен был уехать из Рима и начать эту военную кампанию. Наиболее вероятной причиной заговора против Цезаря 15 марта 44 г. было назначение Цезаря постоянным диктатором, что, в свою очередь, окончательно разрушило илллюзию относительно реставрации республики. На 15 марта 44 г. было назначено заседание Сената. Цезарь колебался: идти ему в Сенат или нет. Однако его сумели уговорить. Когда диктатор вошёл в курию, то его окружили заговорщики. Каска нанёс ему первый удар, а затем заговорщики вытащили мечи, спрятанные в тогах. ?Цезарю в общей сложности было нанесено 23 раны, но только одна из них оказалась смертельной.? (Плут. LXVI)
Таким образом, надо сказать, что во внутренней политике Цезарь преследовал 3 цели: усиление своей личной партии, общую стабилизацию и решение проблем по трансформации Рима в империю. Среди реформ Цезаря особенно важное и прогрессивное значение имели его мероприятия, направленные к упорядочению провинциального управления. Как раз в этой области, более чем в какой-нибудь другой. Цезарь заложил фундамент будущей империи. Вероятно его действия по превращению Рима в монархическое государство определили его судьбу.
Заключение.
Нет сомнений в том, что Цезарь — одна из главных фигур в истории Древнего Рима, поскольку именно он сумел осуществить переход от демократии к монархии, не только на уровне своей личности, но и на уровне государства в целом.
Цезарь постепенно собирал власть в своих руках. В 60-е гг. участие на ранних этапах заговора Катилины вообще заставило его временно отойти от активных политических дел. Это его сблизило с Крассом и Помпеем. В 60 г. был создан первый триумвират, где Цезарь не играл первой роли, она была отдана Помпею, хотя тот и другой стремились к единоличной власти. Поэтому их коалиция оставалась недолгой. Возвышение Цезаря было очень стремительным. Консульство сделало Цезаря одним из первых политиков республики, хотя он мог потерять власть после окончания срока магистратуры. Поэтому ему надо было укрепить своё положение, что он и сделал, получив Галльские провинции. С 58 по 56 гг. Цезарь завоевал Галлию. Победы в войне дали ему главное — любовь римского народа. Срок наместничества заканчивался, а по соглашению триумвиров в Луках, Цезарь выдвигал свою кандидатуру в консулы через 10 месяцев. Поскольку и Помпей, и Цезарь стремились к единоличной власти, то Сенат пошёл навстречу Помпею, так как тот представлял для них меньшую опасность. Накал внутриполитической обстановки перерос в гражданскую войну 49-45 гг. до н.э. Цезарь одержал в ней победу, и это сделало его самым сильным политиком Рима. Гражданская война привела к обострению социальной борьбы и поставила перед господствующими классами вопрос о военной диктатуре, а самой вероятной фигурой для диктатора был Цезарь. Диктатура Цезаря носила чисто римский характер. Она выросла из предшествующего развития элементов авторитарной власти. Таким образом, монархическая власть Цезаря выросла из сосредоточения в его особе высших республиканских магистратур. Став диктатором, Цезарь во внутренней политике преследовал 3 цели: усиление своей личной партии, общую стабилизацию и решение проблем по трансформации Рима в империю.
Таким образом, Цезарь постепенно достиг единоличной власти и заложил фундамент будущей империи.
Список используемой литературы.
Источники.
Литература.
1 Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 3.
2 Плутарх. Цезарь. / Пер. С.П. Маркиша // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963. Т.2.
3 Аппиан. Гражданские войны? / Пер. Под ред. C.А. Жебелева и О.О. Крюгера// Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.
4 Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк римского общества во времена Цезаря.- М.: Изд. К.Т. Солдатикова, 1880. С. 368.
5 Аппиан. Римская история./ Пер. С. А. Жебелева, С.И. Ковалёва и О.О. Крюгера. М., 1998.
6 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963.Т.2.
7 Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. Берлин. 1923.
8 Машкин Н.А. Принципат Августа. М.; Л, 1949. С. 74 — 81.
9 Ковалёв С.И. История Рима. Л., 1986. С. 417.
10 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 20.
11 Утченко С.Л. Указ. соч. С.74.
12 Там же. С. 90.
13 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 424.
14 Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985. С. 63.
15 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 63.
16 Утченко С.Л. Указ. соч. С. 137 - 138.
17 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 432.
18 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 38.
19 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 432.
20 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 438.
21 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 48.
22 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 439.
23 Там же. С. 439.
24 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 67.
25 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 440.
26 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 67.
27 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 58.
28 Цит. по Егорову А.Б. Указ. соч. С. 70.
29 Цит. По Утченко С.Л. Указ. соч. С. 38-39.
30 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 71.
31 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 68.
32 Там же. С. 69.
33 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 447.
34 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 65.
35 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 93.
36 Ковалёв С.И. Указ. соч. С. 449.
37 Утченко С.Л. Указ. соч. С. 284.
38 Машкин Н.А. Указ. соч. С. 100.
39 Егоров А.Б. Указ. соч. С. 72.