Династия великих моголов в Индии. Правление Акбара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. Цель работы: рассмотреть период истории Индии, приходящийся на время правления династии Бабуров, или, как их ещё называли, Великих Моголов. Задачи, поставленные в данной работе: изучить процесс возникновения государства, становления империи, причины её заката.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Глава 1. Средневековая Индия. Основание династии. 5
3 Глава 2. Правление Акбара. Основание империи. 7
Глава 3. Преемники Акбара. Закат империи. 14
4 Заключение 18
5 Используемая литература 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по всеобщей истории ДИНАСТИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ В ИНДИИ.docx

— 62.53 Кб (Скачать файл)

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где их учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, экономика ведения домашнего хозяйства, а также наука о морали и поведении в обществе.

Ближайший сподвижником Акбара был визирь Абу-л Фазл, который был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

В 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум». Пытаясь утвердить "божественную веру" в качестве новой, общей для всей Индии религии, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь в своих нововведениях лишь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой. Он также не был сторонником каких бы то ни было культов и обрядов, считая, что "Богу надо служить нравственно чистыми делами и мыслями".

Но, как это часто случалось в истории человечества, именно самые светлые начинания вызывают непонимание и непримиримую вражду. В 1580—82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Основным же лозунгом мятежа было "свержение правителя-вероотступника". Закостенелое сознание фанатиков не могло принять политики терпимости и братского отношения к представителям иной веры. Восстание было подавлено. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. В армии моголов появились помимо боевых слонов пушки и фортификационные сооружения. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств.

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю. Вторжения Акбара не носили истребительного «тамерлановского» характера. Падишаху были нужны постоянные налоги, а таковые платят, как известно, только живые.

Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца.

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.

Таким образом, правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов, ставшее возможным в результате проведенных реформ, снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман. Он также представил и другие дальновидные социальные реформы, в том числе запрет сати (похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре), легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар перевел на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Он был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), Акбар не любил войны и предпочитал мирные занятия.

Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар допускал свободное обсуждение догматов ислама.

В возрасте 13 лет Акбар взошел на престол страны с населением около 20 млн человек. После полусотни лет правления он оставил мировую державу с населением в 150 млн человек.

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство.

Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.

 

Глава 3. Преемники Акбара. Закат империи.

Преемник Акбара, Селим, принял титул Джахангира («завоеватель мира»). Все правление его (1605—1627) прошло в усмирении восстававших сыновей, прославлении султанши Нур Джахан («свет мира») или Нур Магаль («свет дворца») и в ночных оргиях, прикрытых лицемерием и ханжеством. Он пытался завоевать Декан (плоскогорье на полуострове Индостан), но неудачно.

Вслед за ним на престол взошел Шах-Джахан. Джахан начал своё правление с умерщвления родного брата и других родственников, но это не помешало ему быть справедливым монархом, хорошим хозяином, экономным настолько, насколько это позволяли ему его блестящие постройки, пышный двор и далёкие походы. Он завоевал Декан и оставил великолепные постройки в Агре и Дели.

При нём империя Моголов достигла высшего великолепия и могущества; доходы её возросли до 92 миллионов фунтов стерлингов в год. Роскошь двора, по описаниям европейских путешественников, имела сказочный характер. Трон в виде павлина, сделанного из драгоценных камней, стоил 6,5 млн фунтов стерлингов. В 1645 году Шах-Джахан пытался присоединить к своему государству родину своего предка Бабура, но был разбит силами Аштарханидов.

Его третий сын, Аурангзеб, возмутился, низложил отца, запер его в крепость (где тот и умер в 1666 г.) и объявил себя императором (1658), приняв титул Аламгира (владыка вселенной). Он правил до 1707 г. и довёл свою империю до наибольших размеров, но пошатнул её силу.

Индусов он совсем оттолкнул от себя. При Аурангзебе продолжались завоевания в Южной Индии, начатые его предшественниками. В Декане в это время возникла новая политическая величина — Маратхи. Вождь племени маратхов, воинственный и энергичный Сиваджи (1627—1680), ревностный приверженец индуизма и заклятый враг мусульман, провозгласил себя независимым царём.

При сыне Сиваджи, Сибхаджи, столица маратхов была взята, и могущество их, казалось, сокрушено (1701). Но после партизанской войны маратхи опять собрались с силами и в 1705 г. вернули свои укреплённые места, тогда как Аурангзеб истощил свои богатства, войска и собственные физические силы в длинной, неудачной войне.

Последние дни жизни его были омрачены подозрением сыновей в измене и боязнью, что с ним поступят так же, как он — со своим отцом. Его внутренняя политика разрушала отчасти труды его предшественников.

Индусское дворянство, составлявшее опору Акбара, сделалось при Аурангзебе фактором позднейшего разложения и падения империи Моголов. Своим ортодоксальным мусульманским ханжеством и фанатизмом он восстановил против себя всех индусских князей и население Северной Индии. В 1677 г. отложились раджпуты, а в 1680 г. к ним присоединился мятежный сын Аурангзеба — Акбар со своим отрядом. С этих пор раджпуты более не входили в состав империи Моголов.

Богатство империи Аурангзеба, несмотря на вечные смуты, было очень велико. Валовой доход империи в 1695 г. достигал ещё 80 млн фн. стерл. Ближайшие преемники Аурангзеба были куклами в руках своих полководцев и придворных, которые сажали их на престол, руководили ими и убивали при малейшей попытке освободиться от их опеки.

Некоторое время Великие Моголы ещё правили империей из Дели, но из 6 ближайших наследников Аурангзеба двое (сын Аурангзеба — Бахадур Шах I, 1707—1712 гг., и старший сын последнего, Джахандар Шах, 1712—1713 гг.) были под опекой министра Зульфикар Хана, а четверо остальных (Фарук Сийяр, племянник Джахандар Шаха, два его преемника, правившие всего несколько месяцев, и Мухаммед Шах, внук Багадур Шаха, царствовавший с 1719 по 1748 гг.) являются креатурами (ставленниками влиятельных лиц, послушными исполнителями воли своих покровителей) двух авантюристов, братьев Саидов (Гуссейн и Абдалла), прозванных «делателями царей».

В 1710 г. произошло восстание секты сикхов в Пенджабе, усмиренное только в 1716 г. с неслыханной жестокостью.

С 1720 г. начинается распад империи. В этом году, при султане Мухамеде Шахе наместник Декана Низам-уль-Мульк (1720—1748) образовывает своё независимое государство. Его примеру последовал наместник Ауда, сделавшийся из простого персидского купца визирем, а потом первым навабом(наместником) аудским, под именем Наваба Визиря аудского (1732—1743).

Маратхи наложили дань на всю Южную Индию, прорвались сквозь восточную Индию на север и вынудили у Мухамеда Шаха уступку Малвы (1743), а у его сына и преемника Ахмеда Шаха (1748—1754) отняли Ориссу и получили право дани с Бенгала (1751).

К внутренним раздорам присоединились нападения извне. В 1739 г. персидский Надир-шах сделал набег на Индию. После взятия Дели и 58-дневного грабежа города, персы возвратились домой через северно-западные проходы с добычей, оцененной в 32 миллиона фунтов стерлингов.

За персами последовали афганцы, несколько раз врывавшиеся в Индию под предводительством Ахмеда Шаха Дурани и возвращавшиеся после страшных зверств с богатой добычей.

Кабул, последнее афганское владение Моголов, был отнят у них ещё в 1738 году; целые области были опустошены афганцами, а их население вырезано или уведено в рабство. В 1754 году султан Ахмед Шах был низложен, и его место занял Аламгир II, который скоро был убит (1759) своим первым министром Гази Эддином.

В этот период всё более важную роль в делах Могольской империи играет Британская Ост-Индская компания. Падишахи периодически пытались бороться с англичанами, но, в конце концов, склонились к союзу с Компанией против враждебных им феодалов.

В это же время маратхи завладели Северной Индией и взяли город Дели. В 1761 году между ними и афганцами с Ахмедом Шахом Дурани во главе происходит третья битва при Панипате, в которой остаются победителями афганцы. Тем не менее, мусульмане уже не могут удержать владычества над Индией, которое достаётся маратхам. Номинальным императором Дели после смерти Аламгира II являлся Шах Алам II.

В 80-е гг. XVIII в. Центральная Индия стала ареной войны между мусульманскими и маратхскими феодалами за господство над землями Могольской империи. В 1789 году победили маратхи, формально восстановившие власть Великих Моголов, но фактически сами ставшие хозяевами на землях бывшей империи, включая Дели.

В 1803 году, в ходе 2-й англо-маратхской войны Дели захватили войска Ост-Индской компании. Престарелый Шах-Алам окончательно признал власть англичан. 23 мая 1805 г. падишаху было назначено постоянное содержание — 120 тысяч фунтов стерлингов. С этого времени он перестал быть сюзереном и не управлял даже теми территориями, с которых получал доходы. В распоряжении Шах-Алама остался только Красный форт в Дели. За его стенами управление городом и окрестностями находилось в руках английского резидента. В следующем году Шах-Алам умер. Его сын Акбар II и внук Бахадур-шах II хоть и носили титул падишахов, но не имели никакой реальной власти и проводили время в обществе наложниц, придворных поэтов и музыкантов.

Информация о работе Династия великих моголов в Индии. Правление Акбара