Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:03, доклад
1. Характеристика источников.
2. Проблема дорийского завоевания и образование Спартанского государства.
3. Социальная структура Спарты.
4. "Ликургово законодательство".
5. Государственное устройство Спарты.
6. Оценка спартанского общества древними и современными авторами.
Общие трапезы - сисситии
также можно считать архаичной чертой
быта, однако смешение возрастов в этих
коллективах, схожих с мужскими домами
родовой общины было по-видимому, результатом
коренной перестройки существовавшей
здесь древней системы возрастных классов.
Женщины являлись полными хозяйками
в быту. «Их своеволие и могущество - следствие
частых походов, во время которых мужья
вынуждены бывали оставлять их полными
хозяйками в доме, а потому и оказывали
им уважение ... и даже называли «госпожами».
Такое положение женщины явный пережиток
матриархата.
Многие обычаи семейной жизни также
восходили к первобытнообщинному строю.
Ярким примером этого может служить обряд
заключения брака путем похищения девушки-невесты.
«Невест брали украдом, но не слишком юных,
недостигших брачного возраста, а цветущих
и созревших.»
Семья в Спарте моногамная, но
допускались внебрачные отношения и для
мужа, и для жены - пережитки группового
брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного
воина - друга её мужа приветствовалось
и государством, и обществом, т.к. «... дети
вырастают хорошими, коль скоро происхождение
их хорошо.»
Плутарх об этом говорит так: «Ликург
решил, что дети принадлежат не родителям,
а всему государству, и потому желал, чтобы
граждане рождались не от кого попало,
а от лучших отцов и материй.»
Воспитаение
Спартиатов. Воспитание детей было
подчинено одной задаче - подготовить
крепкого и выносливого воина, в любую
минуту готового выступить против илотов.
По этому воспитание и обучение являлось
одной из главных государственных забот
и осуществлялось на общественных началах.
«Согласно законам Ликурга, все новорожденные
подвергались специальному осмотру старейшин
филы. Если они находили ребенка крепким
и здоровым, то его отдавали родителям
для выкармливания, тут же назначив ему
один из наделов. Если же ребенок имел
какой-либо недостаток, который мешал
бы ему стать в дальнейшем полноценным
воином, его убивали, бросая в апофеты,
посчитав, что его жизнь не нужна ни ему
самому, ни государству, раз ему с самого
начала отказано в здоровье и силе».
Родители были не в праве сами
распоряжаться воспитанием ребенка. Едва
мальчики достигали семилетнего возраста,
их забирали у родителей и распределяли
по отрядам - агелам, где они вместе жили,
играли и трудились, причем под словом
«трудиться» подразумевалось выполнение
гимнастических упражнений. «Агела» -
значит стадо. В этом названии пережиточно
сохранились следы скотоводческого хозяйства
дорийцев до их переселения в Лаконию.
Таким образом, система совместного воспитания,
вероятно, восходит еще ко времени до дорийского
вторжения в Лаконию.
Воспитывали и обучали детей педономы
- государственные воспитатели, избранные
из числа наиболее достойных спартиатов.
Начальниками агел - агелархами - были
мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся
рассудительностью, сообразительностью
и храбростью в драках. Дети должны были
во всем равняться на них, исполнять их
приказы, молча повиноваться и молча терпеть
наказания. Таким образом воспитывалась
привычка к строгой дисциплине, которая
считалась высшей добродетелью. «Следуйте
же за вашими предводителями, куда бы они
вас ни повели, соблюдая превыше всего
дисциплину и бдительность, и всегда точно
выполняйте приказы военачальников. Нет
ничего прекраснее и надежнее для большого
войска, чем подчиняться единой воле и
единому порядку».
«Самыми же величайшими пороками
спартанцы считали глупость, слабость
и нерадение, а также самолюбование». Таким
образом, все воспитание сводилось к требованиям
беспрекословно подчиняться, стойко переносить
лишения и одерживать верх над противником.
«Грамоте они учились лишь в той мере,
в какой без этого нельзя было обойтись».
Детей учили говорить немногословно и
метко («лаконизм»), так, что в их словах
«едкая острота смешивалась с изяществом,
чтобы краткие речи вызывали пространные
размышления».
Так же учили пению и музыке. По
достижению 20-ти лет юноши получали полное
вооружение воинов и вступали в члены
одной из сисситий. Воспитание спартанца
длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки
и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное
время, продолжались до старости. «Никому
не разрешалось жить так как он хочет:
точно в военном лагере, все в городе подчинялись
строго установленным порядкам и делали
то из полезных для государства дел, которое
им было поручено».
Государство заботилось о воспитании
не только мальчиков, но и девочек, так
как спартанская община была заинтересована
в том, что бы дети рождались здоровыми
и сильными и могли стать в дальнейшем
полноправыми воинами. Несмотря на то,
что воспитывались девочки матерями, они
также должны были выполнять те же упражнения,
что и мальчики: бегать, бороться, бросать
диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в
здоровом теле с самого начала развивался
здоровым, и сами женщины рожая, просто
и легко справлялись с муками».
Таким образом, вся жизнь спартанцев
была подчинена интересам военизированного
государства, что способствовало сохранению
архаичных черт в быту.