Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение истории и времени возникновения города Казани.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть источники по вопросу возникновения Казани;
- возникновение Старой и Новой Казани;
- Исследования археологов о времени возникновения города Казани.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Первые сведения об основании Казани ………………………………..6
2. Сведения об основании Старой (Иски) Казани ………………………..9
3. Сведения об основании Новой Казани ………………………………...11
4. Исследования археологов о времени возникновения Казани ……......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………........18
Последний раз Старая Казань упоминается в русских летописях в 1399 году, когда ее взяло и разорило войско московского князя Василия Димитрова. С тех пор Старая Казань в исторических хрониках не упоминается [12, 65].
3. Сведения об основании Новой Казани
Современная Казань неоднократно упоминается как Яна Казань, или Новая Казань, и в исторических трудах, и в народных преданиях. Археологические находки на территории Казани и в ее окрестностях указывают на следы старых булгарских поселений. Об этом говорят, например, найденные надгробные камни, относящиеся к XIII и XIV векам и имеющие эпитафику, сходную с аналогичными памятниками Булгарского городища.
Наряду с булгарами на казанских землях жили, видимо, и арские племена, от которых остались названия — Арское поле, Арская крепость.
Точно неизвестно, когда булгарские беки из Старой Казани переселились в Новую Казань. Можно лишь предполагать, и не без основания, что Старая Казань была расположена не очень удачно для торговли с другими народами и странами и что именно это обстоятельство предопределило выход к большой транспортной реке, какой являлась Волга.
Предание гласит, что переселенцы из Старой Казани сначала поселились возле Зилантовой горы. На эту тему существует несколько легенд.
Во время завоевания Казани русскими на берегу реки Казанки, в районе современной улицы Верхняя Федоровская, существовало местечко под названием Старая крепость. Неизвестно, кто жил там раньше: было ли это древнее булгарское поселение, или там обосновались переселенцы из Старой Казани [15, 54].
Что касается современной крепости (кремля) не исключено, что место, где она стоит, было поднято специально. Во всяком случае, не так давно при постройке на территории крепости одного здания из-под земли, с глубины не менее восьми сажен, были извлечены каменные ядра.
В основании крепостных стен было заложено несколько рядов больших плоских камней, видимо, привезенных откуда-то со стороны. О самой крепости также существуют легенды. Первоначально крепость, как и все булгарские укрепления, была окружена крепкими дубовыми стенами, пространство между которыми плотно заполнялось камнями, песком и землей. Во время осады Казани русскими крепость была разрушена в нескольких местах, и после победы Иван Грозный приказал восстановить стены. Через четыре года (то есть в 1556 году) крепость начали отстраивать заново.
Из-за близости Волги Новая Казань была чрезвычайно удобно основана для налаживания многочисленных торговых связей: вверх по Волге, через реки Оку и Суру можно было достичь русских земель, вниз по течению легко достичь земель камских и вятских, а низовья Волги выведут ладьи к морю Каспийскому. С другой стороны, месторасположение Казани было выгодным и для оборонительных целей, так как крепость возведена на возвышенности, с трех сторон окруженной рекой и болотами.
Первоначально Казань, как и другие булгарские города, не отличалась особыми размерами или густонаселенностью. Хотя в Казани правили особые эмиры, их власть не была могущественной, потому что все булгарские города и владения в то время (середина XIII века) входили в могущественную кипчакскую империю Золотая Орда, простиравшуюся от Урала до Дуная. Положение тогдашних булгарских эмиров Казани было чем-то сродни положению нынешних киргиз-кайсакских султанов, имеющих весьма ограниченную власть.
Лишь после падения и окончательного запустения города Булгара, а затем и ордынского Сарая стало усиливаться влияние и расти мощь Казани. Торговое значение Великих Булгар и политическое значение Сарая как правительственного центра Золотой Орды переходит к Казани.
4. Исследования археологов о времени возникновения Казани
У татар сохранились предания, согласно которым современная Казань была основана переселенцами из Старой Казани. Татарские книжные предания связывают само основание Старой Казани с разрушением Булгара Булат-Тимуром. В татарской редакции книги «Ферхет-Намэ» имеется рассказ о том, что по разрушении Булгара ханом Тимуром сыновья последнего булгарского хана Абдуллы, погибшего при падении города, царевичи Алтун-бик и Алим-бик успели бежать и поселились на месте Старой Казани. То же предание повторяется в книге «Беан Дастан уд-Тарих», где говорится, что оба брата ушли на берег р. Казанки и основали там город Казань, что ныне известен под именем Иски-Казань. Аналогичные сообщения имеются в «Повести о Несгораемой царевне» и в книге «Дастан Аксак-Тимур», где имеется сообщение, что при завоевании Булгара Тимуром некоторые люди скрыли в лесу двух сыновей последнего булгарского хана Абдуллы — Галим-бека и Алтун-бека, из которых первому было 9, а второму 7 лет, и там воспитывали их до тех пор, пока продолжалась война. После войны спасенные князья основали Казань на реке Казанке. Отрывки из этих преданий были изданы Георги и Рычковым в XVIII веке, впоследствии — Кафтанниковым, Рыбушкиным, Фуксом, Маловым и др., а также нашли себе место во всех очерках Казанской истории, появляющихся на татарском и русском языках.
Описания городища Иски-Казань даны Рычковым, Георги, Рыбушкиным, Маловым и П. А. Пономаревым. Из этих описаний видно, что на территории городища имеется кладбище, где сохранились три каменные плиты с арабскими надписями. Одна из них имеет совершенно сгладившуюся надпись, другая — дату 1486 г., третья относится к 1494 году [19, 75]. Второе кладбище находится в 1/2 версте от городища, на поде деревни Старый Урмат; по преданию, здесь погребен Молла Хозей; кладбище расположено на берегу ручья, имеющего название «Ханский». В 1 1/2 версте от Иски Казан, около д. Нижней Айши находится могила княжны Гайши (Гайша-Бике), сестры Молла-Хозея. Татарские предания связывают Гайша-Бике и Молла-Хозея с Болгарской эпохой, так же как и сыновей последнего Болгарского хана Абдуллы, князей Алтуна и Галима. Нет ничего невероятного в том, что в Иски-Казан бежали жители г. Булгара при разрушении города Булат-Тимуром, и возможно, что члены ханской династии бежали из Булгара сюда.
Относительно даты основания Старой Казани имеются указания в татарских источниках: «Беая-Дастан уд-Тарих» и «Дастан Аксак-Тимур» (в рукописи, принадлежавшей Яковкину) называют годом основания Новой Казани 805 год гиджры, т.е. 1401-1402 г. по Р. X., причем «Беан Дастан уд-Тарих» говорит, что Новая Казань была основана жителями Старой Казани, спустя 104 года после построения Иски-Казани. Эта дата «Беан Дастан уд-Тарих» совпадает с текстом «Дастан Аксак-Тимур», который также относит основание Иски-Казани к 700 г. гиджры [19, 75]. Дату эту 700 год гиджры—1300-1301 г. по Р. X. нельзя считать правдоподобной, так как разрушение Булгара Булат-Тимуром произошло значительно позднее, в 1361 году. В Иски-Казани имеются датированные памятники 1486 и 1494 годов, которые показывают, что город не был совершенно покинут с основанием Новой Казани, и, следовательно, нельзя считать, что Иски-Казан существовала всего только 104 года, как думают некоторые.
У нас нет никаких подтверждений тому, что Новая Казань основана выходцами из Старой Казани, но нет также никаких оснований не доверять -свидетельству татарских преданий. Мы уже говорили, что татарские источники относят основание Новой Казани к 804 году гиджры, т.е. к 1401- 1402 г. по Р. X. Эта дата является весьма вероятною: Казань как крупный торговый центр, заменивший Булгар, должна была организоваться между 1361 (дата разрушения Булгара) и 1438 (основание Казанского ханства) годами [19, 71]. В русских летописях Казань упоминается впервые под 1376 годом: в Никоновской летописи говорится, что в этом году русские «придоша к Казани, казанцы же изыдоша из града, князи Казанстии добили челом, дорогу и таможники посадиша в Казани». Однако это упоминание летописи о Казани оспаривается проф. С. М. Шпилевским, который высказал убеждение в том, что в летописном рассказе слова «Казань» и «казанцы» представляют собою позднейшую вставку, вместо слов «Булгар» и «болгары», так как в тексте другой летописи, Воскресенской, под 1376 годом описан с большими подробностями тот же поход, но не против Казани, а против Булгара. Далее Казань упоминается под 1382 годом в Архангельской летописи, где говорится, что Тохтамыш «послал в Болгары, во град Казань ко князем» повеление разграбить русских купцов.
Это сообщение также заподозрено проф. С.М. Шпилевским в недостоверности, так как в Воскресенской летописи о Казани не упоминается, и говорится лишь, что «Тохтамыш посла татар своих в Болгары, есть град на Волге», а в Никоновской летописи оба названия отождествляются: «во град нарицаемый «Болгары, еже есть Казань на Волге». [1, 78] Под 1398 г. Казань снова упоминается уже в нескольких летописях — Воскресенской, Софийской I и Новгородской IV: в этом году «вел. князь Василий Дмитриевич послал брата своего князя Юрья на Казань на князя Семена (Суздальского)». В летописях Воскресенской, Никоновской, Костромской I, Софийской I, II, Новгородской IV и Львовской под 1399 годом рассказывается, что вел. кн. Василий Дмитриевич «послал брата своего князя Юрия Дмитриевича, а с ним воевод н старейших бояр и силу многу, они же шед взя город Болгары Великие, и град Жюкотин, и град Казань, и град Керменчюк, и всю землю их повоева». Проф. С. М. Шпилевский подвергает сомнению и это упоминание о Казани. Он полагает, что в данном случае название Казань вставлено летописцами вместо слова Кашан, обозначающего болгарский город в низовьях Камы, и приводит в пользу своего предположения следующие соображения: «Если признаем в этом известии именно Казань, то неизвестно, почему не упоминается о г. Кашане, между тем, как о соседнем, но более восточном, следовательно, дальнейшем на пути москвичей, Жукотине упоминается. Нельзя предполагать, что о Казани здесь упоминается, как о более важном городе: в то время Казань, как город более новый и удаленный от центра булгарской земли, не мог иметь особенного значения. Эти соображения приводят к возможности предполагать, что летописцы неизвестное и почти одинаковое с Казанью название Кашана заменили одно другим». В Воскресенской летописи действительно имеется случай замены названия Кашана словом Казань — при описании похода новгородцев и устюжан в 1391 году. Таким образом, упоминания русских источников о Казани, относящиеся к 1376, 1382 и 1398—99 годам, нельзя признать за вполне достоверные, татарские же источники «Беан Дастан уд-Тарих» и «Дастан Аксак-Тимур» относят основание Казани к 1401—1402 годам.
После упадка Булгарии и ослабления Золотой Орды захирели, обмельчали и булгаро-ордынские города. На фоне такого упадка лишь встающая на ноги Казань оставалась первейшим мусульманским городом во всей Восточной Европе. На место прежних булгарских беков приходили в Казань изгнанные из Сарая честолюбивые татарские ханы, благодаря усилиям которых в центральных землях бывшей Булгарской державы быстро набирало силу Казанское ханство. Таким образом, Казань становилась и татарской столицей. На протяжении 150 лет Казань сдерживала агрессивные устремления Москвы на Восток. Чуваши, черемисы, ары и башкиры, подчинявшиеся прежде булгарам и ордынцам, теперь стали подданными Казани.
После того, как «друг» московского князя Ивана III крымский хан Минлегирей разрушил столицу Золотой Орды — Яна Сарай (Новый Сарай), часть ордынских татар присоединилась к Казани, а другая часть образовала отдельное небольшое ханство со столицей в Астрахани, которое по значимости и силе намного уступало Казани.
Информация о работе Дискуссии о времени возникновения Казани