Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:19, реферат
Особенностью греческой цивилизации является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. Полис Афин из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов.
Введение
1. Древние Афины. Афинская демократия
2. Афинский полис как центр культуры
Заключение
Литература
Великолепный памятник античной культуры - поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э.). Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Античная культура - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество - «воображать, что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса - к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Особое место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож на современный театр. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды) во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики был обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр достиг в V в. в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.
Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов логического доказательства.
Одной из характернейших черт
античного общества было отсутствие
заметного взаимодействия между
наукой и техникой. Это не означало,
что античная техника была примитивной,
находившейся на очень низком уровне
развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в
эпоху зарождения греческой науки,
греческие ремесла и такие
инженерные дисциплины, как строительное
дело, кораблестроение и другие,
находились на передовом крае технических
достижений той эпохи. Здесь действовали
традиции отчасти заимствованные у
народов Востока, отчасти же унаследованные
со времен эгейской цивилизации. Так, например,
Геродот приводит несколько примеров
достижений инженеров с острова
Самос, которые особенно славились
в то время. В частности он говорит
о водопроводе, созданном по проекту
Эвпалина и проходившем по туннелю,
который был прорыт сквозь гору и
имел длину около одного километра.
Долгое время историки относились к
этому сообщению Геродота с недоверием,
но в конце XIX в. немецкая археологическая
экспедиция действительно обнаружила
этот туннель. Самым интересным было
то, что в целях ускорения работы
туннель рыли одновременно с обеих
сторон горы. Впоследствии Герон привел
в сочинении «Диоптра»
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике - той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве.
Основным методом греческой
науки было созерцание. Уже этим
самым объясняется то развитие, которое
в античности получила астрономия.
Греческие ученые, начиная с Фалеса,
только тем и занимались, что конструировали
различные модели космоса. Первые модели
были крайне несовершенными и произвольными,
ибо они строились чисто
Заключение
Особенностью греческой цивилизации является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.
Самой развитой формой демократического
строя античных рабовладельческих
государств считается афинская демократия.
Полис Афин из небольшого поселения
превратился в самодостаточный
политический и экономический центр.
Формирование системы политических
органов полисной демократии было результатом
длительного исторического
Литература
1. Боннар Андре. Греческая цивилизация: в 2 т. Т. 1,2 / «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994.
2. Бикерман Э. Хронология
древнего мира. Ближний Восток
и античность. Издательство «Наука»,
Главная редакция восточной
3. История Древней Греции. Ред. Домоверова Р.Г. Изд. 2-е. М., 1992.
4. Петренко Б.Т. История древнего мира. Ч. 2. М., 1991.
5. Сергеев B.C. История Древней Греции. Изд. 3-е. М., 1993.