Египет при 12 династии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика истории Египта в эпоху Среднего Царства.
Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:
- Проанализировать политическую историю Египта в период Среднего Царства;
- Охарактеризовать социально-экономическое положение Царства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Падение Древнего царства и возникновение Среднего царства
Египет в период распада Древнего царства 7
Рабовладение. Выдвижение средних слоев населения 10
Роль номархов 11
Глава II. Расцвет государства Среднего царства
Развитие производительных сил в период расцвета Среднего царства 13
Общественные отношения. Развитие рабовладения 15
Государство времени расцвета Среднего царства 18
Культура времени расцвета среднего царства 23
Глава III. Конец Среднего царства
Ослабление Египетского государства 27
Гиксосское владычество в Египте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

египет в 12 династии.docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

Наряду с номархами  имела большое значение придворная, служилая знать, которая и была главной  опорой новых фараонов.

Вооружённые силы Среднего царства набирались среди массы  населения путём очередных выборочных призывов молодёжи. К египетскому  воинству добавлялись иноземные  части, состоявшие главным образом  из североэфиопских воинов. Вооружение войска составляли лук и стрелы у стрелков, щиты, копья, секиры или палицы у других бойцов. Как кажется, нововведением Среднего царства было передвижное прикрытие, из-под которого двое воинов длиннейшим копьём разили врага на мощных крепостных стенах.

Войско в значительной своей части находилось под начальством  номархов, образуя номовые вооружённые силы; в прямом подчинении у них было и большинство второстепенных государственных служащих.

Но при XII династии мы видим  и особое войско, состоявшее непосредственно  при особе фараона. Это были телохранители, называвшиеся, как и слуги больших  господ, «провожатыми», в данном случае — «провожатыми властителя». Состав царских телохранителей был неоднороден: кое-кто был, повидимому, из числа знати, но большинство, судя по имеющимся данным, было незнатного происхождения. Номархи тоже имели своих вооружённых «провожатых», но они, бесспорно, не могли одаривать их так щедро, как фараон, который жаловал своим телохранителям по нескольку десятков людей («голов») и награждал их золотым оружием. Иной, как будто неродовитый, «провожатый властителя» чувствовал себя важным лицом, а сподвижник Сенусерта III, выслужившийся из телохранителей в «наставники» телохранителей, имел высокие звания вельможи. Он же называл себя «тем, кому придал владыка обеих земель его значение». На таких воинов фараон мог рассчитывать в борьбе с местной знатью.

Внутренняя борьба в обществе Среднего царства была напряжённой  даже в сайую «спокойную» пору, во времена XII династии. Цари XII династии ещё при жизни назначали своих наследников соправителями, и они принимали при жизни отца царский титул. Фараоны постоянно заботились о своей безопасности. Столица XII династии была крепостью, её название «Иттауи» обводили знаком, изображающим крепостную стену.Учреждение отряда телохранителей было прежде всего мероприятием по охране фараона.

Цари чувствовали ненадёжность своего окружения и везде видели опасность. Сыск получил в это время небывалое значение. К середине Среднего царства можно приурочить составление дошедших до нас многочисленных письменных проклятий врагам фараона, не только внешним, но и внутренним.

Неспокойно было не только вокруг фараона. Как и в дни XI династии, номархи совершали свои выходы и  поездки в сопровождении вооружённой  охраны, у них тоже были свои вооружённые  «провожатые».

Боязнь расправ была настолько  остра, что один придворный, по имени  Синухет, ходивший с будущим Сенусертом I в ливийский поход, только услышав про смерть Аменемхета I, от одной мысли о возможной смуте после смерти царя сейчас же бежал из стана царевича и Сирию. Об этом рассказывает его художественно обработанное жизнеописание — так называемый «Рассказ Синухета»; нет никакой причины сомневаться в возможности рассказанного происшествия.

Пора наибольшего могущества государственной власти в период Среднего царства совпадает с  правлением Аменемхета III. Мало что известно о его долгом царствовании, несмотря на то, что памятников от этих лет дошло немало. Он один оставил сооружение, которое можно сравнить с памятниками времени Древнего царства. У самого входа на «Землю озера» (Фаюм) воздвигнуто было громадное по площади каменное здание, состоявшее из многих палат, тысяч комнат и переходов с перекрытиями из исполинских плит. От всей постройки остались одни смутные следы да разрозненные обломки, но ещё греки дивились ей не меньше, чем великим пирамидам. Позднее греки называли её «Лабиринтом». Сооружение погибло, и сейчас трудно определить, чем оно было на самом деле, но возможно, что это был царский поминальный храм с особыми отделениями для богов номов. Повидимому, объединяя божества номов в одном храме вокруг особы царя, желали покрепче привязать сами номы к общеегипетской фараоновской власти.

Важно отметить, что с  воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Как видно, Аменемхету III удалось сломить могущество номархов. Это, однако, не уничтожило сложных общественных противоречий, раздиравших общество Египта во времена Среднего царства. Мы уже говорили, что, как свидетельствуют памятники, и фараоны и местная знать всё время были в тревоге — враги или мятежники постоянно угрожали их власти. При остроте общественных противоречий, при неустойчивости политического положения в стране достаточно было незначительно поколебаться государственной власти, чтобы все противоречия обнаружились с огромной силой.

После Аменемхета III — последнего и единственного царя времени Среднего царства, сколько-нибудь напоминавшего могущественных фараонов Древнего царства,—на престоле промелькнули два недолговечных правителя, из которых вторым была женщина, и XII династия пресеклась.

 

  1. Культура времени расцвета среднего царства

Язык, на котором говорили в период Среднего царства, был сравнительно близок к языку времён Древнего царства, но новое беглое письмо, так называемое иератическое, которым писали на папирусе и пользовались в повседневном быту, уже сильно отличалось от древнего беглого письма. Ко времени XII династии наряду с беглым книжным письмом  выработалась настоящая деловая  скоропись, вовсе не похожая на старые деловые почерки и тем более  на общего их прародителя — иероглифическое  письмо. Последнее оставалось письмом  для надписей. Развитие письменности — показатель значительных успехов  египетской культуры в период Среднего царства.

Общий подъём хозяйственной  и общественной жизни в период Среднего царства благотворно сказался на развитии науки. Именно Среднему царству  принадлежит несколько списков  задачников, хотя ввиду гибели книг Древнего царства нельзя установить, насколько потомки опережали здесь предков. От Среднего царства дошли также остатки лечебника по женским болезням и лечебника для животных.

Обожествление царской власти по-прежнему остаётся важнейшей чертой религии. XII династия выдвинула культ нового государственного бога — Амона. Средоточием культа Амона стал в это время город Фивы, на севере фиванского нома. Амон, которому для придания большего веса приписали кое-что от верхнеегипетского бога плодородия Мина, был отождествлён с древним государственным богом Солнца Ра под именем Амон-Ра.

В связи с ростом значения средних слоев населения в  религиозных верованиях происходят некоторые изменения. Простые свободные  громко заявляли о себе, и сам  государственный культ отразил  в себе их настроения. Амон-Ра начинает изображаться заботящимся о самых  ничтожных тварях, внемлющим мольбе несчастного, спасающим робкого  от гордого, судящим между убогим и сильным. Таким Амон-Ра изображается в славословии, известном полностью по рукописи Нового царства (середины XVIII династии) и по отрывкам, сохранившимся от периода конца Среднего царства. При этом естественно, что учение об Амоне, как о защитнике бедняков, было средством идеологического воздействия господствующего класса на широкие массы населения.

Та же XII династия, которая  выдвинула Амона, немало способствовала и возвеличению бога Осириса. После  падения Древнего царства изображения  и надписи со стен громоздких усыпальниц вельмож перекочевали на скромные плиты, доступные и людям среднего достатка; на кладбищах было множество таких  плит. Часть многословных заклинаний из царских пирамид появилась  на стенках деревянных гробов, доступных  зажиточным людям. Здесь к этим заклинаниям  были присоединены новые, так называемые «надписи саркофагов», а также заклинания, вошедшие в состав ново и позднеегипетских заупокойных сборников — так называемая древнейшая «Книга мёртвых».

С воссоединением страны вновь  расцветает каменное строительство, большое  и смелое, хотя и не похожее на зодчество Древнего царства. Погребальное сооружение одного из парей XI династии — Ментухетепа в Фивах (около нынешнего Дёр эль-Бахри) являло собой причудливое сочетание поминального храма, пирамиды и верхнеегипетской пещерной гробницы. Среднюю часть здания составляла естественная скала, увенчанная, повидимому, пирамидой; её окружали снаружи два яруса портиков с гранёными столбами.

Цари XII династии, как уже  указывалось, в борьбе с местной  знатью — номархами — опирались  на служилую придворную знать и воинов и стремились внешне к восстановлению порядков Древнего царства. Характерно, что Аменемхет I обосновался недалеко от Мемфиса, где дольше сохранялись традиции Древнего царства. Возвратом к старине

По сравнению с предшествующими  временами мы довольно хорошо осведомлены  о гражданском зодчестве XII династии. Выше уже упоминалось о городе подле цар ской пирамиды у нынешнего Эль-Лахуна. Внушительными сооружениями были воздвигнутые при XII династии крепости у вторых нильских порогов.

Большим достижением Среднего царства было развитие росписи. Выдвинувшиеся  теперь верхнеегипетские владетели высекали себе гробницы в скалах. Иногда стены гробниц покрывались рельефом, однако ограниченность средств, а также то, что стены пещер были мало приспособлены для высекания на них изображений, предрасполагали к росписи гробничных стен. Если роспись прежде сводилась больше к раскраске высеченных на стене изображений, то теперь она могла полностью использовать свои возможности, давая более живую и выразительную передачу действительности.

Новые достижения в искусстве, связанные с некоторым вовлечением  в общественную жизнь более широких  масс свободного населения, нашли отражение  и в творчестве мастеров, работающих при дворе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Конец Среднего царства

 

  1. Ослабление Египетского государства

Мы видели, что период IX—XI династий был периодом серьёзнейших внутренних потрясений в истории  Египта. Но и XII династия, ко времени  которой относится расцвет Среднего царства, не смогла прочно объединить Египет.

После XII династии Манефон называет одну династию из Фив и одну династию из Ксоиса в западной части Дельты — XIII и XIV по счёту. Сильно повреждённый царский список, написанный в период Нового царства и хранящийся в Турине, перечислял после XII династии великое множество царских имён, из которых лишь часть найдена на памятниках того времени. Это и неудивительно: продолжительность царствований, когда она может быть установлена по обрывкам туринского списка, не превышает обыкновенно всего нескольких лет, а то даже месяцев или дней. Престол стал игрушкой в руках боровшихся сил, цари свергались один за другим. Некоторые цари прямо называли своих нецарственных родителей, другие и на престоле сохраняли имена, звучащие совсем не по-царски. Как провести грань между XIII и XIV династиями, следовали ли они одна за другой или XIV династия сосуществовала одновременно с XIII и последующими в каком-либо уголке Дельты — вопрос неясный.

Впрочем, кое-кто из парей XIII династии оставил большие изваяния, обстоятельные надписи, даже следы строительной деятельности. Египетская государственность Среднего царства в том виде, как она сложилась к концу XII династии, прдолжала существовать и при XIII династии, несмотря на смуту. Такого распада страны, который последовал за Древним царством, теперь не повторилось. Более того, номархи не вернули себе даже того положения, какое они имели до Аменемхета III,— встретить гробницу номарха в духе XII династии можно при XIII династии разве как исключение. Раскопки в финикийском городе Библе доказали, что там XIII династия сохраняла своё влияние. По-видимому, до конца этой династии и Северная Эфиопия оставалась под египетской властью.

 

  1. Гиксосское владычество в Египте

Смертельный удар ослабленному государству был нанесён извне. Под конец Среднего царства Египет был завоёван пришельцами с Востока, которых Манефон именовал гиксосами. Возможно, что за этим манефоновским названием завоевателей кроется самообозначение пришлых царей: «властители (чужеземных) нагорий». Племенной состав завоевателей мог быть пёстрым. В состав имён некоторых гиксосских царей входили семитские слова. Со временем гиксосские цари выступали уже в роли фараонов. Они приняли их титул, назывались «сынами Солнца» и объявляли себя почитателями египетских богов. Последнее, впрочем, им удавалось плохо, так как они явно предпочитали своего нового государственного бога, который хотя в именовался по-египетски Сетом, но был, возможно, только отождествлённым с ним иноземным божеством. Одно из мест почитания Сета находилось как раз на востоке Дельты, где главным образом и обосновались завоеватели. Позже, в Новом царстве, было принято называть сирийских и малоазийских богов «сетами». Иноземное владычество длилось не менее 108 лет. Ещё столетие спустя по изгнании гиксосов (в первой половине XVI в. до н. э.) в стране стояли разорёнными храмы, и вплоть до манефоновских времён жило предание о гиксосском нашествии как о страшном погроме. Но и под иноплеменным игом духовная жизнь не заглохла в стране, и египтяне сумели передать наследие Среднего царства новому периоду. Так, одна из замечательнейших научных рукописей (большой счётный задачник) помечена годом правления одного из царей-гиксосов.

Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке Дельты. Объединить Египет под своею властью они по-настоящему так и не смогли. Над Фивами и соседними областями царствовали египетские пари — захудалые, судя по их бедным памятникам, но как будто всё же самостоятельные.

Только два гиксосских царя, Хиан и Апепи, простирали свою власть, может быть, и на юг Египта, так как там были найдены печатки и камни с их именами, последние — примерно в ста километрах южнее Фив. Неизвестно, свергли ли завоеватели южную царскую династию или она продолжала существовать под их главенством. Как бы то ни было, на исходе гнксосского владычества в Фивах существовали пари, которых принято считать XVII династией. XV династию составляли гиксосы. В отношении XVI династии неясно, была ли она гиксосской или фиванской. Сохранившиеся выдержки из Манефона в этом вопросе расходятся.

Информация о работе Египет при 12 династии