Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение истории и времени возникновения города Казани.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть источники по вопросу возникновения Казани;
- возникновение Старой и Новой Казани;
- Исследования археологов о времени возникновения города Казани.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Первые сведения об основании Казани ………………………………..6
2. Сведения об основании Старой (Иски) Казани ………………………..9
3. Сведения об основании Новой Казани ………………………………...11
4. Исследования археологов о времени возникновения Казани ……......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………........18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
3. Сведения об основании Новой Казани ………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………........18
Из-за почти полного отсутствия необходимых исторических рукописных сведений восстановление прошлого Казани представляется нам весьма проблематичным. То же самое можно сказать и об истории Булгарского государства. Вообще хотя и в Булгарском, и в Казанском царствах была весьма развита сеть мектебов и медресе, тем не менее, почти не сохранилось каких-либо научных книг (исключая теологических): то ли по причине отсутствия достаточного интереса, то ли (а может быть, скорее всего) вследствие катастроф и войн, в огне которых оные книги были безвозвратно уничтожены.
Правда, здесь нужно особо заметить, что, поскольку Булгарское государство начало развиваться во время расцвета Багдадского халифата и арабской Андалузии, много исторических сведений о булгарах сохранилось в трудах арабских историков, путешественников и дипломатов.
Во времена Казанского ханства, будучи заняты преимущественно своими внутренними делами, Багдад и арабская Андалузия переживали упадок и в политическом, и в просветительском плане, поэтому в арабских и иранских источниках того периода отсутствуют сведения о казанцах.
В народе сохранился ряд разных преданий, связанных с историей Казани, но некоторые из них не совсем достоверны: например, об основании города, об озере Кабан или Зилантовой горе, об отпадении под власть Руси. Некоторые предания, изначально правдивые, с течением веков, очевидно, очень сильно изменились. Шигабутдин-хазрат в своей книге «Мустафадел-ахбар» собрал немало различных сведений о Казани, однако книгу нельзя назвать научной в полном смысле этого слова. Впрочем, кроме «Мустафадел-ахбара» нет, вероятно, ни одной достойной серьезного внимания книги о Казани. Правда, Ризаэтдин в Оренбурге публикует в настоящее время в журнале «Шура» ряд очерков о казанских ханах, однако сведения о них, как отмечает сам автор, он частенько брал из «Мустафадел-ахбара», а в основном — из трудов таких русских ученых, как Карамзин, Соловьев, Рычков, Фукс. Русские исторические сведения чаще всего исходят из оставленных монахами летописей. А эти сведения, особенно в эпоху Казанского ханства, так и дышат ненавистью к татарам, то есть изначально настроены только на негативное восприятие всего татарского. Содержащиеся в русских летописях сведения о казанцах состоят в основном из описания военных действий, так как история московско-казанских отношений того времени изобилует вооруженными стычками и войнами. Летописи то брызжут таким фанатизмом и предвзятостью, что зачастую при всем желании совершенно невозможно определить, кто побежден, а кто победил, сколько людей погибло, ранено или взято в плен, и, в конце концов, на чьей стороне была справедливость и по какой, собственно говоря, причине и по чьей вине была развязана война или произведен тот или иной набег. Русские летописи, разумеется, во всех бедах обвиняют только татар, о чем неоднократно предупреждает Ризаэтдин. «Русские исторические книги нужно изучать очень внимательно и осторожно»,— считает он.
До царствования хана Золотой Орды Туктамыша (1380 г.) мы ничего не знаем о городе Казани. Нет памятников, кои могли бы здесь решить что-нибудь. Небольшое число надгробных камней, там и сям попадающихся в верховьях Казанки, принадлежит позднейшим временам. Весьма замечательно и то, что из множества монет, найденных в здешних местах, нет ни одной, на которой была бы помянута Казань. Рукописи татарские, относительно истории стран сих, или истреблены огнем при взятии Казани, или, что также вероятно, увезены бежавшими тогда в Бухарию знатными татарами. Нынешние татары, правда, имеют старинные предания о построении Казани и соседних с нею в древности народах, но эти предания столь же баснословны, как и повествования о сем предмете в сочинениях Лызлова и Рычкова.
Только в 1396 г. русские
летописи впервые упоминают о
городе Казани, по следующему случаю. Татарский
хан Туктамыш отдал во владение великому
князю Василию Дмитриевичу
Улух Махмед, или Махмед Великий, хан Золотой Орды, появлялся в истории в 1430 году, когда большая орда близка была к своему падению. Долгое время находился он около Белева и в 1444 году овладел Нижним Новгородом, откуда зимою 1445 года ходил на Муром, но был отражен великим князем Василием Васильевичем. Весною 1445 года сыновья Махме-довы Мамутек и Ягуб чинили грабежи в окрестностях Суздаля; великий князь выступил против них с войском, которое однако ж было разбито 6-го июля 1445 года в сражении при Суздале, а сам великий князь взят в плен и освобожден в октябре 1445 года по обещанию дать за себя выкуп. Но возвратившись домой, он попал в руки своих родственников и лишен ими княжения.
После сего счастливого для Улух Махмеда успеха он пошел в 1446 году на Казань, которая, освободясь от власти Золотой Орды, имела уже собственных своих князей; покорил ее и, убив казанского князя Али-Бея (Либея), возвел на Казанское царство своего сына Мамутека, коим началась новая династия. Никон в своей Русской летописи говорит: «и оттоле царство быти Казанское у Улу Махмета сына Момотояк, то первый царь на Казани».
Целью данной работы является рассмотрение истории и времени возникновения города Казани. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть источники
по вопросу возникновения
- возникновение Старой и Новой Казани;
- Исследования археологов
о времени возникновения
1. Первые сведения об основании Казани
Сохранилось несколько преданий о первоначальном основании Казани. Одна из них гласит, что Казань основана булгарами, бежавшими в эти земли после того, как Аксак Тимур взял и разрушил Великие Булгары. Однако, хотя предание это записано и в некоторых исторических сочинениях, оно недостоверно, ибо Казань была известна уже задолго до похода Тамерлана в Европу. Известно, что Великие Булгары были разрушены еще в 1361 году (Тамерлан прошел здесь позже — в 1395 г.) одним из золотоордынских князей по имени Пулад Тимур, после чего часть булгар, возможно, переселилась в Казань и ее окрестности.
В «Никоновской летописи» есть сведения об основании Казани в конце XII века. Вообще Казань упоминается в этой летописи в связи с событиями 1229, 1230, 1232 годов. Однако и эти сведения вызывают сомнения, так как другие летописи при описании тех же событий используют название Болгар.
Более-менее достоверные сведения о Казани появляются в русских летописях лишь в конце XIV века. Например, в той же «Никоновской летописи» описывается поход Дмитрия Донского на Иски Казань в 1376 году с целью получения от казанцев дани [1, 86].
Известно, что в 1398 году
великий князь Василий
В 1399 году князь Юрий завоевал четыре булгарских города — Великие Булгары, Жукотин, Казань, Кирменчук. (То есть Казань ранее считалась булгарским городом).
Предполагают, что до того, как Казань вошла в историю, на ее месте находился небольшой одноименный булгарский город или поселение. Доподлинно неизвестно, какие племена жили здесь в глубокой древности, однако, судя по археологическим данным, предки казанцев создали довольно высокую для своего времени цивилизацию с элементами городской и сельской культуры.
По сообщениям великого греческого историка Геродота, примерно за 500 лет до нашей эры на территориях Булгарского и Казанского государств жили так называемые вудинские племена, которых Геродот причислил к «бесовым» племенам за их загадочность и одержимость. Нам представляется, что геродотовский вудин — это не кто иной, как вуд (воть - по русским летописям) или ар. Более поздние ученые-историки свидетельствуют, что на этих землях вместе с булгарами жили лишь арские и черемисские, то есть вотские, племена. Геродотовские вудины не имели своих городов или укрепленных поселений: летом они кочевали, а зимой рыли землянки и жили в них.
Довольно рано ары
и черемисы начинают испытывать культурное
влияние более развитых булгар. И
в политическом, и в производственно-
Одним из доказательств
булгарского происхождения
Естественно, город не мог возникнуть на пустом, безлюдном месте. Наоборот, селения (возможно, не одно), разрастаясь и срастаясь, в конечном счете, вырастали в город. Примерно, таким образом, появилась Казань Старая (Иски) и Казань Новая (современная). В обоих городах была распространена булгарская культура, однако города эти не были большими и не получали достаточного развития, пока на берегах Камы и Волги существовали могучие, цветущие торгово-промышленные города, и лишь после разгрома и последующего упадка столичных Великих Булгар, благодаря переселявшимся на ее земли торговцам и ремесленникам, Казань стала расти, укрепляться политически и экономически, начала пользоваться известностью.
2. Сведения об основании Старой (Иски) Казани
Народное предание и некоторые исторические источники определяют местонахождение Старой Казани в 45 верстах от современной Казани на крутом берегу реки Казанки, где до сих пор сохранилось городище, окруженное валами и называемое местными мусульманами Иски Казан. Место для крепости было выбрано весьма удачно: с одной стороны — высокий обрывистый берег, с двух сторон — рвы и канавы, с четвертой —двойной вал протяженностью с версту. Внутри городища обнаружены обломки каменных строений, а также остатки спускавшейся к реке каменной лестницы. Возле города сохранились надгробные камни мусульманских кладбищ. В окрестностях городища много мусульманских сел.
В народных преданиях и нескольких
старинных исторических сочинениях
отражены разные версии основания Казани,
некоторые из которых явно тяготеют
к жанру художественного
Существует и предание о том, что после разрушения Великих Булгар полчищами Аксака Тимура уцелевшие булгары сумели спасти от гибели двух сыновей последнего булгарского эмира Габдуллы хана и скрыться вместе с ними на правобережье Камы, чтобы впоследствии положить начало Казанскому государству.
Доподлинно неизвестно, когда именно была возведена Старая Казань и когда переселились сюда булгарские беки (князья). Разные источники называют разные даты. Одни из них, например, указывают на начало XIV века, что вызывает сомнение. Скорее всего, Старая Казань была небольшим провинциальным булгарским городом вплоть до вторжения в Европу татар. Именно татары, пришедшие из глубин Азии, растерзали в 1236 году Булгарию и сожгли ее столицу, после чего осенью того же года тысячи булгар стали переселяться на более безопасные правобережные земли Волги и Камы. Хотя исторические источники не сообщают о существовании на месте Старой Казани какого-либо города или села, тем не менее, археологические находки ясно указывают на то, что Старой Казани здесь предшествовало еще более старое булгарское поселение (городок или поселок), не имевшее своей крепости (замка), видимо, по причине своей незначительности и бедности, а также малодоступности. Рост города в связи с переселением сюда беженцев-булгар обусловил и строительство как внутренней крепости, так и внешних оборонительных укреплений. Сохранились остатки двух городских ворот, двухэтажной крепости. Из-за переживаемых разоренной Булгарией трудностей и лишений Старая Казань долго не могла полностью встать на ноги, отстроиться по-настоящему. По некоторым сведениям, князья стали переселяться в Новую Казань после ста четырех лет существования Старой Казани. Точно неизвестно, переселился ли вместе с феодалами и весь народ Старой Казани. Скорее всего, часть населения осталась, другая часть двинулась в Новую Казань. Во всяком случае, на кладбище Старой Казани встречаются надгробные камни, поставленные столетие спустя после переноса столицы в Новую Казань: например, известны староказанские надгробные памятники 1494 и даже 1533 годов. Да и в самих Великих Булгарах, почти до основания разрушенных врагом, жизнь не угасла и весь народ оттуда не ушел. После ухода вражеских полчищ попрятавшиеся по окрестным лесам жители стали потихоньку возвращаться на пепелища и заново отстраиваться.
Информация о работе Дискуссии о времени возникновения Казани