Египет при 12 династии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика истории Египта в эпоху Среднего Царства.
Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:
- Проанализировать политическую историю Египта в период Среднего Царства;
- Охарактеризовать социально-экономическое положение Царства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Падение Древнего царства и возникновение Среднего царства
Египет в период распада Древнего царства 7
Рабовладение. Выдвижение средних слоев населения 10
Роль номархов 11
Глава II. Расцвет государства Среднего царства
Развитие производительных сил в период расцвета Среднего царства 13
Общественные отношения. Развитие рабовладения 15
Государство времени расцвета Среднего царства 18
Культура времени расцвета среднего царства 23
Глава III. Конец Среднего царства
Ослабление Египетского государства 27
Гиксосское владычество в Египте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

египет в 12 династии.docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Падение Древнего царства и возникновение Среднего царства

    1. Египет в период распада Древнего царства 7
    2. Рабовладение. Выдвижение средних слоев населения 10
    3. Роль номархов 11

Глава II. Расцвет  государства Среднего царства

  1. Развитие производительных сил в период расцвета Среднего царства 13
  2. Общественные отношения. Развитие рабовладения 15
  3. Государство времени расцвета Среднего царства 18
  4. Культура времени расцвета среднего царства  23

Глава III. Конец Среднего царства

  1. Ослабление Египетского государства 27
  2. Гиксосское владычество в Египте 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Интерес к Востоку в наши дни огромен, и видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – всё это ныне в центре внимания как самих жителей стран востока, стремящихся к самосознанию и самоиндентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции.

Одной из наиболее древних  и уникальных является Египетская цивилизаций. Периодизация древней истории Египта не имеет жестко определенных точек отсчета. За окончание Древнего царства обычно принимают последние годы правления царей VI династии. Этот период характеризуется изменением климата, что повлекло за собой интенсификацию и перепрофилирование земледелия — основы основ жизни Египта — не могли пройти безболезненно. Прежние принципы организации политической и хозяйственной жизни показали в новых условиях свою несостоятельность. Для поддержания могущества Египта требовались коренные изменения характера межличностных и общественных отношений. Период развала старой государственной машины в силу ряда внешних и внутренних причин затянулся на два с лишним столетия, и только на исходе III тысячелетия до н.э. начинает вновь складываться единое государство, заметно отличающееся от государства предшествующего периода. Традиционно в исторической науке наступившее полутысячелетие называют периодом Среднего царства, на которое приходится 9 династий — с IX по XVII.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь неиссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Изучением этой проблемы занимались многие историки.

В Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.

Кроме того, нередко эти  памятники были покрыты письменами, но в течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822г. французский ученый Ф. Шампольен обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед1.

Подлинным основоположником российской научной египтологии  стал В. С. Голенищев (1856–1947). Он издал  ряд папирусов Эрмитажа с литературными  текстами, внес важный вклад в изучение древнеегипетского языка и в  ходе многолетних частных поездок  собрал большую коллекцию египетских памятников (в 1909 г. она положила начало собранию ГМИИ им. А. С. Пушкина)2. Будучи выдающимся ученым, Голенищев тем не менее вплоть до своего отъезда из России в 1915 г. (во Францию, а затем в Египет) не занимался преподаванием и не оставил в нашей стране своих прямых учеников. Создание российской школы египтологии стало делом Б. А. Тураева (1868–1920), работавшего в Санкт-Петербургском университете3. Он автор двухтомной «Истории Древнего Востока» – первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также трудов по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам. Кроме того, Тураев занимался изданием египетских памятников.

В российской египтологии  существуют два противоположных  взгляда на проблему рабства в  Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая  концепция древнего Востока В. В. Струве4, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский5, указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве. Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется6.

В советское время главным  продолжателем его дела стал В. В. Струве7 (1889–1965), изучавший историю Египта Позднего времени (включая эллинистический период), труд Манефона и связанные с ним хронологические проблемы, социально-экономический строй Древнего Египта. В 1933 г. он сделал вывод о господстве в Египте и в целом на Древнем Востоке рабовладельческого способа производства. Работы по культуре Древнего Египта, значимые не только для российской, но и для мировой науки, принадлежат Ю. Я. Перепелкину (1903–1982) 8, Е. С. Богословскому (1941–1990) 9 и в особенности О. Д. Берлеву (1933–2000) 10. Труды этих ученых были нацелены на то, чтобы путем исчерпывающего анализа всех доступных источников установить важнейшие черты египетского общества, представить, как видели мир древние египтяне и какими понятиями пользовались для его описания. В настоящее время данная работа продолжается применительно к религии и мировоззрению египтян III тыс. до н. э. А. О. Большаковым.

Целью данной работы является характеристика истории Египта в  эпоху Среднего Царства.

Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:

- Проанализировать политическую историю Египта в период Среднего Царства;

-  Охарактеризовать социально-экономическое положение Царства.

Предметом исследования является история Египта. Объектом же работы является история Египта в период Среднего Царства. Хронологические  рамки Среднего царства охватывают ок. 2050 – ок. 1700гг. до н. э.

 

 

 

Глава I. Падение Древнего царства и возникновение Среднего царства

 

    1. Египет в период распада Древнего царства

К концу Древнего царства  всё более заметным становится усиление значения местной, не столичной знати. Усиление номархов при VI династии подтверждается тем, что в этот период растёт строительство  их гробниц на местах. Однако в целом  при VI династии номархи ещё не представляли собой высшей знати. Отдельные их представители, как, например, породнившиеся с VI династией владетели верхнеегипетского нома Тина, могли достигать значительного влияния в стране, но достаточно сравнить небольшие, высеченные в скалах и нередко скудно отделанные гробницы верхнеегипетских номархов с громадными, сложенными из тёсаных камней и покрытыми рельефами и надписями гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения их владельцев.

В надписях второй половины Древнего царства номархи старательно  расписывают свои благодеяния «маленьким»  людям. По-видимому, в этот период в борьбе против господства столичных вельмож, против царского самовластия умалённые в своем значении номархи старались использовать простои люд — рядовых общинников. Усиление верхнеегипетских номархов, которые в противовес господствующему слою знати, видимо, были поддержаны более широкими кругами населения, привело в конце концов к распаду страны на полунезависимые области. Обстоятельства падения Древнего царства нам точно не известны, но источники всё же содержат сведения о том, как общеегипетская власть фараонов клонилась к упадку.

Пора правления IX—XI династий была полна смутой и различными грозными событиями внутренней борьбы. Возможно, что в стране происходили восстания, о которых до нас дошли лишь неясные или косвенные известия. На этом мы остановимся далее, разбирая данные политической литературы периода Среднего царства.

IX и Х династии были  родом из города Гераклеополя на севере Верхнего Египта. Несмотря на крутые меры основателя IX династии Ахтоя (егип. Хети), дурная слава о котором дошла до дней Манефона, гераклеопольским царям не удалось прочно объединить страну под своей властью.

С Гераклеополем Нижний Египет был воссоединён при Х династии. На юге гераклеопольские фараоны овладели областью Тина. Но южнее они не пошли. Это южное царство выросло из фиванского нома и распространилось на юг до самой Элефантины. Местные владыки (с повторяющимся именем Интеф), положившие начало XI династии, постепенно превратились из номархов в южноегипетских фараонов. Как бы добрососедски ни были настроены в Гераклеополе по отношению к Югу, столкновение между обоими царствами было неизбежным. Борьба велась сперва с переменным успехом, но конечная победа Юга была предрешена. В этой войне гераклеопольские цари зависели от своих номархов, которые иногда едва ли не превосходили могуществом царей. В то же время фиванский ном, преодолев противодействие соседей, сплотил южную часть страны в довольно прочное государство. Полагают, что фиванскому ному решение этой задачи было облегчено наличием больших массивов плодородной земли, тогда как более южные номы располагали лишь узкими полосками прибрежной почвы.

При последних фараонах XI династии, носивших последовательно  имя Ментухетеп, Египет был уже вновь объединён. Мы снова читаем в надписях про победы над окрестными племенами и про походы в каменоломни и даже к Южному Красноморью. Расцветает и каменное строительство в Египте.

Состояние производительных сил египетского общества после  падения Древнего царства.

Распад страны после Древнего царства на полунезависимые, а то и враждебные номы и даже царства  не мог не отозваться гибельно на осушительно-оросительной сети, требовавшей согласованного надзора  и управления. Водораспределитель ная сеть была основой хозяйственного благополучия Египта, и поэтому неудивительно, что надписи времени распада, между VI и XII династиями, полны сообщениями о случаях голода, доводившего подчас население до людоедства. Владетель одного из главных верхнеегипетских номов (сиутского) в дни Х династии считал примечательным достижением своего правления то, что он прокопал засорённый канал, который мог подавать воду в самую жару, устроил канал для своего города, когда остальной Верхний Египет не видел воды, заставил реку наводнять старые места, прекратил раздоры из-за воды и был богат ячменём, когда страна была «на мели». О другой египетской области известно, что ко времени Х династии там появились такие болотные заросли, что во время междоусобиц они служили укрытием для людей. Всё это настоятельно требовало нового объединения страны. В то же время распад централизованной деспотий не мог не вызвать некоторого оживления хозяйственной деятельности на местах, для дальнейшего успешного развития которой, однако, также требовалось объединение страны.

Общественные условия, благоприятствовавшие некоторому повышению инициативы отдельных  производителей, позволили именно в  это время добиться ряда усовершенствований в технике сельского хозяйства. Большое распространение со времени XI династии получили плуги с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим  нажим при пахоте. Некоторым усовершенствованием  была замена, происшедшая не позже  XI династии, зернотёрки, лежащей на земле, зернотёркой, прилаженной наклонно на подставке.

В период XI династии деятельно  принимаются меры к доставке сырья, которым была бедна Нильская долина; заметно стремление упростить снршения с местами добычи этого сырья. До нас дошло, например, в жизнеописании «казначея бога», т. е. доверенного фараона по доставке ценностей, сообщение о его поездках на множество горных промыслов и привозе царю меди, бирюзы, лазурита и т. д. Правительственный корабль шёл за благовонной смолой в Южное Красноморье кратчайшим путём. Он отправлялся не с севера, а из места подле нынешнего Косера, на широте часто посещавшихся в Среднем царстве каменоломен. Дорога через пустыню к месту отправки кораблей была теперь обеспечена колодцами.

 

    1. Рабовладение. Выдвижение средних слоев населения

Источники, относящиеся к  началу Среднего царства, свидетельствуют  о существовании рабовладения частных  лиц, притом в довольно широких для  столь древнего периода размерах. Один сановник — возможно, путём  покупки — приобрёл 20 «голов»  людей. Другое лицо располагало 31 «головой». «Головами» подневольные люди стали  именоваться впервые в Среднем  царстве.

Значительно развивается  рабовладение в хозяйствах частных  лиц, в том числе рядовых общинников. От периода Среднего царства дошли  и изображения рабов. Так, на одном  изображении рабыня показана за тяжёлой  работой — растиранием зерна  зернотёркой. Среди рабов были иноземцы. Вместе с Древним царством уходят в прошлое огромные хозяйства  столичных вельмож. В стране появляется множество более мелких хозяйств. С конца Древнего царства источники  начинают упоминать наряду с «большими  людьми», т. е. высшей знатью, и «малых» (неджес). В последующее время, но не позже начала XII династии включительно, источники постоянно говорят о них. «Малые» Среднего царства, судя по их надписям, нередко оказываются богатеями, даже крупными сановниками с высокими придворными и государственными званиями. В своих жизнеописаниях лица, величающие себя «малыми», охотно делают упор на успехи, достигнутые «собственной рукой» и на свою воинскую доблесть. В дни XI династии даже родовитые номархи с гордостью величали себя «сильными малыми».

Информация о работе Египет при 12 династии