Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:19, реферат
Особенностью греческой цивилизации является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. Полис Афин из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов.
Введение
1. Древние Афины. Афинская демократия
2. Афинский полис как центр культуры
Заключение
Литература
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
по теме:
«Древние Афины»
Содержание
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древние Афины и их культура как передового полиса (полис - город-государство Эллады, который включал в себя укрепленный город и окружающие его деревни) Греции занимает особое место в мировой истории. Афины являлись типичным представителем, частичкой Древней Эллады, поэтому вместо слова «афинское» часто используется «греческое» и наоборот.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация - не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе «культурного переворота» - VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина Афин была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.
Духовная и художественная
культура Древней Греции дала толчок
развитию европейской культуры. Демократическая
и гуманистическая
Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи.
1. Древние Афины. Афинская демократия
Древние Афины (греч. Athenai - г.
Афины) были главным городом в
Аттике (Аттика - небольшая область
Эллады), окруженным горами, расположенным
в 5 км от моря и в 8 км от основного
порта Пирей, с которым Афины
в 461-456 гг. до н.э. были связаны Длинными
стенами. Центральную часть города
образовывал 156-метровый, доступный
только с запада известняковый холм
Акрополь, который уже в микенский
период являлся укрепленной царской
резиденцией. В пределах города находилось
еще несколько возвышенностей, наиболее
известны из них Ареопаг (холм Арея),
Мусейон (холм муз), Пникс и холм нимф.
Объединение Аттики под властью
Афин, согласно преданию осуществленное
царем Тесеем, способствовало расцвету
города. Первоначально Афинами
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущихся в демах (свободнорожденные). В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста; при этом юноша произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».
К 20 годам юноша заканчивал
курс военно-воспитательного
Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При этом индивид - член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.
Основными органами Афинского государства являлись народное собрание, Совет пятисот и гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Для решения даже самых
важных вопросов требовалось присутствие
всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка
дня каждого собрания определялась
заранее. Одно из собраний каждого месяца
считалось главным. Выступать и
вносить проекты законов
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил (территориальных округов). Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным
органом и состояла из 5000 судей
и 1000 запасных: по 600 человек от каждой
из 10 фил. Члены гелиэи избирались по
жребию на один год из граждан, достигших
30 лет. В составе гелиэи функционировали
10 коллегий, в каждой было по 500 судей
и 100 запасных. В целях предотвращения
злоупотреблений коллегиям было
неизвестно, когда их призовут к
исполнению обязанностей. Это решалось
жеребьёвкой в день суда. Гелиэя
была судом первой инстанции по делам
о государственных
После истечения срока
должностные лица представляли отчёты
о своей деятельности Совету пятисот
и гелиэе. Главными должностными лицами
были стратеги и архонты. Коллегия стратегов
состояла из десяти членов, избираемых
народным собранием из числа женатых
и имевших недвижимость граждан.
Они распоряжались средствами, отпущенными
на содержание армии и флота, организовывали
сбор чрезвычайных военных налогов,
руководили доставкой продовольствия,
принимали капитуляцию
Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла - вождя Афинской демократии - следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.
2. Афинский полис как центр культуры
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребёнок, «агогейн» - вести). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.