Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:25, доклад
Характеристика Древнего Египта
1.
Общий очерк истории
В Древнем Египте раньше, чем в других странах возникло государство, и его возникновение было связано с характером хозяйствнной деятельности в долине Нила. Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, что тормозило развитие частной собственности и рабовладения.
В IV тыс. до н. э. в связи
с распространением меди и совершенствованием
каменных орудий труда наблюдалось
ускорение общественного
История Древнего Египта делится на несколько периодов-царств: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее.
Раннее царство (начало III тыс.) похоже на племенной союз. Сохранялось общинное змлевладение, но центральная власть уже стала верховным собственником земли. Основное население – свободные крестьяне, а царь еще не выделялся среди могущественных вельмож (? - аристократическое правление) В результате войн появляются рабы (их первоначально называли “живые-убитые”). Продолжалась борьба Верхнего и Нижнего Египта. Происходило формирование государственного аппарата. В центре внимания правительства – организация ирригации. Сохранялись сильные позиции у номархов.
Древнее царство (XXVIII-XXIV вв.) – сильное централизованное государство. Происходит оформление восточной деспотии с неограниченной властью фараона и обожествлением (свидетельство - пирамиды). Члены царского дома назначаются на важнейшие государственные должности. Продолжается расслоение сельской общины и распространение рабовладения. Внутренние противоречия и усиление номов были причиной падения Древнего царства, после чего начался переходный период.
В период Среднего царства (конец III тыс. – XVII в.) происходит оформление социальной структуры, усиление центральной власти, нормализация хозяйственной жизни. Новое усиление номархов и ослабление центральной власти, сопровождавшееся восстанием свободной бедноты и рабов около 1750 г. сделало Египет легкой добычей – происходит вторжение иноземцев и начинается новый переходный период под иноземным владычеством.
Новое царство (XVI-XII вв. - расцвет; XI-VIII вв. – упадок) началось с успешных завоевательных войн фараонов, что привело к созданию мощной державы и расцвету Египта, обусловленных притоком материальных богатств и рабов из завоеванных стран. В XII в. происходит возвышение жречества и ослабление царской власти. Далее упадок продолжается, происходят вторжения врагов, Египтом правят иноземные династии.
Позднее царство (VII-IV-I вв. до н.э.) – Египет находится под властью сначала персов, затем греков и в конечном итоге происходит его включение в состав Римской империи.
2.
Особенности социальной
Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.
3. Государственный строй Египта
Во главе государства находился фараон, у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.
Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:
В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.
На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.
Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.
Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.
4. Право Древнего Египта
Первоначально источником права был обычай, затем - фараон. Есть сведения о кодификациях, но до нас не дошло ни одного свода египетского права.
Право собственности. Земли в Египте делились на: государственные, храмовые, частные, общинные. Существовали сделки с землей (дарение, купля-продажа, наследование). В деревне наблюдалось медленное развитие частной собственности из-за общины. В разряде движимого имущества: рабы, скот, инвентарь. Движимое имущество рано оказалось в частной собственности и было предметом различных сделок.
Обязательственное право. В Египте существовали различные виды договоров: договоры займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Особый порядок существовал для перехода земли из рук в руки. Он предполагал 3 акта: соглашение между покупателем и продавцом о предмете и платеже, религиозную клятву продавца, ввод покупателя во владение.
Семейное право. В Египте долго существовали пережитки матриархата, что обусловило высокое положение женщины. Брак заключался на основе договора, в котором оговаривался правовой режим имущества. Приданое было собственностью жены, допускалась передача всего имущества жене. Дети назывались по имени матери, а дочери наследовали наравне с сыновьями. Брак расторгался свободно. Завещания могли делать как муж, так и жена. Постепенно женщины утрачивали равенство с мужчинами.
Уголовное право и процесс. В уголовном праве фигурирует широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. К самым тяжким относились посягательства на государственный и общественный строй (предполагалась ответственность на всех членов семьи). Сурово наказывались религиозные преступления (в частности, убийство священных животных). Выделялись преступления против личности: телесные повреждения, убийство (особо сурово каралось отцеубийство). В разряде преступлений – нарушение правил врачевания. Среди имущественных преступлений - кража, обмеривание, обвешивание. Среди уголовных преступлений - преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние и изнасилование).
Цель наказаний – устрашение. Самое распространенное – смертная казнь, а также членовредительство, заключение в тюрьму, обращение в рабство, штрафы.
Процесс проходил одинаково по гражданским и уголовным делам и начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств использовались свидетельства, клятвы, пытки.
Древняя Месопотамия
(для самостоятельного изучения)
5.
Общий очерк истории
Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений (Ур, Лагаш и др.). Древнейшее население - шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в течение 7 веков. В середине III тыс. до н. э. происходит возвышение Аккада, затем в конце III тыс. происходит завоевание аккадцами шумеров и образуется мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около века. В это время происходит формирование основ древневосточной деспотии (начиная с Саргона Древнего – XXIV в. до н. э.). Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватывают кочевники-амореи, опорным пунктом которых стал Вавилон. В начале II тыс. происходит возвышение Вавилона и образуется Старо-Вавилонское царство, которое постепенно расширяло свои владения. При 6-м царе Хаммурапи (1792-1750) Старо-Вавилонское царство переживает расцвет. При последователях начинается постепенный упадок и 1595 г. Старо-Вавилонское царство было уничтожено касситами, которые правили Междуречьем около 4 веков. Новое возвышение Вавилона происходит в VII-VI вв. до н. э., когда было образовано Ново-Вавилонское царство, но просуществовало оно недолго – в VI в. до н. э. оно было завоевано персами.
6. Социальная структура общества Древней Вавилонии.
Социальная структура Вавилонии была сложной из-за многоукладности экономики. В отличие от Египта наблюдался более высокий уровень развития товарно-денежных отношений. В праве существовала четкая граница между рабами и рабовладельцами, хотя рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства. Право оговаривает не столько бесправие раба, сколько ограничение его прав (например, мог взять в жены свободную женщину и дети признавались свободными). Наряду с рабами имелись другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. В период Ново-Вавилонского царства рабам начинают предоставлять хозяйственную самостоятельность. За рабами признается право выступать в суде в качестве истцов и ответчиков.
Социально-экономические различия наблюдались также между верхушкой, не принимавшей участия в производительном труде и состоящей из высших царских и храмовых чиновников во главе с царем, купцов и ростовщиков, а также общинников, ведущих самостоятельное хозяйство. Общинники – самая значительная часть населения. В общине происходило расслоение, что приводило к развитию аренды земли и личного найма. В праве отражено множество форм личной зависимости: раб от господина, дети от отца (продажа сына в рабство), долговая кабала. Должники не превращались полностью в рабов (срок 3 года) и их права защищались законами.
В Месопотамии существовало деление не только между господами и зависимыми людьми, но и между самими свободными. Причем, каждая категория имела и внешние отличия и за их устранение полагались наказания (блудница, покрывающая голову, как порядочная женщина; цирюльник, сбривающий рабский знак). В Вавилоне существовало также деление на авилумов (“человек”, “сын человека”) и мушкенумов (“падающие ниц”). Мушкенумы скорее всего пришельцы, не имеющие корней в общине. Были царскими служилыми людьми низшей категории. Различия фиксировались в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести. В некоторых случаях мушкенумы обладали особой правовой защитой (кража их имущества каралась как кража из дворца).
Особая категория в Месопотамии – тамкары: ростовщики, кредиторы, торговцы, связанные с деятельностью царского дворца. Они пользовались свободой финансово-торговой деятельностью и в I тыс. до н. э. не только совершали крупные сделки, в т. ч. и с землей, но и создавали торговые объединения и банковские дома.
Ремесленники находились
в определенной зависимости –
их деятельность регламентировалась царскими
надсмотрщиками, а также и сбыт
продукции. Большей независимостью
пользовались представители “ученых”
профессий: врачи, писцы, предсказатели
будущего, хотя их деятельность правом
трактовалась как вид ремесла. Жречество
не сложилось в оформленное
7. Государственный строй Древней Месопотамии
В Месопотамии наиболее ранняя
форма государственной
В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.