Дом-музей Сергея Королева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 08:40, лекция

Описание работы

Наибольший интерес среди «космических» объектов Останкино представляет дом-музей академика Сергея Павловича Королева. Музей находится в парковой зоне, между улицей имени академика и 1-й Останкинской улицей. Он был основан в 1972 году, открыт для посетителей - в 1975-м и расположен в том самом доме, где жил и работал человек, первым в мире запустивший человека в космос.
К столетию Сергея Королева, в 2007 году, в музее был проведен капитальный ремонт. Сегодня экспозиция музея состоит из личных вещей Сергея Королева, предметов меблировки его дома, огромной библиотеке конструктора, утвари, предметов была, картин и сувениров – всего около пяти тысяч экспонатов. Практически вся коллекция была безвозмездно передана музею вдовой конструктора Ниной Ивановной Королевой, которая долгие годы проработала бессменным консультантом и хранителем музея.

Файлы: 1 файл

Усадьба Королева_Авторский текст_Дина Ахметова.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Раздел

Летопись

 

История и современность

Останкино – одно из интереснейших мест столицы. Сегодня это энергичный и динамично развивающийся район Москвы, а 500 лет назад на этих землях стояло село Осташково, имя которого и закрепилось за окрестностями.

 

Осташково или Останки?

Впрочем, это не единственная версия возникновения названия «Останкино». По предположению известного краеведа Петра Сытина, этот топоним – производное от слова «останок», означающего «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Предположение Сытина не поддерживается большинством историков, утверждающих, что между словами «Осташково» и «останок» нет ничего общего; кроме того, указывают ученые, в XVI веке,  а именно с этого времени мы встречаем упоминание Осташково в документах Московского государства, было принято называть села по фамилии их основателей (именно так родились топонимы Медведково, Шереметьево, Свиблово и проч.) – либо же по имени основанной в этом селе церки (Троицкое, Архангельское, Никольское).

Название же Осташково, скорее всего, является производным от имени Остап – возможно, именно так звали человека, основавшего это село. В свою очередь, имя Остап образовано от православного мужского имени Евстафий, имеющего греческие корни. В этом смысле московский район Останкино является топонимическим «родственником» городу в Тверской области Осташкову, липецкой железнодорожной станции Астапово (той самой, на которой в 1910 году скончался Лев Толстой), подмосковной усадьбой Вяземских Остафьево. Все эти названия восходят к имени Евстафий.

 

От Ивана Грозного до Сергея Королева

Первое упоминание об Осташково относится к 1558 году, когда в межевой книге по Московскому уезду была сделана запись о том, что село находится в собственности «служилого человека», мценского воеводы Алексея Сатина. Он был один из немногих людей, открыто выступавших против политики Ивана IV Грозного, за что и был казнен вместе со своим братом Андреем в 1561 году. Реквизированное село в 1772 году отошло к четвертой жене Ивана IV,  Анне Колтовской, но и она недолго владела Осташково: вскоре (точная дата неизвестна) «сельцо», как оно именовалось в документах, стало принадлежать некоему «немчине» по фамилии Орн, о котором известно только то, что он был царским опричником, а в 1584 году оказалось во владении думного дьяка Посольского приказа  Василия Щелкалова.

 

Плашка

Словарь

Лекальный кирпич – выделанный по лекалу кирпич усложненной формы.

Подклет – нижний, обычно нежилой этаж каменного здания.

Посольский приказ – влиятельный государственный орган Московского государства, основанный в XVI веке. В ведении Приказа находился надзор и руководство дипломатическими отношениями России с иностранными государствами.

Смутное время (1598 по 1613 г.) – исторический период России, характеризующийся стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, сложным династическим кризисом, экономическим упадком и массовыми народными выступлениями.

Тайный советник —гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала.

 

Дьяк Щелкалов оставил после себя заметный след в русской истории, и известен не только тем, что за свою жизнь сумел послужить и Грозному, и его сыну Федору Иоанновичу, и Годунову, и Лжедмитрию I. Имя Щелкалова встречается во многих архивных документах, рассказывающих о дипломатических миссиях допетровской Руси. Он входил в состав множества посольских делегаций, служил хранителем государственной печати и заведовал личной канцелярией Ивана Грозного. Василий Щекалов вместе с братом Андреем считались богатейшими людьми Русского государства и известными благотворителями (о суммах, которые братья жертвовали на благоустройство храмов и, в частности, Троицко-Сергиевской Лавры ходили легенды). Именно во времена Василия Щелкалова в Останкино была построена первый усадебный дом, заложена Троицкая церковь, разбит пруд и высажена большая роща. Все это было разрушено и сожжено в Смутное время. До нашего времени сохранился только пруд.

С 1617 года село Осташково становится собственностью боярина Ивана Черкасского. Бояре, а позже князья Черкасские владели имением свыше 120 лет и за это время захолустное «сельцо»  превратилось в процветающую усадьбу, к которой было приписано 55 дворов с 300 проживающими в них крестьянами, церковь и просторный господский дом. К тому же времени относится окончательное переименование Осташково в Останкино – это название считалось более благозвучным. В 1678 году князем Михаилом Черкасским по проекту крепостного архитектора Петра Потехина в Останкино была заложена каменная Троицкая церковь, ее строительство было завершено через пять лет. Эту церковь мы можем увидеть в Останкино и сегодня: величественный храм, увенчанный пятью куполами, стоит на высоком кирпичном подклете. Фасад его украшен изразцовыми вставками, белокаменной лепниной и декорирован лекальным кирпичом. В  70-х годах XIX церковь была перестроена и реставрирована, что существенно изменило ее облик, но и по сей день она считается памятником московского зодчества.

После того, как в 1719 году Останкино унаследовал князь Алексей Черкасский, удостоенный при дворе Екатерины Великой чина тайного советника, имение становится местом дворянской охоты, балов, празднеств и иных подобных развлечений знати. У Алексея Черкасского была дочь Варвара, которая в 1743 году стала супругой графа Петра Шереметьева, человека со сказочным состоянием. Поскольку Варвара Алексеевна была единственной дочерью прямого потомка князей Черкасских, то и Останкино после смерти отца перешло ей по наследству, и с этого времени вплоть до 1917 года оставалась в собственности графов Шереметьевых.

Сам Петр Шереметьев в основном использовал усадьбу в основном как приусадебное хозяйство (в многочисленных оранжереях выращивались фрукты для господского стола), но его сын, Николай Шереметьев, взялся за Останкино всерьез и вскоре превратил ее в роскошную и необыкновенно красивую резиденцию.

Во многом этому способствовал характер Николая Петровича, которого, в отличие от других представителей этого рода, не привлекала ни военная, ни дворцовая служба. Он предпочитал занятия музыкой танцами, был страстно влюблен в театр, изучал архитектуру, собрал в своем имении огромную библиотеку. Николай Шереметьев лично принимал участие в проектировании нового облика усадьбы, которую решил превратить в настоящий дворец, где могли бы разместиться большой (не уступавший европейским) театр, библиотека, картинная галерея, комнаты для гостей и прочие многочисленные помещения. Летом 1795 года Останкинский театр был построен и отметил свое открытие постановкой «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила», которая была посвящена осаде и штурму армии Александра Суворова одноименной турецкой крепости. В главной женской роли блистала известная актриса Прасковья Жемчугова, костюм которой был украшен фамильными бриллиантами графов Шереметьевых.

Спектакли и представления, которые ставились на сцене останкинской усадьбы, были известны на всю Россию. Вскоре Останкино становится центром художественной жизни русской столицы. Но продолжалось это недолго: Николаю Шереметьеву, по требованию императора Александра I, очень любившего и ценившего его общество, пришлось покинуть свое имение и переехать в Санкт-Петербург. В столицу Николай Петрович увез с собой наиболее блестящих актеров и музыкантов. Осиротевшая с отъездом хозяина усадьба быстро утратила прежний блеск. Ее следующий  владелец – сын Николя Шереметьева и Прасковьи Жемчуговой  - Дмитрий Николаевич не унаследовал ни талантов матери, ни чуткой к искусству натуры отца. Современники отзывались о нем как об апатичном и вялом человеке, более всего любившем уединение и не сумевшем извлечь сколь-нибудь ощутимой пользы даже из своего богатства. Однако, узнав, что прибывающий на коронацию в Москву император Александр II намерен остановится именно в его останкинском имении, Дмитрий Шереметьев волей-неволей был вынужден взяться за обновление сильно обветшавшей усадьбы. В 1856 году в Останкино была проложена новая подъездная дорога, отремонтирована сама усадьба.

Начиная с 1820-х годов родилась традиция строительство в Останкино загородных дач, особенно распространенная среди музыкантов и служителей театрального искусства. В графском саду, с согласия хозяев, устраивались замечательные концерты. Желающие также могли осмотреть дворец и парк. В 1913 году этот парк был передан последним владельцем Останкино, Александром Шереметьевым в 99-ю аренду Франко-Бельгийской компании на 99 лет. Через пять лет граф Александр навсегда покинул пределы Российской империи…

 

После Октябрьского переворота

Уже через месяц после того, как власть в России захватили большевики, Комиссия по охране искусства и старины Моссовета объявила о том, что берет все материальные и архитектурные сокровища Останкинской усадьбы под свою опеку. В 1919 году усадьба становится музеем, в 1936 году в усадьбе начинаются масштабные реставрационные работы, консультантом которых выступил племянник последнего владельца имения – Павел Шереметьев. С 1992 году музей стал называться московским музеем-усадьбой «Останкино».

Но со второй половины ХХ века название этих мест начинает ассоциироваться не бывшей графской усадьбой, а с телевидением и всем, что с ним связано. И в первую очередь этому способствовало строительство здесь Останкинской телебашни – крупнейшей в мире – закладка фундамента которой состоялась в 1960-м году. Огромная, высотой 536 метров, телебашня стоит на 4-х метровом фундаменте, и при этом, благодаря точному  инженерному расчету, отличается прекрасной устойчивостью. Комплекс Останкинской телебашни включает в себя радиоантенны вех возможных частот, технические службы, обсерваторию, ресторан «Седьмое небо» и множество других служб.

И еще одна славная страница нашей истории связана с Останкино. В непосредственной близости от Останкинского телецентра расположено немало объектов, связанных с космонавтикой. Это и улица Академика Королева, которая является традиционным адресом множества телевизионных служб, улица пионера советскогоракетостроения Фридриха Цандеры, Улица Космонавтов, Звездный и Ракетный бульвары… В непосрелственной близости от станции ВДНХ возвышается памятник Константину Циолковскому, заложена аллея Космонавтов. Даже гостиница напротив метро называется «Космос», это же имя носит и расположенный поблизости кинотеатр.

 

Дом-музей Сергея Королева

Но наибольший интерес среди «космических» объектов Останкино представляет дом-музей академика Сергея Павловича Королева. Музей находится в парковой зоне, между улицей имени академика и 1-й Останкинской улицей. Он был основан в 1972 году,  открыт для посетителей - в 1975-м и расположен в том самом доме, где жил и работал человек, первым в мире запустивший человека в космос.

К столетию Сергея Королева, в 2007 году, в музее  был проведен капитальный ремонт. Сегодня экспозиция музея состоит из личных вещей Сергея Королева, предметов меблировки его дома, огромной библиотеке конструктора, утвари, предметов была, картин и сувениров – всего около пяти тысяч экспонатов. Практически вся коллекция была безвозмездно передана музею вдовой конструктора Ниной Ивановной Королевой, которая долгие  годы проработала бессменным консультантом и хранителем музея.

 

Плашка

Важные даты

1548 г. – первое письменное упоминание о селе Осташково.

1617 г. - село Осташково становится  собственностью князя Ивана Черкасского.

1677-1692 гг. – строительство в селе  новой каменной церкви Живоначальной  Троицы 

1743 г. – Останкино перешло во  владение графов Шереметевых.

1767 г. - Петр Шереметев пристроил к церкви колокольню.

1791 г. – Начало перестройки Останкинской  усадьбы, возведение на ее месте  дворца.

1795 г. - в Останкино праздновали  победу в войне с Турцией 

1797 г. – Останкино посещает император  Павел.

1801 г. – в усадьбе состоялись торжества в честь коронации императора Александра I.

1856 г. – в Останкино была проложена  новая подъездная дорога, отремонтирована  сама усадьба.

1913 г. -  Россию навсегда покидает  последний владелец Останкино.

1917 г. – Усадьба национализирована.

1958 г. – в Останкино построен  дом для конструктора Сергея  Королева.

1960 г. – начало строительства  Останкинской телебашни.

1966 г. – умер Сергей Королев.

1972 г. – основан дом-музей С.П. Королева

1975 г. – дом-музей С. П. Королева  открыт для посетителей

2007 г. – в музее проведены  масштабные ремонтные и восстановительные  работы.

 

Плашка

Сюжет

«Недалеко от обелиска машина круто повернула направо и въехала в тихий 6-й Останкинский переулок. Остановилась у зеленого забора, за которым виднелся небольшой белокаменный дом. Сергей Павлович вышел из машины, попрощался с водителем и, взявшись за скобу калитки, сказал, как всегда:

     – Завтра ровно в семь тридцать.

(…)Двор расчищен от снега. Лунный  свет падал на березы, стоявшие  невдалеке от дома, на утонувшие в снегу молодые яблоньки, на тихие ели, вытянувшиеся вдоль забора. Не успел Сергей Павлович сделать и шага, как, радостно повизгивая, к ногам его бросилась собака, любимица академика. Она лизнула руку. Сергей Павлович ответил на ласку, почесав собаку за ухом. Та побежала вперед, к двери, словно намеревалась открыть ее перед хозяином. Сергей Павлович взялся за медное кольцо.

Нина Ивановна, как всегда, ждала приезда мужа у входа, ее серые глаза с веселой хитринкой устремились на дверь.

– Ты знаешь, Нина, задержался, – на ходу торопливо, словно извиняясь, сказал Сергей Павлович.

Информация о работе Дом-музей Сергея Королева