Древняя Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Файлы: 1 файл

Древняя Индия.docx

— 314.23 Кб (Скачать файл)

Глава 1.

Древняя Индия 
 
                Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций,  принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.  
 
              Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились  первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух—в Месопотамии и Египте, —  было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.  
 
          Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны  в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.  
 


(1)Мехргар.Вестник древней  истории, М., 2008, №№4, 7.-С.55.

 

 

 

 

Исконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был  Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира,  образцом, достигшим духовной самореализации. 
 
           Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей  индийской истории главным путем вторжения  новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов. 
 
         Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния. 
 
(1) Брахма. Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.-С.189.


 

 

 

За весь этот долгий период не сохранилось  никаких письменных памятников, поэтому  нельзя с точностью сказать, в  какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» ( «ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.  
 
            Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати,  крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий,  разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней. 
 
(1) Варуне и Индре. . Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.-С.256.


 

 

 

 

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа. 
 
          Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента. 
 
          Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама  стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями.        Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии. 
 
(1) Сидхартха Гаутама.  Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.-С.321.


 

 

 

 

Конец эпохи древности  характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований  или покупки — переходили в  собственность монастырей, храмов и  отдельных брахманов. Владельцами  селений могли стать и разбогатевшие  купцы. Сосредоточившие в своих  руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне  распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной. 
 
           До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

 

1.1КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии.

   В конце III  тысячелетия   до  н.  э.  в  Индии  была  крупная  держава  с

высокоразвитой культурой.  Но  пока  неизвестно,  на  каком  языке  говорили

жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для  ученых.

   Первые надписи  индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо,

которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов.  Писали  на  медных

табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки.  Число знаков  в

одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17.

   В отличие от  языка индцев язык древних индийцев хорошо  известен  ученым.

Он называется санскрит.  Это  слово  в  переводе  значит  «совершенный».  Из

санскрита возникли  многие  современные  языки  Индии.  В  нем  есть  слова,

похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята  (праздник),

брахман—рахманы (кроткий).

   Создателями санскрита  и его хранителями считались  боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать  этот  язык.  «Чужие»,  как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать  этот  язык  под  страхом

жестокого наказания.


(1) Древней Индии. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.-С.47.

 

 

 

Религия Древней Индии.

      О религиях  древних индцев мы знаем мало.  Однако  известно,  что они

верили   в   богиню-мать,   трехликого   бога-скотовода,   некоторые    виды

растительного и животного  мира. Среди святых животных выделялся  бык.

      Вероятно, был и  культ  воды,  о   чем  свидетельствует  многочисленные

бассейны в Хараппе  и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир.

      О религиях  древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура

создала сразу две  великие  религии Востока  –  индуизм  и  буддизм.  Индуизм

берет  свое начало из Вед.

       Именно  Веды — первые и  главные   священные  книги  индуизма.  Древний

индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии.

      Индуисты  верили не в одного бога, а  почитали  многих.  Главными  среди

них были бог огня Агни, грозный  бог воды Варуна,  бог-помощник  и хранитель

всего Митра, а также бог  богов, великий разрушитель —  шестирукий  Шива.  Его

образ подобен древнеиндийскому богу —  покровителю  скота.  Представление  о

Шиве — доказательство  влияния  культуры  местного  населения  на  верования

пришельцев ариев.

      Наравне  с  богами  почитались  Веды,  язык  санскрит  и  брахманы  как

хранители культуры и священных  знаний. Брахманов считали живыми богами.

      Примерно  в VI в. до н. э. в Индии  появляется  новая  религия,  которой

суждено было стать мировой. Названа  она  в  честь  первого  его  сторонника

Будды, что означает «просвещенный».

      Буддизм  не имеет веры в богов, не  признает  ничего,  что  существует.

Единственный святой сам  Будда. Долгое  время  в  буддизме  не  было  храмов,

священников и монахов. Было провозглашено равенство людей.  Будущее  каждого

человека зависит от правильного  поведения в обществе.

      Буддизм  очень быстро распространился  в Индии. В II в. до н. э.  буддизм

принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из  Индии

индуизмом и стал распространяться в более восточных странах.

      Именно  в это время появляется  главная   священная  книга  современного

индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня».

Охотник и два голубя (отрывок  из «Махабхараты» в пересказе  Я. Купалы)

Жил в Индии охотник. Без  жалости повил он в лесу птиц,  чтобы  продавать  их

на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.


(1) Мохенджо-Даро .Hermann Kulke, Dietmar Rothermund. A History of India. Routledge, 2004.-С.19

 

Глава 2.

Средневековая Индия.

 

В истории Индии очень  трудно провести грань между древней  историей и Средневековьем. Когда  в Европе происходили серьезные  изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться  по своему собственному сценарию. Множество  мелких государств воевали между  собой, тогда как основы жизни  основной массы населения оставались незыблемыми.

 

Еще с древних времен индийское  общество делилось на четыре большие  группы - варны. Высшие варны (Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т.д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т.д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых".

 

Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом  с более низкими, тем более  стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 


(1) Касты. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 2. — С. 207. — 671 с.

 

 

 

 

С записок китайского путешественника Сюань Цзан (VII в.)

 

Мясник, рыбаки, уборщики мусора, знахари, прачки, бродячие артисты, могильщики, палачи и подобные им живут  за пределами города. На улицах эти  люди или совсем не появляются, или  держатся левой стороны, пока не дойдут до нужного места. Их жилища окружены стенами и расположены за пределами  города.

 

 Несмотря существование кастового разделения представители различных каст объединялись в общины, были устроены как маленькие самодостаточные государства, которые выступали как единое целое по государственной власти. Общины были основой индийского общества. Они обеспечивали ему внутреннюю стабильность. В то время как государственная власть была слабой и ограничивалась сбором налогов с общин.

Информация о работе Древняя Индия