Древнегреческая цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..
3 стр.
У истоков Древнегреческой цивилизации…………………..
4 стр.
Рождение Древнегреческой цивилизации…………………..
8 стр.
Полис как феномен древнегреческой цивилизации………..
10 стр.
Полис как государство…………………………………….
10 стр.
Общество в полисах……………………………………….
13 стр.
Экономическая жизнь полиса…………………………….
15 стр.
Заключение …………………………………………………………
17 стр.
Список использованной литературы……………………………….
19 стр.

Файлы: 1 файл

Древнегреческая цивилизация КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Период становления Древнегреческой  цивилизации совпадает с так называемой великой греческой колонизацией. В течение трех столетий греки покидали родину и переселялись в другие страны. В первую очередь это было связано с отсутствием достаточного количества земель для сельского хозяйства, с земельной теснотой и перенаселенностью освоенных ранее территорий. Отток населения снимал социальную напряженность. Весомой причиной переселений были также торговые мотивы и последствия политической борьбы, где проигравшие нередко должны были покинуть родные места, чтобы сохранить себе жизнь. Колонизация развивалась в трех направлениях: западное Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании; северное фракийское побережье Эгейского моря, проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, побережье Черного моря; юго-восточное Северная Африка и Левант.

Колонизация оказало огромное влияние на развитие древнегреческого общества. Она вывела греческий мир  из состояния изоляции, в котором  тот оказался после крушения Микенской  культуры. Греки сумели многому научиться. У финикийцев они взяли алфавитное письмо и усовершенствовали его, введя не только согласные, но и гласные  буквы. Из Финикии и Сирии они  переняли секрет изготовления стекла из песка, добычи пурпурной краски из морских моллюсков. У египтян  и вавилонян научились астрономии и геометрии. У египтян же заимствовали монументальную скульптуру. У мидийцев переняли денежную чеканку. Колонизация  сделала греческое общество более  мобильным, восприимчивым. Открылся простор  для личной инициативы. На первый план выдвинулись мореплавание и морская  торговля. Колонии превращаются в  центры посреднической торговли. Мощный толчок получило развитие и совершенствование  ремесла и сельского хозяйства. Ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная  отрасль производства. Основной результат  Великой колонизации переход  от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного хозяйства. Появляются свои монетные стандарты (оболы, драхмы). Девизом времени становится: Деньги делают человека. Особенности этой эпохи даже породили позже такое  ее название как античный капитализм. В ходе Великой колонизации появились  новые группы населения судовладельцы. Собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяли не только экономический, но и политический характер полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полис как феномен древнегреческой цивилизации

3.1. Полис как государство

 

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в прошлом.

Что представлял собой  древнегреческий полис? В чем особенности полисной цивилизации?

Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность Древнегреческой  цивилизации полис, рабовладельческий  полис. Полис это греческая разновидность  города-государства, поскольку таковые  были и на Ближнем Востоке. Архаический  полис это столица карликового  государства, в состав которого кроме  него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис  был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) –  несколько десятков. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне  полиса. Лишь такой образ жизни  они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в  этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие  от Востока в общину-полис входило  не только сельское, но и городское  население. Членом общины мог стать  каждый при условии:

  • если человек  являлся греком по национальности;
  • если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные  собственники – обладали политическими  правами (хотя и не всегда равными), могли заниматься государственной  деятельностью. Поэтому греческий  полис и называют гражданской  общиной.

Государство в Греции существовало не «над общиной» (как это было на Востоке), а вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н.э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис не только занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина.

Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности  на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное  государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии(самодостаточность). В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.

Сила и самостоятельность  общин-полисов во многом объяснялась  тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь - басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишится своей земли и превратится в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавшие получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

По своей социальной структуре  полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены  полиса крестьяне, потерявшие землю  и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода  считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, но не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Общество в полисах

 

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жестокостью и определенностью (исключение составляла Спарта, где рабы-плоты сохраняли некоторую самостоятельность). Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного была такой отчетливой.

Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям», они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем.

В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось не часто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.

После 500г. до н.э. т.е. в эпоху  колонизации, особенно во время воин с Персией (500-449 гг. до н.э.) число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.

Как правило, основными источниками пополнения рабов называют:

1. военнопленные и отчасти  захваченные в плен мирные  жители;

2. продаваемые правящей  верхушкой,  аристократией фракийцев и скифов соплеменники;

3. рабский контингент  пополнялся через самовоспроизводство  рабов;

4. снабжали рабские рынки  пираты и похитители свободных  людей 3.

Обращенные в рабство  различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе.

Рабство в Древней Греции воспринимали как само собой разумеющиеся, свобода считалась даром доступным далеко не всем людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 3. Экономическая жизнь полиса

 

Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин – «античный капитализм». Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно было избавиться от угрозы голода.

Информация о работе Древнегреческая цивилизация