Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Шадринский государственный педагогический
институт»
Кафедра отечественной и всемирной
истории
Контрольная работа
«Древнеегипетская цивилизация»
по направлению переподготовки:
«История. Теория и методика обществознания»
Исполнитель:
Руководитель:
Ст. преподаватель кафедры
отечественной и
всемирной истории
Мещеряков В.В.
Шадринск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Древнеегипетская цивилизация
4
Государственный строй 4
Право в древнем Египте 6
Наука в Древнем Египте 7
Религия и особенности религиозного культа
Египта 8
Сознание архитектуры и культуры Египта
9
Заключение 11
Литература 12
ВВЕДЕНИЕ
В Египте раньше, чем
в других странах сложилось классовое
рабовладельческое общество и впервые
в мире возникло государство. Когда возникли
в Египте первые государственные образования
достоверно не известно, но уже к III тысячелетию
до н. э. государство в Египте существовало.
Уже на рубеже IV-III тысячелетий
до нашей эры в Египте существовало около
40 отдельных областей - "номов", т.е.
самостоятельных, малосвязанных друг
с другом общин, из которых каждая занимала
территорию, достаточную для того, чтобы
вести самостоятельное ирригационное
хозяйство.
Каждый из номов имел
свое божество, свой храм, своих рабов.
Последние содержались при храмах в работных
домах и историко-правовые источники часто
называют их "рабами храма".
Благодаря торговле
и морскому грабежу, в северных номах сравнительно
быстро возникли торговые центры, такие
как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем
северные номы объединились и образовали
Нижний Египет. Позже объединились и южные
номы в Верхний Египет.
История древнеегипетского
государства делится на несколько периодов:
Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.
В период т.н. Раннего
царства произошло насильственное объединение
всего Египта (предположительно в 3200 г.
до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом).
Столицей объединенного Египта стал г.
Тунис.
С 3200 г по 2800 г. до нашей
эры страной правили цари первых двух
династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но
только к началу правления 3-й династии
объединение севера и юга приобрело реальный
характер.
Период с 2700 г. по 2400г.
до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято
называть Древним царством.
В этот период сложилась
централизованная бюрократическая монархия,
которая вела войны с соседними странами.
Создается всеегипетская
ирригационная система, воздвигаются
пирамиды и храмы. После 6-ой-1-ой династии
начинается распад Египта.
С фиванской династии
начинается период Среднего царства (2160-1750
гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным
государством.
В середине 17 века до
нашей эры Египет потрясло восстание крестьян
и рабов, в результате которого царская
власть и его управление было ликвидировано.
Около 1730 г. до нашей
эры Египет завоевали гиксоны - воинственные
племена с севера, владычество которых
продолжалось около 150 лет.
После изгнания гиксонов
сложилось Новое царство (18-20 династии),
просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей
эры, была восстановлена былая мощь Египта.
Но внутриусобица привела
к тому, что в 523 г. Египетское государство
было завоевано Персией. В 322 г. до нашей
эры он был включен в состав Монархии А.
Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен
к Риму в качестве одной из провинций.
Иногда этот период 322г. до нашей эры называют
Греко-Римским. С X династии царствование
становится наследственным.
Данная тема мне интересна
по причине того, что возникает огромный
интерес изучить такую цивилизацию, которая
смогла многого добиться и построить замечательные
архитектурные памятники, сохранившиеся
по сей день.
Древнеегипетская
цивилизация
Древнеегипетская цивилизация
возникла в регионе дельты Нила. За историю
Древнего Египта сменилось 30 династий
правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом
существования древнеегипетской цивилизации.
Окруженность Египта горами
предопределила замкнутый характер возникшей
здесь цивилизации, которая носила земледельческий
характер. Сельскохозяйственный труд,
благодаря благоприятным климатическим
условиям, не требовал больших физических
затрат, древние египтяне собирали урожай
два раза в год. Обрабатывали глину, камень,
дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли
из обожженной глины. Кроме того, использовались
еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие
сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя.
Восприятие и измерение времени в
Древнем Египте обуславливалось ритмом
разлива Нила. Каждый новый год расценивался
египтянами как повторение прошлого и
определялся не солнечным циклом, а временем,
необходимым для сбора урожая. Они изображали
слово “год” (“ренпет”) в виде молодого
ростка с почкой. Годовой цикл делился
на три сезона по 4 месяца каждый: разлив
Нила (ахет – “разлив, половодье”), после
которго наступал сезон сева (перет –
“выхождение” земли из-под вод и прорастание
всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему
– “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила.
Месяцы не имели названий, а нумеровались.
Каждый четвертый год был високосным,
каждый пятый день декады был выходным.
Счет времени велся жрецами.
Египтяне разделяли день на
двенадцать часов и на двенадцать – ночь.
Каждый час имел свое название. Первый
час дня назывался “блистающим”, шестой
-- “час подъема” и т.п.
Кроме того, все дни года делились
на три категории – счастливые, опасные
и несчастливые – в зависимости от событий,
которые отметили их в те времена, когда
на земле жили боги. Таким образом, египтяне
вели себя в зависимости от дней. В несчастливые
дни они старались не выходить из дома,
особенно на закате и ночью. В такие дни
нельзя было купаться, плавать на лодках,
отправляться в дорогу, есть рыбу и все,
что происходит из воды. Главную роль в
регламентации поведения играли традиции.
Чтобы освежить память и подсказать правильное
решение в сомнительных случаях, существовали
календари с отмеченными счастливыми
и несчастливыми днями.
Высокий уровень жизни и благополучие
древних египтян подтверждаются фактом
наличия у них двух обычаев, не характерных
для других древних цивилизаций: оставлять
в живых всех стариков и всех новорожденных
младенцев. Основной одеждой египтян была
набедренная повязка. Сандалии они носили
очень редко, а главным средством демонстрации
социального положения было количество
украшений (ожерелий, браслетов).
Египтяне обожествляли Нил,
как и всю природу. Его изображали в виде
тучного мужчины с отвислыми сосками,
жирным, в складках, животом, перепоясанным
поясом, в сандалиях, что считалось символом
богатства. Его называли “отцом богов”.
Многие города носили его имя. Когда должен
был начаться разлив, божественному Нилу
приносили жертвы во многих храмах.
Египтяне верили, что все на
свете принадлежит богам, что боги – источник
всеобщего процветания, что они знают
их помыслы и желания и могут в любой момент
вмешаться в дела людей. В то же время природа
богов была единосущна с человеческой:
богам приписывались человеческие качества,
у каждого был свой характер, у них были
семьи. Сам человек за свои добрые дела,
по представлениям древних египтян, после
смерти мог стать богом. Они также обожествляли
животных, птиц, особенно почитали крокодила,
ибиса. С не меньшим почитанием относились
к растениям. Каждый город, например, поклонялся
своему священному дереву. Жертвоприношения
богам совершались в храмах. Таким образом,
верующие в любой момент могли прийти
к богу в его храм, чтобы испросить совет,
пожаловаться, или поблагодарить.
Египтяне считали, что после
смерти они пападут на суд бога Осириса
(Усир – царь загробного мира), который
будет взвешивать на весах их плохие и
добрые дела. Они стремились, чтобы загробная
жизнь ничем не отличалась от жизни земной.
Тела бальзамировали. Состоятельные люди
заранее готовили для себя загробный дом,
поэтому каждый город живых имел город
мертвых (в пустыне рядом с городом). Стены
домов живых людей расписывались геометрическим
и растительным орнаментом, а стены домов
мертвых – сценами из их жизни.
Древнеегипетское государство
имело черты централизованной деспотии.
Фараон являлся персонификацией государства:
в его руках объединялась административная,
судебная и военная власть. Древние египтяне
считали, что бог Ра (бог солнца в египетской
мифологии) заботится об их благосостоянии
и посылает на землю своего сына – фараона.
Каждый фараон расценивался как сын бога
Ра. В задачи фараона входило выполнение
сакральных, культовых обрядов в храмах,
для того, чтобы страна была благополучной.
Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась,
поскольку он был верховным жрецом всех
богов. Говоря современным языком, фараоны
были профессиональными государственными
деятелями, имевшими необходимые знания
и опыт. Их власть была неограниченной,
но не безграничной. А так как власть наследовалась
у египтян по материнской линии, старший
сын фараона и его старшая дочь должны
были вступать в кровосмесительный брак.
Древнеегипетское государство
делилось на определенные географические
единицы – номы, которыми управляли всецело
подчиненные фараону номархи. Особенностью
политической системы Древнего Египта
являлось то, что, во-первых, центральные
и местные органы власти были в руках одного
и того же социального слоя – номовой
знати, а во-вторых, административные функции,
как правило, сочетались со жреческимию
То есть храмовое хозяйство содержало
и часть чиновников госаппарата. В целом,
для системы управления древнеегипетским
государством была характерна нерасчлененность
экономических и политических функций,
неразделенность законодательной и исполнительной
власти, военной и гражданской, религиозной
и светской, административной и судебной.
В Древнем Египте уже с додинастических
времен существовала эффективная система
внутренней и обменной торговли. Особенно
большое распространение внутренняя торговля
получает во 2 тыс. до н.э., когда в египетском
лексиконе впервые появляется слово “торговец”.
Слитки серебра постепенно вытесняют
зерно в качестве мерила рыночных ценностей.
В Древнем Египте не золото, а серебро
выполняло функцию денег, поскольку золото
было символом божественности, обеспечивающим
телу фараона вечную загробную жизнь.
Главным транспортным средством в Египте
были корабли и лодки, основными торговыми
путями служили реки и каналы. На сухопутных
дорогах, которые прокладывались по дамбам,
использовали вьючных животных, прежде
всего ослов.
Системным признаком организации
древнеегипетского общества было владение
профессией. Основные должности – воина,
ремесленника, жреца, чиновника – наследовались,
но можно было и “вступить в должность”
или быть “назначенным на должность”.
Социальным регулятором служили здесь
ежегодные смотры трудового населения,
во время которых люди получали своеобразный
годичный “наряд” на работу в соответствии
со своей профессией. Основная масса трудоспособных
египтян использовалась в земледелии,
остальные бвли заняты в ремесле или сфере
обслуживания. Наиболее сильные юноши
отбирались во время смотров в армию. Из
числа отбывающих трудовую повинность
простых египтян формировались отряды,
работавшие на постройке дворцов и пирамид,
храмов и усыпальниц. В большом объеме
неквалифицированный труд использовался
при сооружении ирригационных систем,
в гребном флоте, при транспортировке
тяжестей. Строительство таких колоссальных
монументов, как пирамиды, способствовало
формированию новой структуры организации
людей, при которой управляемый государством
труд могбыть направлен на выполнение
общественных работ.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барбен Ж. Загадка большого сфинкса
- М., КРОН-ПРЕСС, 1998.
2. Всеобщая История Искусств, том 1. - М.,
1998.
3. Египет: история и культура / под ред
Егорова М.П. - М., 2000.
4. История государства и права зарубежных
стран: Конспект лекций: Пособие для сдачи
экзаменов/А. В. Желудков, А. Г. Буланова.
-М.: Приор: Приоритет, 2001. - (В помощь студенту).
-160 с.
5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства
и права: Учеб. для вузов по специальности
и направлениям "Юриспруденция":
В 2 т. -2-е изд., испр. и доп. -М.: ТОН-ПРИОР,
1999.
6. Платонов К. Египетская цивилизация
- СПб, 2001.
7. Хачатурян. История мировых цивилизаций.
- М.: Дрофа, 1997.
8. Хрестоматия по истории древнего мира.
/ Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение,
1999.
§ 2. Древнеегипетская цивилизация
Древнеегипетская цивилизация сложилась
в Северо-Восточной Африке в долине реки
Нил[6]. Благодаря периодическим разливам
этой великой реки в узкой долине шириной
от 4 до 30 км сложились отличные условия
для земледелия.
• Инновации. Орошаемое
земледелие •
Вся жизнь была связана с Нилом.
В сезон паводка, с середины июля до середины
ноября поля были заполнены водой, сельскохозяйственные
работы останавливались. Население привлекалось
на общественные работы, занималось ремеслами.
После отступления паводка поля вспахивались,
засевались, поливались и пропалывались
от сорняков. Урожай собирали в марте-апреле
серпами с кремневыми лезвиями. Одновременно
происходил сбор налогов. С середины марта
до середины июля ирригационные системы
ремонтировали. По собранным колосьям
гоняли скот, чтобы отделить зерно от мякины.
После молотьбы зерно провеивали и складывали
в специальные зернохранилища. Солому
использовали для корма скоту. Египтяне
разводили коров, свиней, овец, коз, гусей,
уток, голубей, а также пчел. Рыбу ловили
ловушками, на крючок, сетью или били острогой.
Рацион египтян был достаточно разнообразен,
включал пиво, появившееся в глубокой
древности.
Наряду с Нилом, еще одним богатством
Египта был камень. В пустынных нагорьях
египтяне добывали кремень, необходимый
для изготовления древнейших орудий и
разных видов оружия. Добывались известняк,
песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир,
серпентин, оникс. Различные виды камня
использовались египтянами как для строительных
работ, так и для изготовления статуй,
сосудов и других предметов. Это обусловило
развитие камнедобывающего ремесла. Металлы
вывозили из Аравийской пустыни, с Синайского
полуострова, с острова Кипр, золото –
из Нубии[7]. Необходимость доставки в Египет
различных видов иноземного сырья определила
направления древнейших торговых путей.
Самой важной торговой магистралью был
сам Нил. Торговая дорога шла также из
северо-восточной части дельты Нила через
Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила
на запад шли дороги в оазисы. На восток
по руслам высохших протоков проходили
дороги к побережью Красного моря.
• Инновации. Торговля
В 3-2-м тысячелетиях до н. э., в
эпоху Древнего и Среднего Царств египетская
торговля распространилась до областей
северной Сирии. Многочисленные египетские
изделия были обнаружены при раскопках
города Библ. В Сирии существовало немало
форпостов египетской торговли. Отсюда
в Египет вывозили минералы, соль, растения,
дерево, кожу, птиц, в частности голубей.
Установились торговые связи Египта с
Вавилонией. После завоевательных походов
в Нубию и на Синай золотые и медные рудники,
находившиеся на этих территориях, оказались
под контролем Египта.