Дмитрий Донской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Задачи:
Показать, в какое трудное для Руси время вступает на престол Дмитрий Иванович и что он делает для прекращения междоусобных войн.
Выяснить, какую политику вёл князь в борьбе с литовцами.
Изучить, какую роль сыграла победа русских над татарами в мировоззрении народа.
Выяснить, почему Русь снова оказалась под гнетом Золотой Орды.

Содержание работы

1. Введение
2. Приход Дмитрия Ивановича на княжеский престол
3. Литовские нашествия
4. Набеги татар и первая победа над ними. Куликовская битва.
5. Разгром Москвы Тохтамышем.
6. Заключение

Файлы: 1 файл

Дмитрий Донской.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

Войско Тохтамыша рассыпалось  по всему Великому Княжеству. Владимир, Звенигород, Юрьев, Можайск, Дмитров  имели участь Москвы.

Близ Волока стоял с  дружиною брат Дмитрия, князь Владимир Андреевич, он внезапно ударил на сильный  отряд монголов и разбил его. Узнав  об этом, Тохтамыш начал отступать  от Москвы, взяв ещё Коломну, и перешёл  за Оку. Здесь татары разорили рязанскую  область, доказав изменнику Олегу, что на их слово нельзя положиться. Князь Рязанский сам вынужден был бежать, а татары наконец оставили Россию.

В Москве погибло тогда 24 тысячи человек. Дмитрий послал воевод московских наказать Олега, приписывая ему успех Тохтамыша и бедствие Великого Княжества. Подданные должны были отвечать за своего князя. Войско Дмитрия вконец опустошило Рязань, считая её гнездом измены. Второй заботой  Дмитрия было восстановление Москвы. Стены и башни Кремля стояли в  целостности, у хана не было времени  разрушить их. Скоро кучи пепла  исчезли и на их месте появились  новые здания, но прежнее многолюдство в столице и в других взятых татарами городах уменьшилось надолго.

В то время, когда надлежало  святить осквернённые злодействами храмы, утешать, ободрять народ пасторскими  наставлениями, митрополит Киприян  спокойно жил в Твери. Великий  Князь послал за ним бояр своих, но объявил его беглецом недостойным  управлять церковью и поручил  российскую митрополию Пимену. Столь  решительно поступал Дмитрий в церковных  делах потому, что считал, что  духовенство должно служить примером любви к отечеству для граждан.

Михаил Александрович  Тверской, вопреки торжественному обету  и письменному договору 1375 года, не хотел принимать участие в  делах, происходящих в Московском княжестве. Скоро - 16 обнаружилась и личная, давнишняя  ненависть его к Дмитрию.

Обрадованный несчастием москвы и в надежде воспользоваться  злобою Тохтамыша на Великого Князя, он уехал в Орду, чтобы снискать милость хана и с помощью монголов свергнуть Дмитрия Донского с  престола.

Не время было презирать  Тохтамыша и думать о битвах.

Разорённое Великое Княжество  нуждалось в спокойствии. Дмитрий  вынужден был принять в Москве ханского мурзу, объявившего ему, что  Тохтамыш, страшный во гневе, умеет  и миловать преступников в раскаянии. Сын Великого Князя, Василий, со многими  боярами поехав в Орду, знаками  смирения столь угодил хану, что  Михаил Тверской не смог достичь своей  цели и с досадою возвратился  в Россию. Но милость Тохтамыша  дорого стоила Великому Княжеству: снова  начали появляться в его пределах и возложили тяжёлую дань ханские  послы. Казалось, что Россия должна была проститься с мыслью о государственной  независимости, но Дмитрий надеялся вместе с народом, что это рабство  будет недолговечным, что падение  мятежной Орды неминуемо и что  он воспользуется первым же случаем  освободить себя от её тиранства. Для  этого Великий Князь хотел  мира и благоустройства внутри отечества, не мстил Тверскому князю за его  вражду и предлагал свою дружбу даже самому Олегу. Великий Князь должен был ещё усмирить новгородцев. В  течение десяти лет оставляемые  в покое соседями они начали разбойничать и многочисленными толпами ездили грабить купцов, города и селения по Волге, Каме, Вятке. В 1371 году они захватили Кострому и Ярославль, а в 1375 вторично взяли Кострому. Занятый опасностями и войнами, Дмитрий терпел эту дерзость новгородцев и видел, что она возрастала. Они даже захватили великокняжескую собственность. Видя бесполезность своих угроз, Дмитрий прибегнул к оружию, чтобы утвердить власть свою над этой областью.

Двадцать шесть областей соединили своих ратников под  великокняжескими знамёнами. Зимой, перед  самым Рождеством Христовым, Дмитрий  с братом Владимиром Андреевичем  и другими князьями выступил из Москвы и в день богоявления расположился станом в тридцати вёрстах от берегов  Волхова, разорив множество селений. Там встретил его архиепископ, старец Алексий, с просьбой простить вину новгородцев, готовых заплатить ему 8000 рублей. Великий Князь не согласился, и  новгородцы, извещённые об этом, готовились к сильному отпору.

Имея сильное войско, они  ещё хотели отвратить кровопролитие  и послали двух архимандритов, чтобы  склонить Дмитрия к миру.

С одной стороны - знаки  раскаяния и смирения, с другой твёрдость, но соединённая с умеренностью, произвели, наконец, желаемое действие. Великий Князь подписал мирную грамоту, с условием, чтобы Новгород всегда повиновался ему как государю и внёс в княжескую казну 8000 рублей.

В это время Ягайло Литовский  крестил Литву. Волею и неволею  он заставил принять всех католическую веру. Но не все литовские князья согласились изменить своей вере. Среди них был Андрей Ольгердович  Полоцкий. За это Литва пошла войной на его землю, прибегнув к помощи Ливонского ордена. В 1386 году Полоцк был  взят, а Андрей был пленён и отправлен  в Польшу, где три года сидел  в заключении. Но он имел заступника в Святославе Ивановиче Смоленском, который, желая отомстить за него, вступил в нынешнюю Могилёвскую  область и начал свирепствовать. Но под Мстиславлем его встретили  литовские полки. В кровопролитном сражении русские потерпели поражение, а сам князь был убит.

Случившееся должно было быть оскорбительным для Великого Князя, потому что Святослав вместе с  Андреем Ольгердовичем служил щитом  для московских границ на западе. Но Дмитрий, опасаясь Литвы, ещё больше опасался татар и, готовясь тогда  к новому разрыву с Ордою, нуждался в дружбе Ягайла.

Сын Великого Князя, Василий, три года живший невольником при  ханском дворе, тайно ушёл в Молдавию к тамошнему воеводе Петру, и  мог возвратиться в Россию только через владения Польские и Литву. Дмитрий отправил на встречу к  нему бояр, поручив им для личной безопасности Василия склонить Ягайла к дружбе. Они преуспели в своём  деле, Василий Дмитриевич благополучно прибыл в Москву, провожаемый многими  польскими панами.

В то время, как россияне с надеждой и страхом могли  готовиться ко второй Донской битве, они были удивлены враждою двух своих  главных защитников Дмитрия и Владимира Андреевича. Дмитрий, недовольный старейшими боярами Владимира и его к ним пристрастием, велел их взять под стажу. Но, видя необходимость единодушия в столь сложное для России время, Великий Князь новой договорною грамотой утвердил союз с братом.

В ней сказано, что Владимир признаёт Дмитрия отцом, сына его  Василия братом старшим, Георгия  Дмитриевича равным, а меньших  сыновей Великого Князя младшими братьями.

Эта грамота наиболее известна тем, что она утверждает новый  порядок наследства престола Великокняжеского, отменяя древний, по которому племянники должны были уступать его дяде. Владимир признаёт Василия и его братьев, в случае смерти Дмитрия, законными  наследниками Великого Княжества.

Дмитрию едва исполнилось  сорок лет, как вдруг, к всеобщему  ужасу, разнеслась весть о тяжёлой  болезни Великого Князя. Он, не обольщая себя надеждою, велел писать духовное завещание. Василий Дмитриевич объявлялся наследником Великокняжеского престола, а каждому из пяти сыновей даровались определённые области. Чувствуя свой конец, Дмитрий призвал к себе бояр. Представив им семнадцатилетнего Василия Дмитриевича  как будущего их государя, он благословил  его, избрал ему девять советников из опытных бояр. Через несколько  минут Великий Князь скончался. На другой день Дмитрий был погребён в церкви Архангела Михаила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Правление Дмитрия Донского имело огромное значение для России. Дмитрий проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей, дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. К Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Заставил он повиноваться себе и Новгород Великий. Его войска победили в 1376 волжских булгар, разгромили на р. Воже в 1378 сильное татарское войско мурзы Бегича, а в 1380 Дмитрий одержал блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском Мамая, за что получил прозвище Донской. Это величайшее событие вдохнуло новые силы и надежды в сердца русских людей, поразило воображение современников и потомков. Москва показала себя политическим лидером Руси, князь вождем национального значения.

Прошло более 600 лет со дня «Мамаева побоища», но память о  битве не изгладилась из памяти народа до сего дня. Если бы хан Мамай одолел князя Димитрия, Русь была бы тогда  также раздавлена, как и 200 лет  до этого при хане Батые, и едва ли смогла бы снова скоро воскреснуть. Еще много раз после Куликовской  битвы татары появлялись на русской  земле, но уже не как хозяева, а  как воры. Куликовская победа ознаменовала конец татарского владычества не только для Руси, но и для всего  остального Христианского мира. Русское  государство встало непреодолимым  барьером на пути монголо-татар в  Европу. Мощный заряд патриотизма, накопленный  в Куликовской битве, пронесся через  всю историю России, вдохновляя русских  людей на победы над многочисленными  врагами Родины.

По обету князя Димитрия на Куликовом поле на месте массовой гибели русских воинов была сооружена  церковь во имя Рождества Пресвятой  Богородицы. В 1850 году скульптор А.П. Брюллов воздвиг памятник в честь  святого князя Димитрия Донского (канонизирован в 1988 году). В начале 20 века архитектор Щусев построил на Куликовом поле церковь во имя  Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас там располагается экспозиция филиала  Тульского историко-краеведческого музея 

В 1867 году вместо старой деревянной церкви Рождества Богородицы на поле Куликовом была построена новая  каменная церковь. Сейчас она находится  в запущенном состоянии. Но туда ездят  служить панихиды по убиенным воинам прихожане храма Рождества Богородицы, что в Старом Симонове, где уже более 600 лет (исключая годы, когда в храме находился компрессорный цех) горит над святыми могилами витязей-иноков неугасимая лампада, и ежедневно поминаются имена всех воинов, на поле Куликовом убиенных.

       В настоящее время в храме закончены широкомасштабные работы по воссозданию главного иконостаса, наружных фресок, восстановлена живопись стен работы мастеров Палеха, полностью воссозданы иконостасы Сергиевского и Никольского приделов в стиле 16 века, благоустройству территории с братскими могилами Старосимоновского некрополя. Завершено строительство здания воскресной школы для детей, проводятся воскресные беседы для взрослых. Идет подготовительная работа к строительству - реконструкции колокольни храма, взорванной в 30-х годах.

В 1992 году здесь принимали  присягу казаки всех объединений. Здесь, у могил витязей Пересвета  и Осляби, собираются принимать присягу, по древней традиции, военные моряки.

Шесть веков простояла  церковь Рождества Пресвятой  Богородицы в Старом Симонове. Всего  десять лет прошло со дня возобновления  богослужений в ней, и скоро вновь  зазвонят колокола на звоннице. Гори, неугасимая лампада.

Два Московских переулка в  Симоновской слободе названы  именами Александра Пересвета и  Андрея Осляби.


Информация о работе Дмитрий Донской