Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:12, реферат
Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до н. э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния.
Древняя Индия: история развития
Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.
Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до н. э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до н. э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до н. э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.
Центральная часть Индо-Гангской
равнины уже в древности
Северо-восток — средняя и нижняя часть бассейна Ганга — район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до н. э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии.
Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от полуострова Декан (древнеинд. Дакшина — "юг"). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга.
Центральную часть острова
Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое
нагорье, отделяющее северную равнину
от южной низменности, покрытой густыми
лесами. Соперничество между этими
двумя основными областями
Основное население
На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге — дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).
Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до н. э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда — на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до н.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры).
В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.
Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:
— древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXII — XVIII вв. до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств);
— ко второй половине II тысячелетия до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых “ариев”. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э. именуется "ведийским" — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII — Х вв. до н.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX — VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга.
— "буддийский период" (V — III вв. до н.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
— II в. до н. э. — V в. н. э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.
Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.
Последствия этого двояки.
В отличие от большинства стран
Ближнего Востока, памятники классической
древнеиндийской литературы не были
найдены археологами и не требовали
для своего прочтения дешифровки
забытой письменности и реконструкции
мертвого языка. Фонд письменных источников,
находящихся в распоряжении индолога,
поистине необозрим, поскольку значительная
часть древних текстов
Но, с другой стороны, современный ученый испытывает значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия. Литература представлена главным образом религиозными гимнами (“Ригведа” и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (“Махабхарата” и “Paмаяна”), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые “Законы Ману”), о политическом искусстве (“Артхашастра”) или о любви (“Камасутра”). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.
Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.
Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III — II тысячелетия до н.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до н.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном, повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко.
Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до н.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.
Длительное использование
в качестве строительного материала
дерева (а не кирпича или камня),
немногочисленность погребений, вследствие
распространения обычая кремации, и
сравнительно позднее появление
скульптуры из камня и бронзы существенно
ограничивают количество археологических
памятников. К тому же систематическое
изучение индийских древностей началось
сравнительно поздно, в основном, лишь
в XX столетии. До недавнего времени
главной задачей индийской
Таким образом, несмотря на
обширность литературного наследия,
изучение экономической и политической
истории древних народов Южной
Азии основывается пока еще на довольно
узкой базе источников. За немногими
исключениями, достоверные данные о
политических событиях скудны, а социально-экономические
отношения можно
1. Индская цивилизация.
Древнейшая Индская цивилизация
- XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых
городов, образование ранних государств.
Район реки Инд. Для этой цивилизации было
характерно использование бронзы, строительство
городов, а также изобретение письменности.
В 20-е гг. XX в. открыты городские центры
- Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган,Л
Развита керамика, ткачество
(хлопчатник). Найдено около 2000 каменных
печатей с изображениями
К XVIII в. - Хараппская культура подверглась "варваризации": города приходили в упадок. Возможно из-за прихода отсталых племён с Севера-Запада, возможно - из-за прихода пустыни, в следствии нерационального ведения с/х. Но культурное наследие Индской цивилизации повлияло на религиозные верования и культы позднейшего индуизма.
2. "Ведийский период". Становление ранних государств в Северной Индии (XIII-VIвв.до н.э.).
Начало II тыс.до н.э. - появление индоевропейских племён, т.н. ариев. Расселение арийских племён. Слово Арья - "благородный - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах. "Период с конца II тыс. до середины I тыс. до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Веды - сборники гимнов ("Ригведы"), напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвящённые истолкованию священного ритуала.
Ранний этап: XIII-IX вв до н.э. - расселение племён ариев в Северной Индии.
Жителей восточных районов Индии арии считали варварами, в нижнем течении Ганга возможно обитали племени группы мунда (культура кладов и жёлтой керамики).