Древнегреческие тирании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

В общем и целом поздняя тирания не произвела эпохальных изменений ни во внутренней политике, ни в социальной и экономической областях. Поэтому ее историческое значение меньше, чем у раннегреческой тирании.Как форма правления поздняя тирания принципиально не отличается от ранней.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие черты раннегреческой тирании 3
1.1. Причины и способы установления тирании 3
1.2. Внутренняя и внешняя политика тиранов 4
1.3. Низвержение тирании. 5
2. Раннегреческии тирании 7
2.1. Тирания в Сикионе 7
2.2. Тирания в Коринфе 7
2.3. Тирания в Афинах 8
2.4. Тирания на Самосе 12
3. Позднегреческая тирания 14 Заключение 20
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Древнегреческие тирании.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   2     

1. Общие черты раннегреческой тирании                                                             3

1.1. Причины и способы установления тирании                                                3

1.2. Внутренняя и внешняя политика тиранов                                                     4

1.3. Низвержение тирании.                                                                                     5

2. Раннегреческии тирании                                                                                     7

2.1. Тирания в Сикионе                                                                                           7

2.2. Тирания в Коринфе                                                                                          7

2.3. Тирания в Афинах                                                                                           8

2.4. Тирания на Самосе                                                                                         12

3. Позднегреческая тирания                                                                                 14 Заключение                                                                                                             20

Список использованных источников                                                                   21                                                                                                                    

Введение

         В политической жизни древних греков дважды обстоятельства складывались особенно благоприятно для возникновения тиранических режимов, и дважды тирания оказывалась существенным фактором исторического процесса: первый раз - в архаическую эпоху, в пору возрождения у греков  их государственности, а второй - в период уже так называемого кризиса полиса. Соответственно различают и два вида тирании: раннюю или старшую, тиранию, эпоха которой определяется с середины VII в. и до 461 г. до н.э., когда пала последняя такая тирания в Регии и Мессане, и позднюю, или младшую, - с конца V в. и до утраты греками политической самостоятельности.

          Раннегреческая тирания возникла в период становления полисов (VII—VI вв. до н. э.) в процессе ожесточённой борьбы между родовой знатью и демосом, возглавлявшимся торгово-ремесленной верхушкой города; получила распространение в экономически развитых районах Греции. Придя к власти с помощью вооружённой силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации (например, Кипсел и Периандр в Коринфе; Феаген в Мегаре; Фрасибул в Милете; Писистрат в Афинах; Гелон, Гиерон I, Фрасибул в Сиракузах). Обычно реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства.

         Порожденная особенностями перехода от родового строя к классовому, опиравшаяся главным образом на военную силу, тирания не была прочным режимом и к середине V веке до н. э. исторически изжила себя, уступив место полисной республике.

      Позднегреческая тирания возникла в конце V в. до н. э. в условиях острой социальной борьбы состоятельной и знатной верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса и существовала до 2 в. до н. э. Осуществлялась предводителями наёмных отрядов и привела к ликвидации полисных республик (например, Дионисий I Старший, Агафокл и другие в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.

      В общем и целом поздняя тирания не произвела эпохальных изменений ни во внутренней политике, ни в социальной и экономической областях. Поэтому ее историческое значение меньше, чем у раннегреческой тирании.Как форма правления поздняя тирания принципиально не отличается от ранней. 

1.Общие черты раннегреческой тирании.

1.1 Причины и способы установления тирании.

 

Рассматривая какое-либо явление, всегда изучаются причины приведшие к нему. Причиной возникновения старшей тирании является борьба демоса с родовой аристократией.

Вступивший в классовую  борьбу демос не представлял собой  единого целого. Из массы народа - мелких и средних землевладельцев, ремесленников и других прослоек - выделялась торгово-ремесленная верхушка - своего рода денежная аристократия. Интересы денежной аристократии и широких слоев демоса были различны. Однако в борьбе со старой родовой аристократией, пользовавшейся рядом привилегий и фактической монополией власти, в борьбе за расширение своих прав и права реального участия в управлении общины, разнородные слои демоса часто выступали единым фронтом. Особенно активно эта борьба развернулась в VII-VI в до н.э. Она  охватила весь эллинский мир и носила революционный характер. Эти выступления происходили в малоазийских городах - Милете, Эфесе, Самосе, в городах метрополии - Мегарах, Коринфе, Сикионе, Афинах и в Великой Греции - Таренте, Кротоне, Сиракузах и так далее. В результате этой борьбы создавались города-государства. Во многих городах переходной ступенью от господства родовой аристократии к власти демократии явилась тирания.

Тирания проявляется  преимущественно в государствах с сильно развитым торгово-ремесленным  классом как, например, в Коринфе, Сикионе, Эпидавре, Мегарах, Афинах, также в Сицилии (в Сиракузах, Лентинах, Геле, Акроганте и др.); в государствах чисто земледельческого типа, как Беотия или Лакония, мы ничего не слышим о тирании.

В условиях смуты отдельным  честолюбцам нередко удавалось насильственным образом, вопреки воле правящего сословия и при поддержке демоса, захватить власть в общинах и установить свое единоличное правление, именно они и назывались тиранами. Чаще всего они принадлежали к господствующему сословию, но были чем-либо обижены и, желая отомстить за обиду, становились во главе оппозиции (таковы были, например, Писистрат Афинский, Лигдамид Наксосский), или же, принадлежа к числу знатных людей, не имели одинаковых с ними прав (Кипсел, уничтоживший в Коринфе аристократическое правление Бакхиадов, приходился им родственником по матери); но иногда предводитель отыскивался и среди неимущего класса (Орфагор Сикионский был поваром).

Тираны основывали и  укрепляли свою власть при помощи тех самых полномочий и средств, которыми народ вооружал их для борьбы с олигархией: с помощью вооруженных приверженцев или преданных телохранителей, которыми народ позволял им окружать себя для защиты от олигархов, они овладевали городскими крепостями и государственными сокровищами и таким образом становились неограниченными повелителями народа. Вообще о способах захвата власти тиранами авторы рассказывают о приблизительно сходных чертах. Кипсел был сначала полемархом и в этой должности показал себя другом народа; например, он выпускал на поруки содержавшихся под арестом должников, а если не являлись поручители, то сам ручался и отказывался от следовавшей в его пользу доле штрафа. Этим он расположил к себе народ и с его помощью захватил власть. Писистрат Афинский также явился защитником прав беднейшей партии народа, и эти воспользовался для приобретения власти. По рассказу Аристотеля, он однажды сам изранил себя и, явившись на площадь, объявил, что рану нанесли ему политические враги его и народа1. Народ поверил хитрой уловки и дал ему позволение окружить себя 50 телохранителями, с помощью которых Писистрат и захватил Акрополь.

 

1.2 Внутренняя и внешняя политика тиранов.

 

Правление тиранов первого  периода характеризуется некоторыми общими чертами, которые сами собой  вытекали из их положения в государствах. Власть, происшедшая из народного предводительства, не могла, по крайней мере на первых порах, действовать против желаний и обычаев народа, но не была ничем стеснена по отношению к своим политическим противникам - олигархам. Этим объясняется тот факт, что гнет тирании, направлялся, прежде всего, на богатые и благородные роды. Про Периандра Коринфского рассказывают, что на вопрос милетского тирана Фрасибула, что нужно делать для упрочнения своей власти, он вместо ответа стал "<...> лишь, вырывать те колосья, которые слишком выдавались своей высотой, сравнял засеянное поле <...>"1, давая этим понять, что для укрепления тирании необходимо подавление аристократии. Кипсел Коринфский по словам Геродота, лишил имущества и жизни многих коринфян, конечно, преимущественно из знатных. Клисфен Сикионский, унижая дорическую аристократию, дал оскорбительные названия трем дорическим филам, уничтожил культ дорического героя Адраста и запретил состязания рапсодов, воспевших доблести предков знатных родов2. Подати, которые нужны были тиранам для содержания отрядов телохранителей, возведение построек, поддержание блеска и пышности, также главной своей тяжестью падали на людей более зажиточных. Аристократы, будучи не в силах бороться против тирании, обычно избавлялись от ее гнета добровольным удалением в изгнание. Но тираны со  своей стороны принимали более или менее суровые меры  для предупреждения опасностей, которые могли угрожать им со стороны народа. Писистрат Афинский установил закон, чтобы люди, не имевшие определенных занятий в городе, удалялись из него и занимались земледелием. Периандр Коринфский действовал в этом направлении еще энергичнее: он запретил всякого рода общественные собрания, общие столы, совместное воспитание юношества, принял меры против скопления богатств в одних руках, установил максимальное количество рабов, которое можно было иметь одному господину, преследовал роскошь и расточительность. Одинаковая потребность внешними средствами упрочить свою власть тесно соединяла тиранов вместе, посредствам браков, взаимных союзов и связей гостеприимства. Иногда они даже вступали в тесную дружбу с иноземными царями (Поликрат Самосский  с Амасисом Египетским) и склонны были к введению у себя восточных придворных обычаев. Они любили блеск и пышность, покровительствовали наукам и искусствам, приобретали художественные произведения, заботились о процветании торговли и промышленности, предпринимали морские экспедиции, основывали колонии, чтобы содействовать расширению торговых сношений, воздвигли громадные постройки, чем достигали важной для себя двойной цели: зажиточных людей ослабляли  посредством налогов и вымогательств, а голодную и досужую народную массу занимали и кормили посредством работы, привлекали к себе и отвлекали ее внимание от государственных дел, вообще благоприятствовали развитию наук и искусств, и потому неслучайным представляется тот факт, что период тиранов в Элладе был и периодом пробуждения в ней философии и пластических искусств. Ученые, поэты и художники были украшением придворного штата тиранов и пользовались их покровительством и даже дружбой.

Тираны старались также  посредством даров и разных других средств заручиться благорасположением влиятельных святилищ особенно Дельфийского и Олимпийского, и приобрести от них предсказания, утверждающие их власть.

 

 

1.3 Низвержение тирании.

 

Однако господство основанных тиранами династий нигде не было продолжительно, кроме Сикиона, где Орфагориды господствовали около ста лет, и Коринфе, где  владычество Кипселидов продолжалось 73 года (655-582 гг. до н.э.).

Аристотель (Пол. Пять, 8,9) говорит, что "тиран стремится  к трем целям: во-первых, вселить  малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие - тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны - враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы". Естественным следствием таких целей являлось строгое наблюдение за подданными, которые даже при господстве лучших тиранов не могли не поселять в подданных неудовольствия. Приемники же первых тиранов, воспитанные в роскоши, привыкли смотреть на власть, как на законное наследие отцов и, не понимая жизни народа и не сочувствуя ему, все более и более от него отделялись и своими злоупотреблениями возбуждали его недовольство, которое нередко старались подавлять строгими преследованиями, не разбирая правых и виновных, чем, конечно, только раздували ненависть к себе. Народ видел, что из-под гнета аристократии и олигархии он попал под гнет тирании, что положение его несколько не улучшилось, и потом легко восставал, против тиранов и свергал их, причем соединяясь иногда на время с непримиримыми врагами тирании - олигархами. Но чаще всего тирания свергалась в результате интервенции.

Эфор Хилон и полководец Анаксандрид совершили ряд походов  и изгнали Кипселидов из Коринфа  и Амбракии, Лигдамида - из Наксоса, Гиппия - из Афин, потомка Клисфена, Эсхина, - из Сикиона, Симмаха - из Фасоса, Алкида - из Фокеи, Аристогена - из Милета. Они пытались изгнать и Поликрата из Самоса, но безуспешно; здесь их дело довершили персы, не желавшие терпеть рядом с собой сильное греческое государство.

Само слово "тиран", произносившееся с уважением при первых тиранах, сделалось потом ненавистным для греков, как и сам вид власти, которую оно означает. Аристотель и другие авторы с презрением отзываются о тирании, говорят, что "<...> тирания - самый вредный для подданных государственный строй <...>"1. Лица, которые убивали или свергали тиранов, удостаивались величайших почестей, как спасители государства: Гермодию и Аристогитону, убийцам Гиппарха, в Афинах были поставлены статуи, что было там величайшей редкостью в то время (даже в последствии, когда афиняне стали щедрой рукой расточать награды и часто воздвигали статуи заслуженным людям, было в силе запрещение ставить их рядом со статуями Гермодия и Аристогитона). По низвержении тирании иногда восстанавливается олигархия, хотя в более умеренной форме, но чаще водворялось демократическое царство.

Таким образом, тирания  имеет тесное соотношение со всем ходом развития греческой государственной  жизни, чем и объясняется общность и приблизительная одновременность  этого явления в греческой истории, в которой VII и VI вв. до н.э. могут быть названы периодом тиранов.

Тирания была переходной властью, обеспечившей, наилучшим образом  свержение аристократии и расширение социальной базы греческого полиса, так  как она шла под знаменем восстановления исконной "демократической" царской власти и сумела объединить под своей властью и мелкое крестьянство, и наиболее передовые городские элементы. Однако, как только власть аристократии была сокрушена, городские элементы стали ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений.  

2.Раннегреческии тирании

2.1 Тирания в Сикионе.

 

Наиболее ранняя и самая продолжительная  тирания была в Сикионе, установление тирании датируется 670 г. до н.э., а ее низвержение - 570 г. до н.э., таким образом она продлилась сто лет.

Об этой тирании очень  мало сведений. Наиболее блестящим  представителем династии Орфагоридов  был Клисфен. Его деятельность шла  в значительной мере на пользу городскому классу. Он решительно боролся с аристократией. Здесь, как и во всех дорийских странах, население делилось на три дорийских филы: Гилеев, Диманов и Памфилов. Но в эти филы здесь была включена только аристократия, вся остальная часть населения, считавшаяся потомками ионийцев, в эти филы не входила. Клисфен образует из этого остального населения четвертую филу и дает ей название "Архелаев" т.е. "владык народа", тогда как три аристократические филы он издевательски переименовывает в "свинятников", "поросятников" и "ослятников". Он запретил состязания рапсодов, прославлявших Аргос и аргивян и отменил культ Адраста, которого почитали аргивяне,  как первого сикионского царя. Жертвы, приносимые Адрасту и празднования в честь этого героя, он "передал" другому герою - Меланнипу, ярому врагу (в мифах) Адраста. Трагические  хоры в честь Адраста были переданы Дионису. Запрещает он культ общегреческого героя Геракла, заменяя его культом другого Геракла - критского бога.

Во внешней политике роль Клисфена была весьма значительной. Он сблизился со знатным афинским родом Алкмеонидов и пытался вместе с этим родом приобрести влияние в Дельфийском святилище. Когда по постановлению пилейской амфиктионии Дельфы объявили войну соседнему городу Крисе, взыскивавшему пошлину с паломников, на помощь Дельфам и на защиту интересов международной торговли явились афинян Алкмеон и Клисфен со своими войсками и флотом. Криса была разрушена. Несколько позже Клисфен выдал свою дочь Агаристу за сына Алкмеона, Мегакла. Вот пожалуй и все сведения которыми я обладаю о тирании в Сикионе.

Информация о работе Древнегреческие тирании