Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:50, контрольная работа
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
Введение ……………………………………………………………..
3 стр.
У истоков Древнегреческой цивилизации…………………..
4 стр.
Рождение Древнегреческой цивилизации…………………..
8 стр.
Полис как феномен древнегреческой цивилизации………..
10 стр.
Полис как государство…………………………………….
10 стр.
Общество в полисах……………………………………….
13 стр.
Экономическая жизнь полиса…………………………….
15 стр.
Заключение …………………………………………………………
17 стр.
Список использованной литературы……………………………….
19 стр.
Содержание
Введение …………………………………………………………….. |
3 стр. |
|
4 стр. |
|
8 стр. |
|
10 стр. |
|
10 стр. |
|
13 стр. |
|
15 стр. |
Заключение ………………………………………………………… |
17 стр. |
Список использованной литературы………………………………. |
19 стр. |
Введение
Было время, когда греческий народ ничем не отличался от любого другого народа. И он прошел через века медлительного топтания на месте в эпоху первобытной жизни, которое иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации.
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства.
В нашей контрольной работе мы рассмотрим историю цивилизации древней Греции и зарождение полисов – городов-государств.
Что же такое "цивилизация"? Для
грека слово "цивилизованный"
значит прирученный, обработанный, привитый.
Цивилизация представляет совокупность
изобретений и открытий, имеющих
целью защитить человеческую жизнь,
сделать ее менее зависимой от
сил природы, укрепить ее в мире физическим
путем познания его законов —
губительных для человека невежественного
на низших ступенях развития, но по мере
их изучения становящихся орудием его
наступления на этот мир. Однако помимо
защиты жизни, цивилизация призвана,
еще ее украсить, увеличить всеобщее
благосостояние, умножить радость жизни
в обществе, где более справедливые
отношения медленно устанавливаются
между людьми. Она должна привести
к расцвету этой жизни в искусствах,
которыми все люди наслаждаются сообща,
должна развить гуманистическое
служение человека в том реальном
и одновременно воображаемом мире,
каким является мир культуры, переделанный
и по-иному осмысленный и
Такое уникальное историческое
явление, как Древнегреческая
В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа в Геллеспонт возник значительный центр протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет троянской культуры ознаменовался постройкой цитаделей с домом правителя (мегароном). Троянское искусство достигло высокого художественного уровня. Однако за свою более чем полуторатысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей письменности и в конечном итоге не смогла превратиться в настоящую цивилизацию. Троянская культура погибла либо от землетрясения, либо от набегов ахейских пиратов.
В III тыс. до н.э. на островах Кикладского архипелага возникла удивительная и своеобразная культура, получившая название кикладская. Несмотря на исключительное богатство островов естественными залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении и мореплавании, а средства к существованию добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих скульпторов, предвосхитивших гармоническую ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.
На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление первой великой европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического критского царя Миноса могущественного владыки Крита. Находящийся на окраине Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и иных контактов с цивилизациями Востока. Минойцев можно считать первыми европейцами, которые прорубили окно в большой мир цивилизации Востока. Они изобрели парусное судно и осуществляли плавания к берегам Кипра, Сирии и Египта. У народов Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые комплексы Передней Азии, совмещали в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.
Дворцовая цивилизация Крита охватывает примерно 600 лет (2000-1500гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически ничего не известно. Вероятно, к этому времени на Крите уже существовала развитая земледельческая культура, были освоены земли, пригодные для сельскохозяйственных работ. Население острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700г. до н.э. они были разрушены в результате землетрясения, и для минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500гг. до н.э.). До наших дней дошли остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.
В начале периода новых
дворцов Крит был объединен под
властью царей Кносса, представляя
собой довольно большое централизованное
государство, которое начало широкую
территориальную экспансию (период
минойской талассократии). Согласно
греческим легендам, царь Кносса Минос
начал объединительный процесс,
построил флот, уничтожил пиратство
и установил свое господство в
Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию
и называют минойской. Критское общество
имело теократическую форму правления,
когда в руках правителя
Цивилизация минойского Крита отличалась чрезвычайным динамизмом и развивалась в необыкновенно быстром темпе. По мироощущению минойцы близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Отсюда обычай человеческих жертвоприношений и ритуального каннибаллизма.
Минойская цивилизация исчезла так же стремительно, как и появилась. Около 1450г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове Фера (совр. Сантино). Воспользовавшись этим, на Крит вторглись греки-ахейцы и остров был отброшен назад. Превратившись в глухую и отсталую провинцию.
На смену минойской культуре приходит ахейская, расцвет которой относится к XV-XIIвв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе (Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, на Киклады, Родос, Крит. Ахейскую культуру открыл на месте древнего города Микены (отсюда ее другое название микенская) Генрих Шлиман, проводя раскопки в поисках легендарной Трои. Позже в Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), Афинах, Фивах и других центрах были открыты дворцы, напоминающие мегалитические постройки Передней Азии. Ахейские дворцы представляли собой укрепленные цитадели, имеющие симметричную планировку. Они являлись центрами небольших поселений, располагавшихся на неприступных горных возвышенностях и, в отличие от неукрепленных критских дворцов, выполняли задачи обороны и защиты своей округи. Все помещения во дворцах имели четкое назначение. Здесь хранили оружие, устраивали праздники, совершали религиозные обряды и церемонии, содержали общегосударственную житницу, размещали чиновников. Дворцовое хозяйство ахейцев включало переработку сельскохозяйственных продуктов, прядение, ткачество, металлообработку, велась активная торговля, как внутренняя, так и международная. Ахейские государства существовали автономно, но в некоторых случаях они объединялись, как, например, для похода на Трою. Описание этой войны мы находим на страницах гомеровских поэм Илиада и Одиссея. У ахейцев была своя письменность, основные элементы которой они заимствовали у минойцев. Ею пользовались вплоть до вторжения дорийцев. На глиняных табличках, найденных в Микенах и Пилосе, обнаружен тип письма, получивший название линейное письмо Б. В 1952г. его удалось расшифровать молодому английскому архитектору Майклу Вентрису.
В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцев был прерван вторжением более примитивных северных племен, в том числе дорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием. Города Микены, Тиринф, Пилос и другие были разрушены и сожжены, ремесло и торговля пришли в упадок, резко сократилась численность населения. Агония ахейской цивилизации длилась около ста лет. Ахейские государства исчезли, слоговую письменность забыли. Часть населения была уничтожена, другая же частично спаслась в Аттике, но в основном бежала в Малую Азию и на острова Эгейского моря.
В XI-IX вв. до н.э. греки оказались в зоне достаточно продолжительного упадка и застоя, регрессивной щели между микенской цивилизацией и рождением цивилизации классической. Это время называют темными веками, гомеровским периодом и предполисным периодом. В своем развитии Греция оказалась отброшенной на рубеж III-II тыс. до н.э. и переживала упадок земледелия и ремесла. Темные века не дали памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства. Но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение. А власть царей стала наследственной. Рождался новый тип организации общества греческий полис.
Вторая попытка греков в создании цивилизации имеет началом так называемую архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Это связано с развитием технологической базы и экономики в условиях победы производства железа, углублением общественного разделения труда, формированием подлинных городских центров и развитого типа рабовладения (рабство чужеземцев). Возникновение Древнегреческой цивилизации совпадает с началом железного века. Определяющим моментом явился переход к производству стали. Только с массовым введением производства стали можно говорить о победе железного века над бронзовым. Появление стали позволило более успешно обрабатывать земли, заниматься вырубкой лесов, прокладкой оросительных каналов. Оно революционизировало ряд ремесел: кузнечное, оружейное, столярное, кораблестроительное.
Особое значение освоение
стали имело для военного дела.
Появился стальной меч. Греческие воины-гоплиты,
вооруженные мечами и копьями, защищенные
щитами, металлическими панцирями и
шлемами, представляли собой грозную
силу, сопротивляться которой уже
не могли не только пленные-рабы с
лопатой или мотыгой в руках,
но и организованные воинские отряды,
не имевшие подобного вооружения.
Другое нововведение связано со скифами.
Появились двухперые и