Древняя Греция: основные этапы развития и культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:40, реферат

Описание работы

Античная культура Греции имеет множество притягательных сторон для современных людей — это разумное и соразмерное устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру. Проходят тысячелетия, а человечество проживает все в тех же политических системах, которые впервые появились в Древней Греции. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. А современный театр снова и снова открывает зрителям XXI века глаза на вечные проблемы, о которых размышляли как древнегреческие драматурги, так и философы.

Файлы: 1 файл

древняя греция.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Хотя большинство греческих  скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его  цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела.

2.4 Наука и  техника.

Наука как систематизированный  опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. Вначале научные  достижения Древней Греции были прочно связаны с философией. Первые естественнонаучные сведения дали греческие философы. Так, например, Фалес был основоположником математики, астрономии и ряда конкретных наук. По свидетельству Прокла, Фалес открыл ряд теорем о свойствах углов треугольников, окружности. Он впервые определил, что янтарь, натертый материей, притягивает предметы, обнаружил притягивание железных опилок некоторыми рудами. Фалес считал, что Луна светит не собственным, а отражённым излучением; указал на Полярную звезду и созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля — остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесные сферы.

Анаксимандр, ученик Фалеса, дал первую формулировку закона сохранения энергии, создал первую геометрическую модель Вселенной, составил древнейшую карту ойкумены, схему небесного свода для ориентировки по звездам. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом. Человек в результате эволюции произошёл из рыбы, считал Анак-симандр. Космологические идеи Анаксимандра близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца — солнечное, лунное и звездное. Однако по Анаксимандру, Земля ни на что не опирается в мировом пространстве. Это заключение является важнейшим достижением Милетской школы.

Имя Пифагора известно прежде всего в связи с теоремой, носящей  его имя. Пифагор основал школу, которая положила начало развития теории чисел как об основе Вселенной  и др. По свидетельству учеников Пифагора, именно он назвал Вселенную космосом, о строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Пифагорейцам принадлежит мнение о шарообразности Земли. Пифагореец Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца, но эта гипотеза осталась без внимания. Пифагорейцами введено правило «золотой пропорции».

Существенное влияние  на становление и развитие естественных наук оказало мировоззрение Платона. Платоновское понятие космоса было классическим в античной науке. Космос появился, по Платону, в результате акта творения. Платон построил своеобразный будильник, применив принцип реле.

Аристотель — учёный-энциклопедист  древности — систематизировал все  накопленные к его времени  научные знания в различных областях (математике, механике, биологии, физике, психологии, теории искусства, риторике, космологии, политике, этике). Система знаний, собранных и систематизированных Аристотелем, служила почти две тысячи лет остовом науки. Из наследия Аристотеля сохранились трактаты, представляющие собой конспекты его лекций, написанные в повествовательной форме («Физика», «О небе», «Метеорология», «Механика» и др.).

На развитие естественных наук оказало существенное влияние  идея атомистического строения материи  Демокрита. Он разрабатывал и вопросы из области математики, физики, медицины, этики и др.

В период классики из натурфилософии выделяются отдельные науки: математика (Февдий — автор учебника математики; Евдокс Книдский открыл общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в.), медицина (Гиппократ — «отец медицины», обобщил практический опыт лечения больных, разработал методы установления диагноза и составил описания многих болезней), астрономия (Евдокс Книдский рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал первую астрономическую обсерваторию).

Развитие древнегреческого государства сопровождалось совершенствованием техники. Промышленным способом производятся железо, медь, свинец, серебро, золото. В ряде районов, начиная с VI-V вв. до н.э., выплавляется сталь, употребляемая для изготовления инструментов, оружия.

Гуманитарные науки  в древнегреческом обществе развивались  в недрах философии. Древнегреческие  философы впервые в истории общественной науки дали определения государства и закона, классифицировали формы государственной власти. Учение о государстве и законе получило свое наивысшее развитие в философии Платона и Аристотеля. Этим проблемам посвящены наиболее крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге Законы» описан государственный строй, приближенный к действительности греческих полисов. Платон подробно описывает организацию правления государством, где он совмещает начала демократии и монархии.

Аристотель разработал свою классификацию форм государства, которую он представил на страницах «Политики».

Первым философом, предпринявшим  попытку экономического анализа  общественных явлений, стал Аристотель. Слово «экономика» появилось  в древней Греции и дословно означает «домоводство». Этот термин впервые  встречается у Ксенофонта, который так и озаглавил свое сочинение, посвященное правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл слово «экономика» сохраняло в течение многих веков. Геродот впервые систематизировал исторические сведения в объемном труде «История». Фукидид большое внимание уделил критической проверке исторических сообщений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнегреческая цивилизация  является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.  Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства.

Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана теория государства в социальной жизни, сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность.

Так же, благодаря открытиям  ученых Древней Греции, мы видим  науку именно в таком виде, в  каком она сейчас находится. А  имена Пифагор, Аристотель, Геродот  известны во всех поколениях всего  мира.

 

Список литературы:

  1. Под редакцией В.И. Кузищина. История Древней Греции М.: Высшая школа, 1996.
  2. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима                                                     М., Высшая школа , 1990.
  3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: АСТ, 2002
  4. Любимов Л. Искусство древнего мира. — М.: Просвещение, 1980.
  5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.: Марс, 1995



Информация о работе Древняя Греция: основные этапы развития и культурное наследие