Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:03, доклад
1. Характеристика источников.
2. Проблема дорийского завоевания и образование Спартанского государства.
3. Социальная структура Спарты.
4. "Ликургово законодательство".
5. Государственное устройство Спарты.
6. Оценка спартанского общества древними и современными авторами.
Древняя Спарта.
План:
1. Характеристика источников.
2. Проблема дорийского завоевания и образование Спартанского государства.
3. Социальная структура Спарты.
4. "Ликургово законодательство".
5. Государственное устройство Спарты.
6. Оценка спартанского общества
древними и современными авторами.
1. Характеристика
источников.
К сожалению, по истории
древней Спарты очень мало источников.
В Спарте литература была неразвита. Из-за
военизированного строя государства,
приветствующего во всем краткость и четкость,
в Спарте отсутствовало искусство ораторства,
политические трактаты и т.д. Только стихи
на военно-патриотические темы, дошедшие
в отрывках до нашего времени, получили
популярность среди спартиатов. Археологические
материалы по истории Древней Спарты тоже
довольно скудные, т. к. материальная культура
в Лаконике была бедна.
О начальном периоде сложения
спартанского государства известно немногое.
Вся ранняя история Спарты недостоверна,
современных свидетельств того времени
до нас не дошло (вероятно, их и не было),
сохранились только легенды, смутно отражающие
дорийские миграции и установление власти
спартиатов.
В дошедшей до нас античной
литературе спартанская община выступает
почти сразу как «община равных», в то
время как время сложения такой общины
не может быть датировано ранее середины
VII - VI вв. до н.э.
Главными источниками по истории
спартанского государства являются сочинения
древнегреческих историков - Геродота,
Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) описал
в «Истории в 9-ти книгах», главной темой
которой были греко-персидские войны,
политический и общественные строй Спарты
уже со спартанскими институтами власти
и «общины равных».
Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор
«Истории», посвященной Пелопонесского
войне, упоминает о завоевании полуострова
дорийцами и приводит сведения о военной
организации спартиатов.
Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской
политии» описал государственный аппарат
Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание
детей и военной дело спартиатов. Его труд
наиболее ценен при изучении истории Древней
Спарты.
Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных
жизнеописаниях» знаменитых греков и
римлян приводит биографию полумифического
спартанского царя Ликурга и описывает
его реформы, сыгравшие важную роль в социально-экономической
жизни Спарты.
О Спарте слагал стихи на военно-патриатическую
тему поэт Тиртей. По ним хорошо видно,
что высше всего в Лакедемоне ценили военную
доблесть и храбрость.
Объективность оценки истории Спарты
древними авторами невелика, т. к. на один
из историков не был спартиатом. А в связи
с противоборством Афин и Спарты - демократической
и олигархической государственной системы
- спартанские порядки или недооценивались,
или идеализировались, как это сделал
Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные
отрывочны и не всегда объективны, только
по их свидетельствам можно составить
представления о политическом устройстве
и общественной жизни спартиатов.
2. Проблема дорийского
Географическое положение.
В формировании и развитии любого древнего
государства важную роль играло географическое
положение и климат на его территории.
Спарта не была исключением, поэтому ее
изучение начинают с описания занимаемых
земель.
Спарта, или Лакедемон, занимала южную
часть Пелопонесского полуострова, являющегося
южной оконечностью Балканского полуострова.
Со средней Грецией и всей остальной частью
Балкан Пелопонес соединен узким перешейком
в несколько десятков километров шириной.
Горные районы центральной части полуострова,
его северное побережье, отчасти восточный
берег, представляет систему замкнутых
трудно доступных горных долин, образованных
пересечением высоких горных хребтов.
Береговая линия почти на всем
протяжении не образует удобных гаваней,
что сильно затрудняло развитие мореплавания.
Лишь восточное побережье (по берегам
Аргосского залива) было издавна включено
в систему морских сношений. Здесь находились
Микены и Тиринф, крупнейшие центры крито-микенской
культуры. Этот район получил в древности
название Арголиды, по названию главного
центра этой территории - Аргоса. К морским
берегам Арголиды прилегает холмистая
местность, легко доступная с моря и вполне
пригодная для земледелия.
На западе Арголида примыкает
к центральному горному району Пелопонеса,
где высокие горные цепи отделяются друг
от друга глубокими ущельями, образуя
во многих местах замкнутые горные районы.
Эта территория носила название Аркадии.
На севере, где высокие нагорья центрального
Пелопонеса доходят до самого моря, образуя
довольно высокий горный хребет, располагалась
область Ахайя. На северозападе центральные
нагорья Пелопонеса спускались к широким
и холмистым пространствам, доходившим
до моря и занимавшим весь северозападный
угол полуострова. Эта местность называлась
Элидой.
Самый юг Пелопонеса - две долины -
Лаконская и Мессенская, разделяющиеся
горным хребтом Тайгета, идущим с севера
на юг. Лаконская долина, орошенная рекой
Эвротом, которая летом сильно мелела,
была основной территорией древней Спарты.
Северный конец Лаконской долины замыкается
высоким хребтом - водоразделом между
Эвротом и Алфеем. Долина здесь трудно
доступна, а местность суровая и дикая.
Далее к югу долина постепенно расширяется
и образует большую котловину. Здесь и
был расположен центр Спарты. В этом месте
Тайгет обрывается со стороны Эврота отвесными
стенами в 500 метров высотой. У подножия
суровых отвесов располагаются высоко
поднятые над самой долиной террасы, покрытые
лесами с массой дикорастущих фруктовых
деревьев, многочисленными речками и ручьями.
Ближе к реке, по дну котловины, тянутся
плодородные и хорошо орошаемые пространства,
удобные для земледелия, а в восточной
части этой котловины, преобладают известковые
почвы, бедные водами и мало пригодные
для земледелия. С юга котловина замыкается
цепями холмов, образующих плодородные
и хорошо орошенные земли.
Таким образом, основная черта этой,
весьма ограниченной в естественных ресурсах
долины - ее замкнутость: на севере - высокие
и недоступные хребты отрогов Тайгета
и нагорий Аркадии, с запада - сам Тайгет,
с востока - хребет Парнона, на юге - заболоченные
берега Лаконского залива, а за заливом
- на десятки километров лишенное островов
морское пространство.
По другую сторону Тайгета, на запад,
до самых морских берегов простирается
обширная долина - Мессения, с рекой Памизом.
С севера нагорья Аркадии замыкают Мессению,
отделяя ее естественными преградами
от остального Пелопонеса, но широко открывая
на юг и запад к морю. Почвы этой страны
пригодны для земледелия, но она еще больше
чем Лакония удалена от главных центров
средиземноморских стран восточной части
Средиземноморья.
Наличие таких природных условий
способствовало торможению развития культурной
и политической жизни на описываемой территории.
Естественная замкнутость страны, поддерживаемая
в дальнейшем искусственно, привела к
длительному сохранению архаических черт
в общественной жизни населения.
Миграция
дорийских племен и завоевание Пелопонесса.
О захвате дорийцами Лаконики и первоначальном
этапе формирования и развития Спартанского
государства сохранились лишь фрагментарные,
не всегда убедительные свидетельства
древних историков, которые к тому же базируются
на более древних источниках. Сведения
чаще всего даны в форме мифов и легенд
о героях. О том, откуда пришли дорийские
племена и как маршрутом двигались они
к Пелопоннесу существуют разные мнения:
Фукидид в «Истории», описывая вторжение
фокидян в Дориду, пишет: «... и фокидяне
совершили вторжение в Дориду, древнюю
родину Лакедемонян, а Геродот в сочинении
«История в 9-ти книгах» упоминает длительную
миграцию дорийских племен: «... дорийское
же, (племя) очень долго странствовало.
Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало
в земле Фтиотида, а затем у подножия Оссы
и Олимпа в области по названием Гистиеотида.
После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами
дорийцы поселились у Пинда и назывались
теперь македнами. Отсюда это племя переселилось
в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло
имя дорийцев».
В XIII - XII вв. до н. э. на Балканском
полуострове и в Малой Азии происходят
крупные передвижения племен, в ходе которых
подверглись разгрому Микенское и Критское
царства, была разрушена Троя и произошли
глубокие социально - экономические и
культурные изменения в странах бассейна
Эгейского моря. Толчком к перемещению
племен в бассейне Эгейского моря, принявшему
во второй половине II тысячелетия до н.
э. значительные размеры, послужило переселение
дорийских племен, обитавших первоначально
на северной периферии эгейского мира
и двинувшихся отсюда на юг, тесня ахейцев
и критян. Причиной этого миграционного
движения был рост производительных сил,
вызвавший крупное общественное разделение
труда, социальное расслоение, появление
частной собственности и стремление к
захвату земли, скота и другого имущества.
Таким образом, массовое передвижение
дорийских племен происходило в обстановке
разложения в их среде первобытно-общинного
строя, когда захватнические войны стали
неизбежными. Современные исследователи
полагают, что передовые отряды дорийских
переселенцев продвигались, возможно,
морским путем на юг, чему способствовало
изобилующее островами Эгейское море.
Выделяют два примерных направления расселения
дорийских племен: из Южной Македонии
по морю на острова Крит и Родос и сухопутным
путем в Фессалию и Эпир. Пройдя Фермопильское
ущелье, они заняли Дриопиду, переименованную
позднее в Дориду, откуда направились
на Пелопоннес.
Античная традиция объясняет эти
массовые переселения борьбой могущественных
героев, предъявляющих свои наследственные
права на принад лежавшие им когда-то земли.
В частности, предания о нашествии дорийцев
на Пелопоннес тесно переплелись с рассказами
о возвращении Гераклидов, продолживших
борьбу своего родоначальника, Геракла,
за обладание Пелопоннесом. Потомки полубога
встали во главе греческих племен - дорийцев.
Причем источники отделяют дорийцев от
Гераклидов.
Согласно аркадским преданиям,
первая попытка завоевателей пробиться
на полуостров сухим путем через Истм
была неудачной. Во второй раз, благодаря
измене союзников ахейцев - локров, дорийцы
переправились через Крисейский (Коринфский)
залив из Навпакта к мысу Рий и двинулись
вглубь полуострова. Прошли, не останавливаясь,
Ахайю и Аркадию и заняли наиболее плодородные
и густонаселенные части Пелопоннеса:
Арголиду, Лаконию, Мессению, а также Истмский
перешеек.
Около 1100 г. до н.
э., после вторжения дорийцев в
Арголиду и разрушения дворца в Микенах,
часть дорийских племен вторглась в долину
Эврота. Это были лаконские или спартанские
дорийцы, представлявшие позднюю волну
переселенцев на Пелопоннес, поэтому им
пришлось занять территорию почти отрезанную
от моря и расположенную внутри полуострова.
Захват Лаконики сопровождался долгой
борьбой, занявшей не менее 150 - 200 лет Северная
часть долины Эврота была захвачена после
победы над населением города Терапны,
разрешенного до основания. По соседству
с ней, на том же левом берегу реки, примерно
в IX в до н. э. из-за удобного стратегического
расположения начал формироваться полис
Спарта, состоявший из 5-ти близко расположенных
друг к другу поселков «комай».
После покорения северной долины
Эврота продвижение дорийцев на юг было
приостановлено сопротивлением Амикл,
которое, по преданию, длилось до середины
VIII в. до н.э. Современные же ученые считают,
что борьба дорийцев с Амиклами в Лаконике
закончилась примерно в IX в. до н. э. Завоевание
происходило постепенно. Сухопутное нападение
поддерживалось кораблями, крейсировавшими
в Эгейском море. Так, при захвате Аргоса
опорным пунктом дорийцев был морской
город Темений, шаг за шагом была освоена
и Арголида, мирным путем присоединены
Флиунт, Трезен и Сикион. Жители этих городов
смешались впоследствии с пришельцами.
Окончательное завоевание
Пелопоннеса дорийцами датировано у древних
историков по-разному. Фукидид в «Истории»
указывает 1104 г. до н. э.: «На 80-том году
после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами,
захватили Пелопоннес.» «Даже и после
Троянской войны в Элладе все ещё происходили
перемещения жителей, так что страна не
знала покоя и потому не преуспевала».
Исократ дает другую дату - 1069 г. до н. э.
В западной части Пелопоннеса
была заселена Мессения, достоверных сведений
о чем почти не сохранилось. Возможно,
что утверждение дорийцев там произошло
только после завоевания Мессении спартиатами
в XI в. до н. э.
Так на начальном этапе складывалась
территория Спарты. Завоевание Мессении
завершило этот процесс. Павсаний указывает,
что война с Мессенией шла в VIII в. до н.
э. при царях Феопомпе и Полидоре. По свидетельству
Геродота спартиатам помогали жители
острова Самоса: «... лакедемоняне снарядили
[войско] и выступили в поход на Самос из
чувства признательности, как говорят
самосцы, т. к. самосцы прежде послали им
корабли на помощь против мессенцев.».
Греческие писатели III в. до н. э. Риан и
Лирон изображают Мессению государством,
в котором правит династия Эпитидов в
лице царя Эвфая. Война идет сначала с
успехом для мессенцев, через 14 лет борьбы
они все же покорены, часть их эмигрирует,
а оставшиеся порабощаются спартиатами.
Вторая Мессенская война, по
сведениям Тертея, носила уже общепелопоннесский
характер, в ней участвовали маленькие
племена: аркадцы, пилийцы, пизаты. Самая
же крупная сила Пелопоннеса - Аргос - из-за
обострения внутренней классовой борьбы
не смогла вмешаться. Упорное сопротивление
мессенцев после победы спартиатов приняло
форму партизанской войны, в дальнейшем
тоже подавленной Спартой. Земли Мессении
были поделены спартиатами на участки,
а население превращено в илотов.
В ходе территориальных изменений
Спарта заняла юг Пелопоннеса, а большая
часть полуострова находилась в руках
родоплеменных союзов: Ахайя, Элида, Аркадия,
Арголида. Их политическая организация
не создавала опасности Спарте, а природная
защищенность не позволяла завоевать.
Итак, полис Спарта изначально
складывался как военный лагерь завоевателей,
которым необходимо было удержать в повиновении
покоренное население, численно превышавшее
их во много раз. К.М. Колобова в книге «Древняя
Спарта в Х-VI вв до н.э.» приводит данные
Аристотеля, по которым число спартиатов
- мужчин первоначально достигало 10 000
человек, а по данным ученых, после завоевания
Мессении под их властью оказалось не
менее 200 000 рабов - илотов и 32 000 периэков.
Для управления такой массой подневольного
населения требовался сильный аппарат
власти и боеспособная армия. В Спарте
вся жизнь гражданина была направлена
на поддержание сложившейся системы землевладения
и приобретение новых территорий.
3. Социальная
структура Спарты.
Социальные классы в спартанском обществе
формировались в ходе территориальных
захватов. Завоёванное население становилось
рабами - илотами или же, сохраняя личную
свободу, облагалось налогом и другими
повинностями, становясь периэками. В
Спарте, тем временем, формировалась «община
равных». Формирование социальной структуры
спартанского общества происходило в
процессе завоевания территорий. Так уже
в процессе завоевания Лаконии определились
основные особенности общественного строя
и экономики Спарты и сформировались три
основных сословия спартанского общества:
полноправные граждане, порабощенные
илоты и свободные, но неполноправные
периэки. Спартанское общество VIII - V вв.
характеризуется стабильностью своего
социального строя. Серьезные изменения
в социальной структуре спартанского
полиса произошли уже после Пелопонесской
войны.
1. Илоты
После вторжения дорийцев
в Лакедемонию значительная часть местного
населения (в основном, по-видимому, ахейского)
была порабощена спартанцами и превратилась
в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно
признавшие главенство Спарты, вошли в
состав Лакедемонского государства на
правах так называемых периэков (букв.
"живущих вокруг").
Завоеванная земля была разделена
на примерно равные наделы и каждая семья
спартиатов получила свой положенный
по жребию земельный участок - «клер» -
размером около 25 - 30 га. До периода разложения
спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.)
клеры только наследовались, продавать
или дарить их запрещалось.
«... он [Ликург] разделил Лаконику
между периэками, или, иначе говоря жители
окрестных мест, на 30 000 участков, а земли,
относящиеся к самому городу Спарте - на
9 000 участков, по числу семей спартиатов.
Каждый надел был такой величины, чтобы
приносить по семидесяти медимнов ячменя
на одного мужчину и по двенадцать на женщину
и соразмерное количество жидких продуктов»11
Плутарх. Сравнительные жизнеописания:
3-х т..
К участку прикреплялись илоты,
местные жители - непосредственные сельхозпроизводители,
которым, под контролем специально уполномоченных
лиц, надлежало вести хозяйство на клере.
Так как спартиатам длительное пребывание
на участке было запрещено - они находились
постоянно в состоянии боевой готовности
в Спарте - илоты продолжали вести своё
хозяйство, отдавая определенную часть
продукции - апофору - государству, не считались
частной собственностью спартиатов и
не подвергались непосредственной эксплуатации.
Сначала размер подати составлял половину
урожая, после второй Мессенской войны
законом была установлена определенная
норма, спартиат не имел права превышать
ее по своему произволу. Излишки, оставшиеся
после сдачи оброка, илот мог использовать
по своему усмотрению, например, продать
на рынке или оставить про запас. Ежегодная
подать в виде масла, ячменного зерна,
вина, плодов и сыра указывает, что часть
клера была занята культурами, которые
требовались государству. Кроме того,
илоты выпасали скот и иногда участвовали
в военных действиях: охраняли провиант,
строили лагеря, выносили мертвых и раненых
с поля боя. В бою их выставляли в качестве
заслона впереди войска, подставляя по
первый удар врага11 Колобова К.М. Древняя
Спарта. Л. , 1957..
Вообще в отличие от рабов обычного
или классического типа илоты пользовались
некоторой хозяйственной самостоятельностью.
Спартиат не имел также права убить или
продать илота, поскольку рабы в Спарте
считались, так же как и земля, которую
они обрабатывали, собственностью государства,
только государство обладало властью
над жизнью и смертью илотов. Илоты могли
передаваться в частные руки для эксплуатации,
но лишь в пользование, их собственником
оставалось государство22 Дьяконов И. М.
Рабы, илоты и крепостные в ранней древности
// Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 18..
Право собственности на
землю и население было основано на завоевании.
В целях подавления сопротивления илотов
организовывались криптии - дни, в которые
самые сильные из илотов умерщвлялись
спаритатами. «Днем они [спартанская молодежь]
отдыхали, прячась по укромным уголкам,
а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли
илотов, каких захватывали по дорогам.
Нередко они обходили поля, убивая самых
крепких и сильных илотов». Цель таких
тайных убийств - подавление возможного
сопротивления илотов. Ежегодно каждому
из илотов полагалось определенное количество
палочных ударов, даже если он не совершил
ни какой провинности. Более того, когда
они переходили норму физической силы,
которая подобает рабу, их наказывали
смертью и на их хозяев налагали штраф
за то, что они не сумели задержать физическое
развитие илотов33 Колобова К.М. Древняя
Спарта. Л. , 1957..
Хотя государство всеми силами
старалось предотвратить восстания илотов,
проводя ежегодные криптии, запрещая им
ночью выходить из своей хижины и под угрозой
наказания смертью приближаться к Спарте,
сопротивление захватчикам продолжалось.
Двоякое положение илотов порождает
вопрос об их социальном статусе. Илот
в отличие от «настоящего» раба не был
полностью лишен свойств субъекта права,
он мог обращать свое имущество в капитал
для приобретения другого имущества (например,
земли) или получать новую собственность
в дар от хозяина или другого лица. У «настоящего»
раба собственность отсутствует, у илота,
видимо сохраняется от его предков, эта
собственность илота не фигурирует в отношениях
между ним и его хозяином. В то же время
в отношениях с хозяином илот лишен собственности
на применяемые средства производства
и эксплуатируется путем прямого внеэкономического
принуждения11 Дьяконов И. М. Рабы, илоты
и крепостные в ранней древности // Вестник
древней истории. 1973. № 4. С. 9..
Огромная масса завоеванного мужского
населения, трудившаяся на благо спартанского
полиса должна была удерживаться в повиновении,
а чтобы принудить невольников к труду
нужно было дать им минимальную свободу
хозяйствования на себя, таким образом
и сформировался социальный статус илотов
в спартанском обществе.
Можно сказать, что илот - эквивалент
патриархальному рабу на Востоке, патриархальный
раб хоть и бесправен, но является членом
семейной общины, как производственного
коллектива. Классический раб противостоит
семье хозяина, и как его собственность,
и как товар уже не учавствует в общем
с хозяином политическом процессе. Для
патриархального рабства характерны такие
картинки: хозяин пашет, а мальчик-раб
погоняет волов, за выполнение оросительной
повинности отвечает хозяин, а выполнять
ее может как член семьи хозяина, так и
раб.
2.
Периэки
Другая часть населения - это периэки,
жители автономных общин торгово-ремесленного
характера, расположенных на морском побережье
и по западному склону Парнона, а также
в области Скиритис - в северной части
Лаконской долины. Земли периэков были
ограничены от земель населенных илотами,
располагаясь в пограничных районах Спартанского
государства, они создавали естественную
защиту на подступах к центральным районам,
населенным илотами.
Они были лично свободными, политическими
правами не пользовались, но в других отношениях
были правоспособны, могли приобретать
собственность и совершать сделки, несли
воинскую повинность.
Вероятно, первоначально периэки
были равноправны со спартиатами и были
не сразу включены в состав Спартанского
государства, находясь на положении союзников
спартанской военной общины, которая позднее
подчинила их себе.
Периэки продолжали вести своё
хозяйство, платили подати, должны были
выставлять военные отряды тяжело вооруженных
гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки
занимались ремеслами. До второй Мессенской
войны среди них было много ювелиров и
золотых дел мастеров. Однако после VII
в. до н. э., после запрета изготовления
предметов, связанных с роскошью, ими изготавливались
в основном орудия труда, несложные предметы
быта и оружие, которое в виде подати, собираемой
царями, периэки поставляли спартиатам,
получая за это железные деньги, имевшие
только внутреннее хождение11 Колобова
К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957..
Прибрежные местности Лаконии,
заселенные главным образом периэками,
были экономически более развиты, чем
внутренние долины. Многие центры периэков
позднее имели ярко выраженный ремесленный
характер. Состав периэков был смешанным:
ахейским и дорийским. Позже в их число
принимались племена, получившие право
жительства в Спарте. Илоты, получившие
за какие-либо заслуги освобождение, также
включались в состав периэков22 Колобова
К.М. Древняя Спарта. Л. , 1957..
Таким образом, на классообразование
в Спарте сильное влияние оказало завоевание
территорий. Процесс разложения родовой
общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый
походной жизнью. Основной же причиной
замедления этого процесса явилась необходимость
держать в повиновении илотов. Для этой
цели старым родоплеменным органом управления
нужно было приспособиться к сложившимся
условиям.
«Община
равных»
Реформы Ликурга, приспособив многие
стороны жизни спартиатов к постоянной
боевой готовности, помогли решить основную
задачу - сохранить приблизительное равенство
в коллективе завоевателей (во избежание
раскола внутри него) и удержать в повиновении
покоренные массы. Изменения в экономике
Спарты: изъятие золотой и серебряной
монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней
торговли, позволили сформироваться «общине
равных» схожих по материальному положению
граждан. С того же времени гражданином
Спарты считался только тот человек, который
происходил от родителей граждан, имел
клер с илотами, прошел школу спартанского
военного обучения, полностью подчинялся
законам спартанского государства и представителям
государственной власти.
Аристократическая «община
равных», не участвовавшая в производстве
материальных ценностей, представляла
класс эксплуататоров, пользовавшихся
продуктами труда илотов и периэков. Основная
цель «равных» - завоевание новых земель
и удержание в повиновении уже завоеванных
масс населения.
Государство заботилось об обеспечении
сограждан всем необходимым, но в то же
время контролировало размер взимаемой
с илотов продукции, не давая возможности
разбогатеть кому-либо из спартиатов,
лишив их права продажи земли, илотов и
осуществляя время от времени передел
клеров.
После Пелопонесской войны
в Спарте произошли серьезные изменения
в основных классах общества, началось
расслоение «общины равных», чему способствовали
принятые законы о возможности отчуждения
земли - клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей
узаконил свободную передачу клеров, хотя
только по завещанию и только среди спартиатов),
а также обогащение некоторых спартиатов
после Пелопонесской войны, что позволило
им клеры скупать. Все это привело к обогащению
одних спартанских родов и обнищанию других,
к резкому сокращению численности полноправного
гражданского населения Спарты. Только
владение землей обеспечивало гражданину
возможность получить соответственное
воспитание и участвовать в общественных
обедах, сисситиях. Потеря клера - земельного
участка, автоматически исключала спартанского
гражданина из сословия «равных» и означала
резкое понижение его статуса.
4."Ликургово
законодательство".
В современной науке также нет согласия
относительно времени Ликургова законодательства.
Благодаря бесспорному доверию к Фукидиду
канонической длительно числилась предложенная
им дата - конец IX в. до н.э. Но в текущее
время разногласия во воззрениях по данному
вопросу очень значительны. Если подытожить
главные догадки, то они сущность последующие:
Ликурга и его законы помещают :
1) до Первой Мессенской войны, т.е.в конец IX - начало VIII вв. до н.э., что в принципе совпадает с древней традицией ;
2) меж Первой и 2-ой Мессенскими войнами, т.е. в 1-ю половину VII в. до н.э. ;
3) после 2-ой Мессенской
войны, т.е. уже в VI в. до н.э.
При этом эту позднюю дату нередко
связывают уже не с Ликургом, а с какими-то
другими безымянными законодателями,
проведшими реформирование Спарты под
реставрационными девизами. Естественно,
неувязка Ликурга очень трудна. Это одна
из наибольших загадок древнегреческой
истории. Но навряд ли мы чего-нибудть
выиграем, если отвергнем всю полностью
древнюю традицию о Ликурге, считая ее
недостоверной. В текущее время в науке
преобладает быстрее положительное отношение
к Ликургу, которого приравнивают к наикрупнейшим
греческим законодателям архаической
эры, наподобие Драконта и Солона в Афинах.
Споры сегодня ведутся, приемущественно,
относительно содержания законов и времени
их введения.
Естественно, спартанская муниципальная
и общественная система в том виде, в каком
ее знали греческие историки и философы
V-IV вв. до н.э., не была сотворена мгновенно
благодаря разуму и таланту 1-го определенного
законодателя. Система улучшалась и оттачивалась
в протяжении всего архаического периода,
при этом в источниках можно отыскать,
по последней мере, еще два таких момента,
когда в прежнее Ликургово законодательство
вносились принципные конфигурации и
поправки. Древная историография приписывала
Ликургу больше, чем он мог сделать, но
по сути в этом она права: традиция зафиксировала
важнейший момент в спартанской истории
- начало планового и сознательного преобразования
всего общества и страны. На схожую, настолько
раннюю для Греции системную реорганизацию
толкали спартанское общество особенные
условия существования, каких не было
ни в каком другом греческом полисе. На
местности Лаконии Спарта была, естественно,
не единственной дорийской общиной, но
она единственная благодаря впору осуществленным
реформам смогла начать широкомасштабную
экспансию и захватить сначала всю Лаконию,
а позже и Мессению. Естественно, это только
догадка, но она позволяет, согласуясь
с древней традицией, отнести Ликурга
и его законы к концу IX - началу VIII вв. до
н.э., т.е. ко времени активной экспансии
Спарты в Лаконии. В некий мере подтверждает
эту раннюю дату очень простой и архаичный
нрав установления, вошедшего в историю
под заглавием "Большая Ретра".
В биографии Ликурга Плутарх приводит
текст Большой Ретры (6,2-3), которая является
самым ранешным известным нам конституционным
документом архаической Греции. Архаичность
языка и непонятные уже в традиционную
эру реалии принуждают мыслить, что этот
документ очень старый и полностью может
относиться к к.IX - н.VIII вв до н.э. Смущает
только то, что, невзирая на отдельные
доризмы, в целом документ написан на койнэ.
Но это можно разъяснить, предположив
наличие литературной правки, которую
выполнил либо сам Плутарх, либо его источник.
Текст ретры представляет собой повелительное
воззвание от имени Аполлона к тому, кто
испрашивает его совет. Принципиально
отметить, что Плутарх цитирует этот текст
не в стихотворной форме. Это избыточное
подтверждение большой древности документа.
Ведь в период развитой архаики практиковались
быстрее стихотворные ответы. С самим
текстом документа Плутарх мог познакомиться
в муниципальном архиве Спарты, где, естественно,
хранились сводки ответов оракула. В биографии
Агесилая Плутарх прямо гласит о "лаконских
записях", которыми он воспользовался
(Агес., 19,10).
Сам термин "ретра" (в буквальном
значении - "речение" либо "контракт"),
подразумевает, что законотворчество
Ликурга носило устный нрав. Но, с другой
стороны, Плутарх имел впереди себя письменный
текст этого документа! Это противоречие,
по-видимому, разъясняется тем, что спартанское
общество всегда было склонно к искусственной
архаизации собственной жизни. Дописьменная
культура тут казалась приоритетной, и
Ликург, издавая свои законы, прокламировал
их как устные. Но сам Ликург и его окружение,
вероятнее всего, уже обладали высочайшей
письменной культурой. Существует традиция,
связывающая Ликурга с гомеровскими поэмами.
Во время собственных путешествий он как
будто посетил Самос и переписал поэмы
Гомера, воспользовавшись экземпляром,
хранившимся у потомков самосского рапсода
Креофила (Плут. Лик., 4, 5). Этот рассказ,
даже если в базе его лежит смешной рассказ,
все же очень любопытен. В нем зафиксировано
представление старых о наличии в Спарте
очень ранешней письменной традиции.
В предстоящем письменная культура
Спарты всегда носила "полуподпольный"
нрав и официально не одобрялась. Спартанские
власти старательно ограничивали применение
письменности только военно-административной
сферой. В таковой обстановке сохранение
спартанцами слова "ретра" уже для
письменных законов становится полностью
понятным. Как показал в собственном докладе
доктор Э.Д.Фролов, слово "ретра" как
синоним закона употреблялось не только
лишь в дорийской, да и в ионийской среде.
Так сохранилась надпись от 1-й пол.VI в.
до н.э. с острова Хиос, где идет речь о
"ретрах народа" (Tod I, N 1). Но внедрение
в течение многих веков подобного архаического
термина разъясняется к тому же тем, что
спартанцы под словом "ретра " понимали
санкционированное дельфийским оракулом
постановление народного собрания. Для
спартанцев их законы носили божественный
нрав уже в силу того, что они были освящены
авторитетом Дельф. Так что в этот термин
они вкладывали двойной смысл: ценность
устного законотворчества перед письменным
и представление о собственных законах
как речениях Аполлона.
(+ из тетрадки по ИГПЗС).
5. Государственное устройство Спарты.
Политическое устройство Спарты. В
период завоевания дорийцы представляли
собой военно-племенные объединения, возглавляемые
патриархальной знатью и находившиеся
еще в условиях родоплеменного строя.
Институты власти, сложившиеся при военной
демократии и не соответствующие нуждам
оформлявшегося рабовладельческого полиса,
приспособились к новым требованиям и
сохранились в Спарте как в «музее исторических
окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой.
Государственными институтами Спарты являлись:
- апелла - собрание граждан полиса.
- герусия - совет старейшин.
- эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
- два архагета - царя.
В Спарте классического
периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная
система управления государством. Архит
Тарентский в сочинении «О законе и справедливости»
считает, что спартанская государственная
организация гармонически сочетает в
себе элементы трех политических режимов:
монархии, олигархии и демократии.
Монархический элемент - царская
власть. Ведущей роли в управлении государством
она не играла. Оба царя, архагета, как
вожди времен военной демократии являлись
«верховными главнокомандующими» армией
и исполняли жреческие функции: «... в походе
царь не имеет других обязанностей, кроме
обязанностей жреца и военачальника...».
Царей чтили как героев. В общественной
жизни они пользовались привилегиями
и почетом. «Особые же почести и права
спартиаты передоставляли своим царям
вот какие: обе жреческие должности - Зевса
Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба)
и даже право вести войну с любой страной.
Ни один спартиат не смеет им противодействовать,
в противном случае подлежит проклятию.
Сотня отборных воинов служит им в походе
телохранителями. Жертвенных животных
цари могут брать с собой в поход сколько
угодно: от каждой жертвы они получают
шкуру и спинную часть мяса. Таковы были
особые преимущества царей во время войны.
В мирное время царям полагались
особые преимущества. Во время жертвоприношений
от имени царь восседал на 1-ом месте на
жертвенном пиршестве; по сравнению с
остальными участниками им первым подносят
угощения и в двойном количестве. При возлиянии
царям полагался первый кубок и шкура
жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни
начала месяца община доставляет отборное
животное, а затем лаконский медимн ячменной
муки и лаконскую четверть вина. На всех
состязаниях царям принадлежат особые
почетные места. Им поручают назначить
проксенами любого из граждан и выбирать
по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают
вмете с царями на общий счет). Если цари
не являлись на пиршество, то им посылают
на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле
вина каждому. А когда они приходят (на
пир), то им подают все кушания в 2-ном количестве.
Такой же почет оказывают им и частный
гражданин, приглашая к обеду.
Посмертные же почести царей вот
какие. О кончине царя всадники сообщали
во все концы Лаконии, а женщины ходят
вокруг города и бьют в котлы. Лишь только
раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е
свободных людей - мужчина и женщина - должны
облечься в траур. Тех, кто не подчинялся
этому приказу, ожидало суровая кара...
Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян,
на погребении обязано присутствовать,
кроме спартиатов, так же определенное
число периэков. Много тысяч периэков,
илотов и спартиатов вместе с женами собирались
(на погребение) они яростно били себя
в лоб, поднимали громкие вопли и при этом
причитали, что покойный царь был самым
лучшим из царей. Если же смерть постигла
царя на поле боя, то в его доме устанавливали
изображение покойного на устланное (цветами)
ложе, выносили (для погребения). После
погребения царя на 10 дней закрыт суд и
рынок, а так же не бывают собрания по выборам
должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне
в трауре.
После кончины царя его наследник,
вступая на престол, прощает спартиатам
все долги царю или обещания. Ксенофонт
в «Лакедемонской политии» описывает
примерно такие же взаимоотношения между
царями и общиной граждан, добавляя некоторые
подробности о отношениях сложившихся
между царями и эфорами. «При появлении
царя встают все, кроме эфоров, которые
продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры
же и царь ежемесячно обмениваются клятвами:
эфоры присягают от лица полиса, царь -
от своего имени .. клянется править сообразуясь
с законами, установленными в государстве,
а полис обязуется сохранять царскую власть
неприкосновенной, пока царь верен своей
клятве. Таковы почести, воздаваемые царю
в Спарте... Они лишь немного отличаются
от почестей, оказываемых частным лицам.
Действительно, Ликург не желал ни внушать
царям стремление к тирании, ни возбудить
зависть сограждан к их могуществу. Что
касается почестей, воздаваемых царю после
смерти, то из законов Ликурга видно. Что
лакедемонских царей чтили не как простых
людей, но как героев.»
В обязанности только царей входили
решения по некоторым вопросам. «Только
одним царям было дано право выносить
решения по следующим делам: о выборе мужа
для дочери-наследницы и общинных дорогах
(охрана безопасности)... если кто пожелает
усыновить ребенка, то должен это делать
в присутствии царей. Цари также заседали
в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса».
Однако Фукидид считает неправильным
представление о том, что лакедемонские
цари при голосовании имели 2 голоса каждый,
по его мнению давался на самом деле 1 голос.
В герусии цари председательствовали.
«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать
богоподобным царям... после них - старцами
- геронтам...». Цари Спарты были крупными
землевладельцами. Помимо земельных участков,
выделенных им на землях периэков, они
владели плодородными участками, выделенными
из государственных земель. Кроме того,
им полагались описанные выше приношения
«от народа»: жертвенные животные, вино,
ячменная мука, т.е. содержание царского
дома во многом основывалось на натуральных
поставках спартанской общины. Как военачальникам
им полагалась часть военной добычи, в
то время как остальная добыча становилась
собственностью всей общины.
Одновременное правление двух
царей, происходивших из рода Агиадов
и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что
знать ахейского общества, поднявшегося
до завоевания на более высокий уровень
развития культуры, вошла в общину завоевателей.
Происхождение власти 2-х царей обычно
объясняется результатом синойкизма дорийской
и ахейской общин. Плутарх в биографии
Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя
Соя, завоевывавшего земли аркадцев. Возможно
именно этот род являлся дорийским. Следовательно,
Агаиды были ахейским родом.
Царская власть переходила по наследству,
от отца к сыну. Но одновременное правление
двух царей было обязательным. Таким образом,
цари пользовались экономическими привилегиями
и их почитали как героев, но основной
функцией царей были военные полномочия.
Во время походов цари пользовались неограниченной
властью, имея право жизни и смерти любого
воина. В походе никто из должностных лиц
не имел право вмешиваться в распоряжения
царей или не подчиняться им. Все решения
выносились царями совместно и лишь в
этом случае были обязательны.
Геродот описывает попытку царя
Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных
афинянами в сотрудничестве с персами.
Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление
«... заявив, что Клеомен ... действует без
разрешения спартанских властей ... иначе
бы он прибыл вместе в другим царем».
После окончания войны власть
царей ограничивалась жреческими функциями
и еще несколькими обязанностями.
Слабость царской власти, контроль
над ней со стороны эфората и соправление
царей доказывают, что институт царской
власти в Спарте унаследовал много архаичных
черт, относящихся ко времени военной
демократии. Во избежание установления
тирании царей в Спарте, одной из задач
эфората и геронтов было поддержание постоянной
вражды между царями, в то время как наиболее
важные решения были действительны только
при одобрении их обоими царями. Так, за
царями сохранилась власть военного вождя,
но политические права были сильно урезаны.
Это обстоятельство позволило приспособить
институт царской власти к нуждам крупного
рабовладельческого государства, основанного
на эксплуатации завоеванного населения,
а следовательно, нуждающегося в наличии
сплоченной армии, с одной стороны, а с
другой - заинтересованного в сохранении
равенства среди граждан, что невозможно
при полной монархии. В связи с этим герусии
и эфорату передавалась часть тех политических
прав, которых были лишены цари.
Герусия - совет старейшин.
Традиция приписывает создание этого
органа управления реформатору Ликургу.
Якобы «... первых старейшие Ликург назначил
из числа тех, кто принимал участие в его
замысле. Затем он поставил взамен умерших
всякий раз выбирать из граждан, достигших
60 лет, того, кто будет признан самым доблестным
...»
Ведущую роль в оформлении герусии
вряд ли можно признать только за Ликургом.
Подобный орган управления существовал
у дорийских племен со времен военной
демократии, ликургова ретра только узаконила
определенной количество геронтов, оставив
принцип их избрания мало измененным.
В герусии, кроме двух председательствующих
царей, входили «...28 старейшин... постоянно
поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении
демократии, но в тоже время помогавших
народу хранить отечество от тирании».
Геронты выбирались пожизненно
на народном собрании. Причем учет голосов
велся весьма условно «...спартанцы выносят
решение, голосуя криком, а не камешками..»При
том, что силу крика, а значит и победу
претендента, оценивали особые выборные,
находившиеся в момент голосования в закрытом
помещении, итоги голосования были неточны
и субъективны. Первоначально герусия
была верховным судом общины и хранителем
устного права, одновременно она же являлась
и верховным советом государства. Её решения
касались и внешней и внутренней политики
Спарты. Позже государственный суд по
уголовным делам и государственным преступлениям.
Таким образом, разделив полномочия
с эфоратом, древний родоплеменной орган
- совет старейшин приспособился к новым
условиям рабовладельческого государства.
Апелла - народное собрание полноправных
граждан-спартиатов. Первоначально функции
апеллы были широки. Ей принадлежало право
принимать и отвергать законы, решать
вопросы войны и мира, а также решать наиболее
важные дела внутри самой общины. Но после
ограничения власти апеллы второй ретрой
наиболее важной функцией апеллы был выбор
должностных лиц. Прежние широкие полномочия
апеллы были сильно ограничены. Члены
апеллы не имели права по своей инициативе
предлагать рассмотрению народного собрания
какие-либо вопросы, а должны были только
выражать свое отношение к вопросам, предложенными
им герусией и архагетами. Многие это обычно
выражали криком или, в спорных случаях,
расступались по сторонам, и большинство
определялось геронтами на глаз. Этот
способ голосования указывает на большую
древность существования апеллы; он восходит,
вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.
Так как в апелле не происходило обсуждения
вопросов и от граждан, а такой требовалось
только высказать свое мнение путем голосования,
а такой архаический способ голосования
допускал злоупотребления, то герусия,
конечно, могла проводить любые решения.
Если большинство спартиатов высказывало
против предложенного герусией постановления,
то герусия имела право, во второй ретре,
распустить собрание. Таким образом, после
ограничения роли народного собрания
второй ретрой, апелла перестала играть
активную роль в жизни спартанского государства
и превратилась лишь в совещательный орган
при герусии.
Подобное положение апеллы позволило
ей просуществовать в условиях рабовладельческого
государства долгое время, хотя в сущности
она являлась архаизмом. Сохранение столь
древнего органа, создавало видимость
демократии и позволяло сплотить спартиатов.
Эфорат - должностная коллегия
эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно
переизбираемая из состава всей общины
спартиатов. «Магистратура эта (эфория)
ведёт важнейшие отрасли управления в
Лакедемоне, пополняется же коллегия эфоров
из среды всего гражданского населения,
так что в состав правительства попадают
зачастую люди очень бедные ...». Первоначально
эфорат был учрежден для ограничения власти
царей и их влияния на государственные
дела. «... Ликург придал государственному
управлению смешенный характер, но приемники
его, видя. Что олигархия все еще чересчур
сильна ... набрасывает на нее, словно узду,
власть эфоров - блюстителей - приблизительно
130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе».
Об этом же свидетельствует приведенная
ранее взаимная клятва царей и эфоров.
Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили
ночь вне дома, наблюдая за небом. Если
в эту ночь они не видели звезду, падающую
в определенном направлении, это значило,
что один из царей подлежит смещению, как
не соблюдающий данной им клятвы.
Вторая Мессенская война, сопровождающаяся
порабощением всего свободного населения
долин, привело к усилению эфората. «Так
власть эфоров чрезвычайно велика и подобна
власти тиранов...». Важной функцией эфоров
стал полицейский надзор за охраной установленной
конституции, в связи с чем и гражданский
суд был передан из герусии эфорам. «В
руках эфоров, ... находится власть постановлять
свои решения по важным судебным процессам...».
Во время войны два члена коллегии
эфоров участвовали в походах для постоянного
наблюдения за деятельностью царей. Во
время войны они не имели право вмешиваться
в распоряжения царей, но после войны могли
судить царей. «По возвращению (из Аргоса)
(царя) Клеомена привлекли к суду эфоров».
Эфорат контролировал «... все магистратуры
государства. Но... сам способ, которым
должен осуществляться указанный контроль
эфоров над геронтами...не исправлен».
Система спартанского воспитания
подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры
же имели право удалять из Спарты иноземцев.
В их руки перешло и право контроля за
распределением военной добычи, установление
налогов и проведение военного набора.
Особенно важным были функции эфоров по
контролю за илотами и периэками. Именно
они устанавливали время начала криптий.
Над периэками они получали право уголовного
суда. Имея право немедленно наказывать
любого гражданина, преступившего обычаи
Спарты, сами эфоры не подлежали суду и
оставались бесконтрольными «... казалось,
эфорат был учрежден в интересах народа,
на самом же деле он послужил к усилению
влияния знати». Таким образом, коллегия
эфоров стала постепенно самым влиятельным
государственным органом.
В итоге, описав все органы управления
древней Спарты, представлявших как упоминалось
вначале главы, олигархический, монархический
и демократический политические режимы,
можно заключить, что реальная власть
была сосредоточена в руках эфоров. Так,
в управлении государством принимали
участие цари и герусия - два аристократических
института власти. Но по причине уравновешивания
друг друга, все три института власти создавали
особый, присущий Спарте, тип управления
- олигархическую республику.
Общественный
строй Спарты. Военный характер спартанского
общества способствовал сохранению в
среде спартиатов пережитков доклассовых
отношений. Таким пережитком была значительная
обобществленность быта спартиатов, связанная
с их полным устранением от хозяйственной
деятельности и со столь же полным превращением
их в военный господствующий класс.
В быту спартанцев сохранилось
много обычаев, восходящих к глубокой
древности. Например, архаическая система
возрастных классов, которая обнаруживается
в недрах спартанского государственного
аппарата. В известном смысле политический
режим, существовавший в Спарте в V - IV вв.
до н.э., можно определить как самую настоящую
геронтократию. Важнейшими атрибутами
этого режима были такие обстоятельства,
как власть совета старейшин, распространявшаяся
на все государственные дела, политическая
и даже экономическая неправоспособность
младших граждан, воспитание подрастающего
поколения в духе беспрекословного повиновения
старшим по возрасту и т. д.