Древняя Индия: история развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до н. э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния.

Файлы: 1 файл

Древняя Индия.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

Древняя Индия: история  развития

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько  зон по климатическим условиям, рельефу  местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней  Индии.

Полупустынные ныне области  северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы  аллювиальных долин Инда и его  притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения  земледельцев, а в III тысячелетии  до н. э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до н. э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до н. э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась  священной "землей ариев" (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до н. э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме “Махабхарата”.

Северо-восток — средняя  и нижняя часть бассейна Ганга  — район повышенной влажности  и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга  нередки наводнения, дельта в древности  была заболочена. Первоначальное население  занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до н. э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии.

Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от полуострова Декан (древнеинд. Дакшина — "юг"). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга.

Центральную часть острова  Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину  от южной низменности, покрытой густыми  лесами. Соперничество между этими  двумя основными областями характеризует  политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало  тесные связи с южноиндийским  побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры — также  с Юго-Восточной Азией, Аравией  и Египтом.

Основное население современной  Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части  полуострова Индостан и Шри-Ланки  по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.

На севере ныне преобладают  индоевропейские языки (хинди, бенгальский  и др.), на юге — дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история  Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии  до н. э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда — на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до н.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры).

В Южной Азии, как и  повсюду на древнем Востоке, с  древнейших времен шел интенсивный  процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают  с лингвистическими.

Древнюю историю Южной  Азии можно условно разделить  на следующие периоды:

— древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXII — XVIII вв. до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств);

— ко второй половине II тысячелетия  до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых “ариев”. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э. именуется "ведийским" — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII — Х вв. до н.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX — VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга.

— "буддийский период" (V — III вв. до н.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

— II в. до н. э. — V в. н. э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

Южная Азия — одна из тех  областей древнего мира, для которых  особенно характерна преемственность  развития. В древности и в средние  века здесь не было резкой смены  населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные  книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо  сохраняли, переписывали и комментировали.

Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран  Ближнего Востока, памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали  для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции  мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до н.э.

Но, с другой стороны, современный  ученый испытывает значительные сложности  при исследовании этого обширного  материала, уже отобранного многими  поколениями в качестве священного наследия. Литература представлена главным  образом религиозными гимнами (“Ригведа” и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (“Махабхарата” и “Paмаяна”), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые “Законы Ману”), о политическом искусстве (“Артхашастра”) или о любви (“Камасутра”). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.

Исторические события  упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных  повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне  в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Если не учитывать плохо  еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III — II тысячелетия до н.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до н.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном, повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко.

Монеты в Северной Индии  появились в середине I тысячелетия  до н.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование  в качестве строительного материала  дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений, вследствие распространения обычая кремации, и  сравнительно позднее появление  скульптуры из камня и бронзы существенно  ограничивают количество археологических  памятников. К тому же систематическое  изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном, лишь в XX столетии. До недавнего времени  главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной  Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими  исключениями, достоверные данные о  политических событиях скудны, а социально-экономические  отношения можно характеризовать  лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и  обширные регионы. Исследователь часто  вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим  из материала значительно более  поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии  и культуры, но и они, по указанным  особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Индская цивилизация. 

 Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в.  открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган,Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации. Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - имеют двухчастную планировку:  Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель - очевидно предназначена для административных и религиозных построений. Мохенджо-Даро - площадь ок. 2 квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. Совершенная система канализации. 

Развита керамика, ткачество (хлопчатник). Найдено около 2000 каменных печатей с изображениями божеств, возможно они были предназначены для указания собственнических прав, мифологические сюжеты: борьба героя с тиграми, изображение буйвола, единорога.. Изображение часто сопровождается надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Дешифровка письменности ещё не завершена. 

К XVIII в. - Хараппская культура подверглась "варваризации": города приходили в упадок. Возможно из-за прихода отсталых племён с Севера-Запада, возможно - из-за прихода пустыни, в следствии нерационального ведения с/х. Но культурное наследие Индской цивилизации повлияло на религиозные верования и культы позднейшего индуизма.

2. "Ведийский период". Становление ранних государств в Северной Индии (XIII-VIвв.до н.э.).

Начало II тыс.до н.э. - появление индоевропейских племён, т.н. ариев. Расселение арийских племён. Слово Арья - "благородный - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах. "Период с конца II тыс. до середины I тыс. до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Веды - сборники гимнов ("Ригведы"), напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвящённые истолкованию священного ритуала. 

Ранний этап: XIII-IX вв до н.э. - расселение племён ариев в Северной Индии. 

Жителей восточных районов  Индии арии считали варварами, в  нижнем течении Ганга возможно обитали племени группы мунда (культура кладов и жёлтой керамики). 

Информация о работе Древняя Индия: история развития