Достижения в культуре России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Как и предыдущие столетия, ведущим созидательным элементом в области русской культуры вступала верхушка общества, поэтому достижения русской культуры этого периода являются достижениями, прежде всего дворянской культуры. Униженное крепостное крестьянство не имело ни средств, ни времени для получения образования и активной деятельности в области науки, литературы, искусства. Однако социально-экономическое развитие страны постепенно приобщило к творчеству выходцев из среды мещанства, купечества, белого духовенства, а также государственных и экономических крестьян.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Становление системы образования в России XVIII века ……...………………...5
Зарождение и становление российской науки……………………………………8
Развитие народной и авторской литературы…………………………………….10
Зарождение театрального искусства ...…………………………………………..12
Становление светской живописи в России………………………………………13
Архитектура и архитектурные жанры……………………………………………14
Зарождение российской скульптуры……………………………………………..15
Русская музыкальная культура XVIII века ...……………………………………16
Заключение………………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

отечественная история.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

В условиях феодально-крепостнического строя литература по преимуществу была дворянской. В развитии литературы XVIII века выделяют четыре периода. Первый, петровские времена, характеризуется обмирщением литературы. Петр, чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский, реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги – гражданская азбука отделила светскую книгу от церковной. Литература, особенно публицистическая, служила пропагандистским целям. Вместе с тем литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять  также функции развлекательные.

Затем в 30 – 50 годы возникает интерес к античности, формируется классицизм, идейной основой которого была борьба за национальную государственность, развиваются новые для России жанры, и возрастает внимание к проблемам литературного языка и стиля. В середине XVIII века возрос интерес к античным писателям. Классицизм в литературе утверждал познавательную ценность искусства и обладал высоким пафосом гражданственности. Классицизм дал многожанровую литературу, обогатив ее опытом мирового искусства. В отличие от западноевропейских авторов русские авторы в меньшей степени использовали античные сюжеты, а больше обращались к современной национальной тематике, были тесно связаны с устным народным творчеством. Представителями классицизма являлись: Антиох Кантимир, Василий Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Ф.А. Эммин, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Н.А. Львов, В.В, Капнист, Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов.

 К 60 – 70 годам относится становление  просветительской идеологии, расцвет  сатиры, появление прозы демократического  содержания, создание предпосылок к зарождению сентиментализма.

Важной целью идеологии было просвещение и образование всей российской нации. Одним из лидеров Просвещения была сама Екатерина II: она издавала журнал под названием «Всякая всячина». Просвещение в России проявлялось также в критике наиболее деспотичных форм крепостничества и самодержавия. Эта направленность была выражена в ряде сатирических журналов, которые стали тогда в империи.

Последняя четверть века – начало кризиса классицизма и утверждение сентиментализма, появление в литературе освободительных идей и реалистических тенденций.

Господствующим направлением в русской литературе в последнее десятилетие века стал сентиментализм. Основными жанрами в этот период были повесть-путешествие и камерная лирика.

Основоположник русского сентиментализма – писатель, историк, идеолог дворянства и просвещенного абсолютизма Н.М. Карамзин.

Высшим достижением литературы XVIII века стали комедии Д.И. Фонвизина, которые раскрывали главный конфликт эпохи между произволом помещиков и бесправием крепостных, высмеивающие систему дворянского воспитания и образования.

В середине XVIII века при Московском университете была открыта типография, целью которой было издание научной и учебной литературы.

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Большую роль в развитии театра начала века сыграл Петр I. В 1702 году по его указанию был открыт государственный театр. Играть в Московский театр была приглашена труппа немецких актеров во главе с антрепренером Кунстом. Для исполнения спектаклей на русском языке Кунсту было поручено десять «русских робят». Однако театр ставил преимущественно пьесы немецких драматургов XVII века, они были мало популярны, и в 1706 году театр закрылся.

В 1706 году сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна в подмосковном селе Преображенском организовала театр, где пьесы ставились на религиозные сюжеты. В 1719 году Петр Великий в Петербурге открыл городской театр с посредственной немецкоязычной труппой. И этот театр в 1723 году прекратил существование.

В первой четверти XVIII века создавались школьные театры при учебных заведениях. Наиболее интересными были театры Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школы. В середине столетия развивался народный театр, росло число любительских театров и кружков.

В 1750 году купеческий сын Федор Волков организовал в Ярославле любительскую театральную труппу, дававшую публичные спектакли. В 1752 году эта труппа указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, а в 1756 году зачисленная в первый государственный публичный театр.

Его художественным руководителем и ведущим актером стал Волков. В репертуаре театра были сочинения М.В. Ломоносова, Д.Ростовского, Ф.Волкова. Основоположником отечественной драматургии стал А.П. Сумароков.

В XVIII веке богатые дворяне в своих усадьбах создавали театры, в которых играли талантливые крепостные актеры. Граф П.Б. Шереметьев имел два крепостных театра. В Москве в это же время действовало 30 других крепостных театров, в том числе и театр князя Н.Б.Юсупова в Архангельском. Всего в стране насчитывалось более 100 крепостных театров.

 

СТАНОВЛЕНИЕ  СВЕТСКОЙ  ЖИВОПИСИ  В  РОССИИ

 

XVIII  век быстрого становления отечественной живописи, развития в стране художественного образования и создания первых художественных музеев. В 1757 году во времена правления императрицы Елизаветы Петровны была создана Академия Художеств. В конце XVIII века Екатерина II купила ряд замечательных произведений из частных коллекций в Европе, тем самым, положив начало одному из крупнейших музеев мира – Эрмитажу.

Ведущее место в русской живописи этого времени занимало портретное искусство. Портрет постепенно освобождался от влияния парсуны, условности и схематизма иконописной манеры. В это время была создана целая галерея портретов, ставших гордостью отечественной школы живописи. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин и А.М, Матвеев.

Вторая половина XVIII века – время расцвета отечественной портретной живописи. Живописцы Ы.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский создал галерею замечательных портретов своих современников.

В XVIII веке зарождается исторический жанр. Академизм и классицизм выдвинули его на первый план. Оформился и тип многожанровой исторической картины.

В это же время развивалась жанровая живопись, создавались правдивые картины из жизни крестьян.

В первой половине XVIII века пейзажная живопись преобладает в декоративном искусстве, в гравюре и росписях, а затем становиться самостоятельным жанром, чем большей степени способствовал интерес к природе.

 

 

АРХИТЕКТУРА  И   АРХИТЕКТУРНЫЕ   ЖАНРЫ

 

Бурную развитие в этот период получают архитектора, зодчество, которые, как и другие виды искусства, с одной стороны опираясь на национальные традиции, сохраняют национальное своеобразие, с другой находятся в тесном контакте  с искусством западноевропейских художественных стилей – барокко и классицизм.

Огромную роль в становлении архитектуры сыграло строительство Петербурга – первого русского города, построенного по плану, с регулярной планировкой городских ансамблей, с системой улиц, кварталов, площадей. Руководил строительством северной столицы Доменико Трезин, один из наиболее талантливых архитекторов.

Известными русскими архитекторами XVIII века являлись С.И. Чевакинский, Д.В, Ухтомский, И.К. Коробов.

Во второй половине XVIII века барокко сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Представители классицизма – А.Ф. Кокорин,  В.И. Баженов, М.Ф, Казаков, И.В. Старов.

Многие талантливые русские архитекторы были крепостными. Наиболее известными были члены талантливой семьи Аргуновых, крепостные графа Шереметьева.

 

ЗАРОЖДЕНИЕ  РОССИЙСКОЙ  СКУЛЬПТУРЫ

 

В начале XVIII столетия в российском образованном обществе возникает интерес к горельефу. Создаются украшения Дубовецкой церкви, Меньшиковой башни. Получают распространение резные иконостасы.

Крупнейшим мастером круглой скульптуры был Б.К. Растрелли. В его работах барочная парадность, пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются с правдивостью и убежденностью характеристик модели.

Вторая половина XVIII века – начало расцвета русской скульптуры. Известный скульптор Ф.И. Шубин по окончании Академии художеств получил право продолжить учебу за границей. Излюбленным материалом его был мрамор.

Представителем классицизма в России этого периода были Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, А.В. Суворов.

В конце XVIII века работали такие скульпторы, как Ф.Ф. Щедрин и И.П. Прокофьев.

 

 

 

РУССКАЯ   МУЗЫКАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА

 

На протяжение всего XVIII века бурно развивалась русская музыка. В дворянских кругах занятие музыкой считалось признаком европейского воспитания и светской галантности, это порождало желание обучать детей музыке и устраивать домашние музицирования.  Однако профессии музыканта приравнивалась к ремеслу, заниматься которым дворянину было почти зазорно. Профессионально музыкой занимались преимущественно в основном представители низших сословий. Музыканты должны были считаться с требованиями меценатов, стремившихся ориентироваться на иноземную моду.

В петровскую эпоху происходит развитие светской музыки нового типа, создание простейших жанров прикладной музыки – военная, танцевальная, застольная. Петр I выписал музыкальные инструменты из Европы и издал указ о создании военных оркестров. Венные музыканты играли на улицах, балах, маскарадах.

Широкое распространение получили танцевальные жанры петровских ансамблей – менуэт, полонез, англез. При Петре Великом в Россию приглашались капеллы немецких музыкантов. При дворе входили в моду галантные песни – арии. Исполнялись и светские песни – канты любовного, поздравительного, шуточного и сатирического содержания.

В 30 – 40 годы отечественная музыка вступила на самостоятельный путь развития. Русская музыка развивалась под сильным влиянием итальянской.

В конце века стала формироваться русская композиторская школа.

При царском дворе стали обычным явление камерные концерты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом для культуры XVIII в. были характерны следующие взаимосвязанные процессы: все усиливающееся обмирщение культуры, развитие личностного начала, европеизация, преодоление национальной замкнутости. Существенно изменились быт и нравы российского общества.

Образование в целом оставалось сословным. Подавляющая часть населения страны не могла его получить.

Географические открытия подготовили  условия хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока.

Литература XVIII века способствовала росту национального самосознания в обществе и запечатлела этот процесс.

Театр в XVIII веке приобрел огромную популярность и стал общедоступной сферой деятельности. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены во многих городах.

Общий взгляд на русскую живопись этого периода показывает, что ее развитие шло в ногу с влиянием времени.

Русская скульптура постепенно превращалась из дополнения к архитектуре в самостоятельный вид искусства.

XVIII  век – важнейший период в истории русской культуры. Обмирщение культуры способствовало созданию новых ее видов – художественной литературы, публичного театра, светской музыки. Развивались русские национальные традиции во всех видах искусства, в то же время усиливается  западное влияние на русскую культуру. Русское государство стало одним из крупнейших государств  мира, что повлияло на формирование русской нации, языка. Совершенствовалась система образования, формировалась русская наука, литература, искусство, книгопечатание.

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества / Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 544 с.
  2. Артемов В.В., Лубчеников Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней / Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 360 с.
  3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность / Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
  4. История России. С древнейших времен до начала XXI в. / Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 1263 [1] с.
  5. Культурология. История мировой культуры / Учебник для вузов / Под редакцией Н.О.Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 759 с.

 


 



Информация о работе Достижения в культуре России XVIII века