Древневосточное государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Первобытное общество развивалось крайне медленно. Первобытное общество состояло родовых общин, члены которых были связаны семейно-родственными узами. Вопросы управления родовой общиной решал старейшина – наиболее уважаемый член рода. Важнейшие вопросы решались на собрании, в котором участвовали все взрослые члены общины. В дальнейшем общины объединялись в родоплеменные союзы для более эффективного хозяйствования, успешного отражения врагов и т.д. Родоплеменным союзом управлял совет старейшин, состоящий из старейшин всех входящих в союз родов. Регулирование общественных отношений осуществлялось посредством многочисленных обычаев.

Содержание работы

ВВДЕНИЕ 3
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 5
ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15

Файлы: 1 файл

хамурапи.docx

— 24.44 Кб (Скачать файл)

                                              ПЛАН РАБОТЫ 

 ВВДЕНИЕ                                                                                                        3

 ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО  И ПРАВО                                  5

 ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ                                                                                11

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             14

 ЛИТЕРАТУРА                                                                                               15

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ   

 Первобытное общество развивалось  крайне медленно. Первобытное общество  состояло родовых общин, члены  которых были связаны семейно-родственными  узами. Вопросы управления родовой  общиной решал старейшина –  наиболее уважаемый член рода. Важнейшие вопросы решались на  собрании, в котором участвовали  все взрослые члены общины. В  дальнейшем общины объединялись  в родоплеменные союзы для  более эффективного хозяйствования, успешного отражения врагов и  т.д. Родоплеменным союзом управлял  совет старейшин, состоящий из  старейшин всех входящих в  союз родов. Регулирование общественных  отношений осуществлялось посредством  многочисленных обычаев. 

 Экономика первобытного общества  долгое время носила присваивающий  характер. Ее отличительными чертами  являлись рецепроктность – все  произведенное сдается «в общий  котел», и рестрибуция – все  произведенное перераспределяется  между членами общины. С развитием  орудий труда, переходом к производящей  экономике увеличилась производительность  труда. Появился избыточный продукт,  что стало экономической предпосылкой  создания государственного аппарата. Происходила дифференциация общества, появлялась родоплеменная знать.  Интересы родоплеменной знати  понемногу начали расходиться  с интересами остальных членов  родоплеменного союза. 

 После неолитической революции,  которая произошла 10-15 тысяч лет  назад, появились гораздо более  совершенные орудия труда. Это  позволило резко увеличить производительность  труда и значительно повысить  количество избыточного продукта. Первобытное общество вступило  на новый этап развития, который принято называть «протогосударство». Для протогосударства характерны общественная собственность, дифференциация общества, быстрый рост населения, концентрация населения на определенной территории, появление городов, являвшихся административными, экономическими и культурными центрами. В этот период происходит размежевание на восточный и западный путь развития государства.

 

 ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО  И ПРАВО. 

 Первые государства появились  в районах поливного земледелия  на берегах Нила, Янцзы и др. Поливное земледелие требовало  проведения крупномасштаб-ных ирригационных работ, которые невозможно осуществить силами одной семьи или родовой общины.

 В ΧVІІІ веке до н.э. вследствие  завоевания Иньскими племенами  другого племени образуется государство  Древнего Китая. Основным занятием  жителей Древнего Китая было  земледелие. К тому же развитие  земледелия у китайцев древности  находилось на довольно высоком  для того времени уровне. Они  использовали такие сельскохозяйственные  приспособления, как мотыга, плуг  и др. Наряду с земледелием  в Древнем Китае развивалось  ремесло, торговля и даже существовало  денежное обращение. 

 Главой государства в Древнем  Китае был император, опирающийся  на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была  разделена на области и уезды.  Каждым уездом и областью управляли  два чиновника – военный и  гражданский губернаторы. Уже  во время правления династии  Хань вводится продажа должностей  и экзаменация чиновников перед  вступлением в должность. 

 В середине ІV века до  н.э. чиновник Древнего Китая  Шан Ян провел реформу, которая  была попыткой разрушить родоплеменную  общину. Семьям, проживающим в одном  доме и ведущим общее хозяйство,  было предписано расселиться.  Реформа сохраняла круговую поруку. В связи с круговой порукой  сельская община приводилась  в следующую систему. Пять семей  составляли «пятидворку». «Пятидворкой»  руководил старейшина – он  нес ответственность за всех  членов «пятидворки». Пять «пятидворок»  образовывали деревню, пять деревень  образовывали клан и т.д. Нечто  схожее с «пятидворкой» было введено в армии – за провинность одного солдата наказывались пять солдат.

 Рабовладение в Древнем Китае  не получило столь широкого  применения, как, например, в Древнем  Египте, однако формально свободных  общинников вряд ли можно считать  действительно свободными людьми. Община находилась в бедственном  положении. Нередки были крестьянские  восстания. Реагируя на крестьянские  выступления, правительство пыталось  немного облегчить участь общинников. Особо в этой связи выделяется  реформа Ван Мана. Данная реформа  объявляла огосударствление земель, вследствие чего продажа земли  запрещалась. Все безземельные  крестьяне могли получить от  государства земельный надел.  Реформы Ван Мана не имели  успеха и вскоре были отменены.

 В середине ІІ тысячелетия  до н.э. северную территорию  Индии завоевали племена, называющие  себя ариями. Они полностью уничтожили  проживавшие там племена, так  и оставшиеся неизвестными. Арии  занимались главным образом скотоводством.  Расселяясь на просторах Индии,  арии освоили земледелие. Руководство  арийскими племенами осуществляли  старейшины и вожди, именуемые  раджами. Должность раджи поначалу  была выборной, но, не желая терять  преимущества данной должности,  со временем ее сделали наследственной.

 Общество Древнего Индийского  государства разделялось на четыре  сословия, называемых варнами. Высшей  варной считалась варна брахманов  – варна жрецов. Следующая по значимости – варна кшатриев. Обе варны представляли аристократию, господствующий класс. Третью и четвертую варну представляли вайшьи и шудры. Брахманы обладали практически неограниченными правами и возможностями. Это во многом объяснялось тем, что брахманы являлись жрецами. В древнем обществе к служителям культа относились как к обладателям высшей божественной силы. Кшатриями являлись представители светской знати. Вайшьи – варна крестьян, торговцев, ремесленников. Шудрами являлись выгнанные или ушедшие из общины люди. Шудра не многим отличается от раба. Его можно продавать и покупать. Однако шудре разрешалось иметь семью и дети шудры являлись наследниками его имущества, в то время как раб мог иметь семью в исключительных случаях с позволения своего господина. Переход из одной варны в другую был невозможен. Вообще в древнем обществе практически отсутствовала социальная мобильность. Внутри привилегированных варн начали образовываться касты, впоследствии превратившиеся в замкнутые группы. Касты образовывались по профессиональному признаку. Принадлежность к касте определялась рождением. Переход в другую касту был невозможен. В ІV веке до н.э.

 Древняя Индия не была  государством как таковым. На  территории Индии располагались  племена, которыми руководили  раджи. Племена объединялись в  союзы племен, называвшиеся царствами.  После завоевания Индии Александром  Македонским образование государства  Древней Индии значительно ускорилось.

 В конце ІV века до н.э.  образовывается государство Маурья. Во главе государства Маурьев  стоял царь. Власть царя была  значительно ограничена. Брахманы  в государстве Маурьев имели  огромное влияние. Законы Ману, например, создали именно брахманы. Чиновники были разделены на  столичных и провинциальных чиновников. Их полномочия были строго  разграничены. Армия государства  Маурьев была профессиональной.

 Особого внимания заслуживает  Древний Египет и Древний Шумер. 

 В конце ІV – начале  ІІІ тысячелетия до н.э. в  Древнем Египте образуется сорок  областей, называемых «40 номов». Впоследствии  они были принудительно объединены  фараоном Нарменом. Далее историю  Древнего Египта можно разделить  на три части – Древнее царство,  Среднее царство и Новое царство.  Уже в начале Древнего царства  в Древнем Египте сложилось  государство и классовое общество.

 В период Древнего царства  все египетские номы были достаточно  независимы. Иммунитетными грамотами  правительства они освобождались  от уплаты налогов и податей  в пользу государства. Именно  поэтому произошел распад Древнего  царства. 

 В период Среднего царства  вопреки происходящей централизации  власти номы сохраняют многие  привилегии. Владения, должности и  титулы номовской аристократии  становятся наследственными. 

 В период Нового царства  власть фараона резко усиливается,  что негативно отражается на  аристократии. Старейшины, ранее управлявшие  общиной, постепенно выделились  в особый класс управленцев  во главе с монархом. Именно они решали вопросы перераспределения продукции между собой и своими подданными. Появилось явление, которое можно охарактеризовать, как «власть-собственность». Власть становилась выгодной, она давала доступ ко всем экономическим ресурсам, а, следовательно, к личному обогащению. Интересы находящейся у власти знати все больше расходились с интересами рядовых членов общины. Для изъятия у общинников излишков в общине появлялись казначеи, контролеры и др. Они составили основное структурное звено чиновничества. Управленцы стремились сделать свои должности пожизненными и наследственными.  

 Таким образом, чиновничество  становилось замкнутой привилегированной  прослойкой общества. Вообще структуру  государства восточного типа, в  том числе и Древнего Египта, можно сравнить с пирамидой:  наверху пирамиды находится полновластный  монарх, обладающий неограниченной  и обожествляющейся властью, затем  его ближайшие соратники и  на низшем уровне находились  члены сельскохозяйственных общин.        

  SHAPE  \* MERGEFORMAT  монарх 

 

 Соратники монарха 

 

 Члены сельскохозяйственных  общин 

 

 

 Община оставалась основной  структурной единицей общества. Распад сельской общины в условиях  поливного земледелия и необходимости  сооружения крупномасштабных ирригационных  систем был невозможен. Впоследствии  принудительный труд рабов начал  активно конкурировать с трудом  свободных общинников, а в период  Нового царства разницы в положении  рабов и свободных общинников  практически не существовало.

 Кроме крестьян в Древнем  Египте находились ремесленники, торговцы, купцы. Огромным влиянием  в Древнем Египте, как и в  Индии, пользовались жрецы. В  Древнем Египте существовала  профессиональная армия. Полицейский  аппарат Древнего Египта был  невероятно развит для того  времени. Существовали явная и тайная полиция, пограничная стража и даже служба безопасности фараона и его ближайших соратников.

 В начале ІІІ тысячелетия  образовывается государство Древнего  Шумера. Крестьяне были против  огосударствления земель и эксплуатации  меньшин-ством большинства. Начали происходить народные восстания. Одно из самых известных – народное восстание в Лагаше под предводительством Урукагины. Народное восстание Урукагины одержало победу, но через шесть лет режим, установленный Урукагиной был уничтожен.

 Монархическая форма правления  появилась в Древнем Шумере  только к середине ІІІ тысячелетия  до н.э. До этого момента  шумерийские города представляли  собой города-республики наподобие  Новгорода и Пскова на Руси.

 В ΧVІІІ веке до н.э. фараон  Вавилона Хаммурапи завоевал  все земли от Персидского залива  до Ниневии. Общественный строй  Вавилона схож с египетским. Различие заключается в положении свободных людей. В Вавилоне свободные люди были разделены на две категории – авилум и мушкенум. Авилум считались полностью свобод-ными людьми. Мушкенум же находились на положении полурабов.

 Власть Хаммурапи была неограниченной. Он сам называл себя «царем  четырех стран света».

  

 ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ.

 Царствование Хаммурапи было  также ознаменовано созданием  свода законов, названных «законами  Хаммурапи». Свод законов состоит  из 282 статей. Правда не все они  дошли до наших дней. «Законы  Хаммурапи» были написаны на  каменном столбе, который выставлялся  на городской площади, где и  совершалось правосудие. Кроме того, это позволяло всем подданным  фараона ознакомиться с законами, действующими в данном государстве. 

 Законы Хаммурапи отличались  казуальной формой изложения.  Например, в статье 8[1] сказано: «если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье[2] или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить». При этом ничего не говорится о других видах имущества.

 В своде законов нет различия  между гражданским и уголовным  правом, что весьма характерно  для кодификаций древности. Кроме  того, в Законах Хаммурапи о  многих преступлениях, государственных  например, вообще ничего не сказано.  Похоже, наказание за эти преступления  было столь естественным и  очевидным, что законодатель не  видел смысла в их разъяснении. 

Информация о работе Древневосточное государство и право