Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:25, контрольная работа
Как и предыдущие столетия, ведущим созидательным элементом в области русской культуры вступала верхушка общества, поэтому достижения русской культуры этого периода являются достижениями, прежде всего дворянской культуры. Униженное крепостное крестьянство не имело ни средств, ни времени для получения образования и активной деятельности в области науки, литературы, искусства. Однако социально-экономическое развитие страны постепенно приобщило к творчеству выходцев из среды мещанства, купечества, белого духовенства, а также государственных и экономических крестьян.
Введение……………………………………………………………………………..3
Становление системы образования в России XVIII века ……...………………...5
Зарождение и становление российской науки……………………………………8
Развитие народной и авторской литературы…………………………………….10
Зарождение театрального искусства ...…………………………………………..12
Становление светской живописи в России………………………………………13
Архитектура и архитектурные жанры……………………………………………14
Зарождение российской скульптуры……………………………………………..15
Русская музыкальная культура XVIII века ...……………………………………16
Заключение………………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………………..18
Министерство образования Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический
университет
Кафедра истории России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу отечественная истории
на тему: Достижения в культуре России XVIII века
Исполнитель: студентка 1 курса
Болонина Анастасия Витальевна
Проверил:
Екатеринбург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XVII – XVIII веков Россия имела самобытную многовековую культуру, основу которой составляли нравственные и эстетические представления народа. Особенность этого времени состояла в том, что одна часть русского общества была готова и хотела перемен и культурных новшеств, другая же часть отстаивала неприкосновенность старых идеалов. Такая борьба шла во многих областях жизни.
Петр I, «революционер на троне», и Екатерина II, «Философ на троне» - ведущие деятели русской культуры. На рубеже XVII – XVIII веков в российском обществе были созданы благоприятные условия для перемен в области культуры. Поистине революционную роль сыграла деятельность Петра I, направленная на преодоление экономической, политической и культурной отсталости России по сравнению с западноевропейскими государствами. Реформы Петра I принципиально изменили культурную ситуацию в стране. Усиливающиеся внешнеэкономические и культурные связи России с западными и восточными странами способствовали ее вхождению в мировой историко-культурный процесс. Этот процесс существенно ускорился при императрице Екатерине II.
Все изменения, происходящие в русском обществе, отражались и на мировоззрении россиян, и на создаваемой ими художественной культуре. Так, в начале XVIII столетия начался переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке. Хотя роль христианской церкви в жизни страны по-прежнему оставалась очень значительной, в XVIII веке церковь будет подчинена государству. Искусство становилось более светским и более разнообразным в жанровом отношении.
Как и предыдущие столетия, ведущим созидательным элементом в области русской культуры вступала верхушка общества, поэтому достижения русской культуры этого периода являются достижениями, прежде всего дворянской культуры. Униженное крепостное крестьянство не имело ни средств, ни времени для получения образования и активной деятельности в области науки, литературы, искусства. Однако социально-экономическое развитие страны постепенно приобщило к творчеству выходцев из среды мещанства, купечества, белого духовенства, а также государственных и экономических крестьян.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ В XVIII в.
Развитие национальной культуры в целом в XVIII веке происходило под знаком еще большего, чем раньше, участия в этом процессе дворянства и заметного влияния иностранцев.
Для успешного развития начатых преобразований России требовались новые, подготовленные и образованные кадры. Решалась эта задача двумя путями.
Во-первых, внутри страны. Главную роль в России в подготовке нужных стране специалистов суждено было сыграть школе. В предыдущее время преобладало церковное образование – готовили священников, ученых-монахов, сочинителей проповедей и духовных книг. Новый, XVIII век выдвинул свои запросы. Требовалось светское практическое образование.
Обмирщение культуры было тесно связано с появлением в стране светских школ. В 1701 году открылись Навигационная и Артиллерийская школы в Москве, в губерниях в 1714 году – начальные (цифирные) школы, где детей обучали арифметике и началам геометрии. Такие школы, кроме Москвы и Петербурга, были образованы в 1722 году в 42 городах.[5 С.483] В первой четверти XVIII века было создано восемь типов профессиональных школ, готовивших различных специалистов. Были открыты инженерная, медицинская, хирургическая школы, школы канцелярских служителей, горная, при уральских заводах – горнозаводские училища.
В это же время в некоторых городах возникают так называемые адмиралтейские школы, призванные «плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цифри, дабы потом могли добрыми мастерами стать». [3 С.133]
Петр, который уделял школе самое пристальное внимание, пытался рационализировать и сам процесс обучения. В 1701 году были введены упрощенный печатный гражданский шрифт вместо трудно читаемого церковно-славянского, а также арабские цифры. Увеличивался выпуск литературы по механике, геометрии, навигации, фортификации. Издавались и учебники – «Арифметика» Магницкого (17030), «Букварь» Ф. Поликарпова, «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первое учение отрокам», письмовники, календари, часослов, псалтырь.
К концу царствования Петра I почти во всех более или менее крупных городах образуется по 2 школы – духовная и светская. Дети духовенства проходили обучение в епархиальных, а дети солдат – в гарнизонных школах. В 1756 году школы были при 108 гарнизонах батальонах, в них насчитывалось до 9 тысяч солдатских детей. [4 С.521] В 1773 году учреждается коммерческое училище для купечества. В учебных программах этих школ не было богословских и схоластических дисциплин.
Во второй половине XVIII века были открыты новые для России профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – Танцевальная школа (ныне хореографическое училище имени А.Я. Вагановой), в Москве – Балетное училище.
Образование в XVIII веке носило сословный характер, и политика государства по отношению к разным сословиям была разной. В эпоху Петра Великого обучение грамоте дворянских детей стало обязательным. По специальному приказу Петра I 1714 года неграмотным дворянам даже запрещалось жениться.
Для подготовки кадров (во-вторых) использовались также поездки за рубеж с целью быстрейшего достижения результатов в обучении наукам «политическим нравам» и «политесу». За границу часто отправляли дворянских детей, от которых мало было толку, но их, как правило, сопровождали слуги, а среди них оказывались очень талантливые люди.
Со второй четверти XVIII века образование становится более замкнутым. В 1731 году открывается Шляхетский корпус, который в дальнейшем разделится на сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный. Пажеский корпус готовил дворян к гражданской службе. Дворянских детей также обучали в частных пансионах и в домашних условиях, приглашали учителей иностранцев, особенно французов.
В середине XVIII века принцип сословности в области просвещения сохранялся, но проводился в жизнь не слишком последовательно. Росло число учебных заведений только для дворян. Число кадетских корпусов увеличилось до 5, возник новый тип учебного заведения – благородный пансион. В 1764 году в Петербурге был создан Смольный институт благородных девиц. К середине XVIII века в стране была только одна гимназия при Академии наук, в которой обучалось всего 20 – 30 человек. Однако обучение в Московском университете, главном русском центре науки и высшего образования, было бессословным.
Московский университет был открыт в 1755 году, по инициативе М.В. Ломоносова и поддержке влиятейнешего елизаветинского вельможи И.И. Шувалова. В университете работали факультеты – философский, юридический, медицинский. Читали лекции на русском языке, богословие не преподавалось.
Екатерина II предприняла попытку создать единую систему образования и сделать политику в области образования более либеральной. В 1780-х годах в губернских городах открылись формально бессословные четырехклассные народные училища, в уездах – двухклассные малые (начальные). Вводились единые учебные планы. По уставу народных училищ 1786 года предусматривалась возможность перехода из малого училища в главное, а оттуда – в университет. В Москве был организован Воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидышей, где эти дети получали образование и профессию, при Смольном монастыре в Петербурге открывается мещанское отделение для девиц - недворянок. Христианские миссионеры открыли школы для простого народа в Поволжье и Сибири.
В конце XVIII века в России обучалось только два человека из тысячи, и грамотных было не более 3 – 4% населения. На рубеже XVIII – XIX веков в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тысячи человек, из них было около 400 народных училищ, 60 духовных семинарий и школ и 60 закрытых дворянских учебных заведений. [5 С.484]
ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Развитие науки, как известно, сложный процесс. Для этого должны «сойтись» в одной точке три главных фактора – способные к науке люди, соответствующая материально-техническая база, общественная среда, готовая оказать поддержку научным изысканиям, плоды которых далеко не очевидны.
Закономерным итогом Петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в 1724 году Петербургской академии наук, которая стала ведущим центром подготовки кадров для науки и образования. Это явилось важнейшим событием в истории русской культуры. Из нее вышли крупнейшие ученые, среди них М.В. Ломоносов, первый русский академик, ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из титанов русской науки.
В состав академии входило «три класса наук»: математический, физический и гуманитарный. Ведущую роль играли два первых класса. [3 С.140]
Другим центром науки была созданная в 1715 году на базе Навигационной школы Морская академия. Вольное экономическое общество, учрежденное в 1756 году по инициативе Екатерины II, стало центром исследований сельского хозяйства в России и выпустило серию интересных «Трудов».
В 1714 году в Петербурге на основе личных коллекций Петра I был создан первый естественно-научный музей – Кунсткамера. Петр I приказал доставлять в музей все, что относилось к «раритетам, монстрам и курьезам».
В России в это время работали приглашенные из стран Западной Европы талантливые ученые и академики.
В первой половине XVIII века началось изучение природных условий. Были открыты богатейшие залежи железной руды на Урале, проводились работы по разведке донецкого каменноугольного района и Бакинского месторождения нефти. Обследовались внутренние районы побережья Каспийского и Аральского морей, районы Сибири, Средней Азии.
В XVIII веке русскими учеными были сделаны великие географические открытия: в 1713 – 1714 годах была совершена экспедиция на Курильские острова; открыт пролив, отделяющий Азию от Америки; обследовано побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки и открыт Северный морской путь; в 1733 – 1743 годах было проведено обследование Камчатки.
По результатам ряда специальных экспедиций была составлена карта Каспийского моря. В 1726 – 1734 годах был издан первый «Атлас Российский».
Развитие промышленности, ремесла, создание регулярной армии и флота способствовали распространению научных и технических знаний. Естественные науки стали частью новой светской культуры. В стране создавались первые научно-технические лаборатории. Был сделан ряд важнейших изобретений: разработан первый в мире проект паровой машины; была разработана модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 метров; механическая сеялка; лифт; семафорный телефон; токарно-копировальный и винторезный станки; оптический прицел. Но большинство изобретений, которые решали коренные технические проблемы того времени, не были использованы крепостной Россией.
Большие изменения происходили в сфере гуманитарных наук, прежде всего в истории. По инициативе Петра I была предпринята попытка написания российской истории. Были составлены «История Свойской войны» П.П. Шафирова, «История императора Петра Великого от рождения до полтавской баталии» Феофана Прокоповича.
В 1773 году открылась Российская Академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.
РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ И АВТОРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Народное творчество на протяжении всего XVIII века оставалось устным – причина этого заключалась в тотальное неграмотности народа. Развивались разные жанры устного творчества – песни и сказания, сатирические сказки, повести, юморески. Главной темой в фольклоре второй половины XVIII века стала Крестьянская война 1773 – 1775 годов.
Сатирический жанр представлен крестьянскими повестями «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», солдатской сатирой «Горестное сказание», юморесками – «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц». Мечтой об освобождении от крепостной неволи проникнуты юморески «Апшит, данный от хозяина серому коту» и «Плач холопов». [5 С.487]