Древневосточное государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Первобытное общество развивалось крайне медленно. Первобытное общество состояло родовых общин, члены которых были связаны семейно-родственными узами. Вопросы управления родовой общиной решал старейшина – наиболее уважаемый член рода. Важнейшие вопросы решались на собрании, в котором участвовали все взрослые члены общины. В дальнейшем общины объединялись в родоплеменные союзы для более эффективного хозяйствования, успешного отражения врагов и т.д. Родоплеменным союзом управлял совет старейшин, состоящий из старейшин всех входящих в союз родов. Регулирование общественных отношений осуществлялось посредством многочисленных обычаев.

Содержание работы

ВВДЕНИЕ 3
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 5
ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15

Файлы: 1 файл

хамурапи.docx

— 24.44 Кб (Скачать файл)

 В Законах Хаммурапи широкое  распространение получил принцип  талиона. Это прекрасно иллюстрируют  статьи 196 и 197 Законов Хаммурапи:  «если человек повредит глаз  какого-либо из людей, то должно  повредить его глаз» и «если  человек сломает кость какого-либо  человека, то должно сломать его  кость».

 Идея талиона является продолжением  идеи кровной мести. Кровная  месть ограничивалась законодателем,  поскольку была уже не актуальна.  Кровная месть господствует в  обществе до появления в экономике  избыточного продукта. Затем основной  мерой наказания становится материальное  возмещение ущерба – штраф.  Кровная месть же, успевшая стать  традицией, перерождается в идею  талиона. 

 Законы Хаммурапи носили  ярко выраженный сословный характер. Например, если у врача во время  операции погибнет свободный  человек, то врачу в соответствии  с Законами Хаммурапи следует  отрезать пальцы. Если же у  врача во время операции погибнет  раб мушкенума, то врач должен  возместить мушкенуму раба.

 В Законах Хаммурапи активно  используется объективное вменение. За совер-шенное преступление могли отвечать члены семьи преступника.

 В наследственном праве существуют  два вида наследования – по  закону и по завещанию. Первым  появилось завещание по закону. Законодатель стремился обеспечить  потомков собственника и ограничить  завещательную свободу наследодателя.  Согласно Законам Хаммурапи отец  может лишить сына наследства  только в наказание за «тяжкий  грех», а не по собственному  усмотрению. В соответствии с  Законами Хаммурапи братья и  сестры получают наследство в  равных долях. 

 Очень интересной представляется  регламентация семейной жизни,  что так характерно для восточных  государств. Семья Древнего Египта  была патриар-хальной. Жена и дети должны были безоговорочно подчиняться мужу и отцу. Отец имеет право продать своих детей.

 Муж имеет практически неограниченное  право развода. Право жены на  получение развода резко ограничено. Она может требовать развод  только в трех случаях –  в случае измены мужа, необоснованном  обвинении в измене и в случае  оставления мужем дома и местности  проживания.

 Бездетная жена могла дать  мужу наложницу, которая родит  ему детей. Жена при этом  остается полноправной хозяйкой  в доме.

 Муж не имеет права без  согласия жены распоряжаться  имуществом жены. Интересно, что  в случае развода жена может  забрать свое имущество. Анализ  некоторых статей Законов Хаммурапи  позволяет сделать вывод, что  незамужняя и не находящаяся  под опекой женщина, например  жрица, обладает значительной  экономической свободой.       

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

1.                Практически все государства  восточного типа являлись деспотиями  со всеми присущими ей чертами  – неограниченной властью монарха,  соединением светской и церковной  власти в одном лице, власть  осуществляется многочисленным  чиновничьим аппаратом, свобода  личности всячески подавляется. 

2.                Государства восточного типа  отличались наличием профессиональной  армии, а государство Древнего  Египта еще и невероятно мощным  полицейским аппаратом. 

3.                Во всех государствах восточного  типа огромную роль в общественной  и государственной жизни играло  жречество. 

4.                Право древневосточных государств  отличалось особой жестокостью  (талион, ордалии, объективное вменение), хотя это вполне соответство-вало представлениям о справедливости того времени.   

 

                                                   ЛИТЕРАТУРА 

1.                Черниловский З.М. Всеобщая история  государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – 576 с. 

2.                Общая теория права и государства:  Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

3. Хрестоматия по истории государства  и права зарубежных стран : учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 768 с.


Информация о работе Древневосточное государство и право