Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:05, доклад

Описание работы

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской  истории; и светлые и тёмные стороны  его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели  большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и  огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

В наше политически  и экономически нестабильное время  очень сложно выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Прежде всего, в первой части хотелось бы рассказать о личности Екатерины II, о её приходе  к власти и первых годах правления.

Во второй части рассказать о тех делах  Екатерины II, из-за которых время  её правления названо “просвещённым  абсолютизмом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторический  портрет Екатерины II.

 

        Будущая императрица родилась 21 апреля 1729года в городе Штеттино. Её отец, Князь Христиан Август, был генерал прусской службы  и командовал полком , расквартированным в этом городе. Мать, княгиня Иоганна-Елизавета, урождённая принцесса Шлезвиг-Гольштынская, приходилась младшей сестрой принцу Карлу-Августу, наречённому жениху цесаревны Елизаветы, умершему в Петербурге. Именно это обстоятельство, возможно, сыграло определённую роль в выборе Елизаветой Петровной невесты для наследника.

             Детство принцессы прошло в основном в шеттинском замке, однако мать нередко брала её с собой в поездки в Цербст, Гамбург, Берлин и т. д. между тем же в детстве множество незримых нитей связывало принцессу с Россией. Русская тема занимала важное место в разговорах людей, её окружавших, ибо со времён Петра 1 Россия стала одной из держав, определяющих  мировую политику. Немало земляков Екатерины отправлялось искать счастье именно в эту страну, и многие находили его там. Екатерина росла живой, общительной девочкой, любившей верховодить в играх. Однако принцессе нечего было надеяться на корону, и это отлично сознавала её мать, воспитывавшая дочь в строгости и подавлявшая в ней всякие проявления гордости и высокомерия. Итого и другого у девочки было вдоволь, и необходимость скрывать свои чувства научила её искусству притворства, которым она вполне овладела и успешно пользовалась всю жизнь.

              1января 1744 года её мать получила  от императрицы Елизаветы Петровны  приглашение прибыть с дочерью  в Россию. Елизавета Петровна  избрала девушку, которую знала  лишь по портрету, в невесты  своему племяннику и наследнику  престола. Принцессе было 15 лет –  возраст, по понятиям 18 века, самый  подходящий для замужества. Что  же касается будущего мужа, то  ему принцесса не особо симпатизировала.  Будучи на два года старше, он явно уступал ей в развитии. Судя по всему,  он видел в ней не столько девушку, за которой следует только ухаживать, сколько возможного товарища по играм. Вместо того, чтобы говорить с ней «на языке любви», он рассказывал ей об игрушках и солдатах, которыми занят был с утра до вечера. То есть относительно своего замужества Екатерина не обольщалась. Стараясь поддерживать с Петром самые лучшие отношения, она отказалась от мысли полюбить его : « Я очень бы любила своего нового супруга, если бы он только захотел или мог быть любезным, но у меня явилась жестокая для него мысль в первые дни моего замужества. Я сказала себе: Если ты полюбишь этого человека, то будешь несчастнейшим созданием на земле; по характеру, каков у тебя, ты пожелаешь взаимности, этот человек на тебя не смотрит, он говорит только о куклах… и обращает больше внимания на всякую другую женщину, чем на тебя».

              С самого приезда в Россию  принцесса начала учить русский  язык, а 28 июня крестилась по  православному обычаю и была  наречена Екатериной Алексеевной  ( её настоящее имя Софья-Августа Фредерика). Жизнь Екатерины при дворе была строго регламентирована. Специально приставленные люди следили за каждым её шагом, она не имела права выйти на прогулку без разрешения императрицы, письма к родителям за неё писали в коллегии иностранных дел, и, конечно, ей не позволялось вмешиваться в политику. Для Екатерины чтение стало тогда своего рода отдушиной.  Поначалу она читала французские романы, но вскоре ей в руки попадают труды по политической истории Германии, Франции, Англии. В то же время она знакомится с сочинениями Вольтера. Позднее, во второй половине 50-х годов 18 века, на её столе оказываются книги и других деятелей французского просвещения.

           В 1754 году Екатерина родила  сына, будущего императора Павла  1. Вопрос о том, кто был его  отцом, до сих пор занимает  литераторов. Повинна в этом, прежде  всего, сама Екатерина, которая  в мемуарах всячески намекает  на то, что отцом Павла был Салтыков (её фаворит). Однако надо иметь в виду, что писала она это тогда, когда ей было выгодно, чтобы Павла Петровича НЕ считали законным наследником престола. И к тому же в характере Павла было немало черт, ясно указывавших на его родство с Петром 3.

               25 декабря скончалась Елизавета  Петровна. О шестимесячном царствовании  Петра 3 Екатерина впоследствии  высказалась так: «Во всей империи у него не было более лютого врага, чем он сам». Действительно, Пётр как будто нарочно делал всё, чтобы восстановить против себя как можно больше людей, все слои общества. Известно огромное значение гвардии в дворцовых переворотах 18 века. При этом не вызывает сомнений, что гвардия выражала интересы, прежде всего правящего класса, т. е. дворянства. Патриотические чувства его были оскорблены, например, открытым преклонением Петра перед Фридрихом 2. Пётр 3 сделал всё возможное, чтобы восстановить против себя и духовенство. Будучи ещё великим князем, он не скрывал своего презрения к православной  церкви и её обрядам. Тем более он не утруждал себя в этом отношении, став императором. Пётр требовал, чтобы из церквей из церквей были удалены иконы с изображениями русских святых, чтобы священники брили бороды и вместо ряс, наподобие евангельских пасторов, носили сюртуки. Император Пётр 3 собирался отметить день своих именин в Петергофе, где его должна была ожидать Екатерина. Против него был организован заговор. Воспользовавшись отсутствием императора в столице и испугавшись, что заговор против него раскрыт, 28 июня 1762 года гвардейские офицеры во главе с братьями Орловыми и Екатерина совершили дворцовый переворот. Измайловский и Семёновский полки восторженно поддержали новую правительницу, которая в Казанском соборе Петербурга была провозглашена самодержавной императрицей. В Зимнем дворце был  прочитан Манифест о восшествии Екатерины на престол. Ей присягнули Сенат и Синод. На следующий день Пётр 3 подписал отречение от престола. Ещё через несколько дней он умер ( по всей видимости,  был убит Алексеем Орловым и охраной ). Итак, Екатерина стала самодержавной императрицей.

    Анализируя деятельность Екатерины на троне, необходимо помнить, что, во-первых, всегда и во всём ею руководило огромное  честолюбие, даже тщеславие, во-вторых, главной её целью было любыми средствами удержаться у власти. Во всех своих декларациях, переписке, во всех своих начинаниях Екатерина была искренна. Не обладая умом творческим, она прилежно училась у тех, кто в то время был властителем дум самых передовых людей Европы. Екатерина, возможно и хотела воплотить идеи своих учителей в жизнь, но стоило ей в своих действиях натолкнуться на сопротивление, почувствовать малейшую угрозу своему благополучию, как она, не задумываясь, жертвовала всем ради сохранения власти. Екатерина была беспринципна, и этим она ничем не отличалась от большинства тогдашних политиков. Особо следует сказать о приветливости императрицы. Об этом единодушно говорят все мемуаристы, особенно иностранные. Екатерина выработала определённый стиль общения с людьми. Притворство, которым она отличалась с детства, за 17 лет жизни при дворе Елизаветы необычайно развилось и превратилось у императрицы Екатерины в нечто большее, чем в незаурядные актёрские способности. Дар лицедейства немало способствовал и успеху её политических начинаний. Та маска, которую носила Екатерина, была приятна окружающим и в какой-то мере от неё неотделима. О властных, волевых женщинах с сильным характером, умеющих ясно мыслить ,  нередко говорят: у неё мужской ум. Таким мужским умом, без сомнения, обладала и Екатерина. Но при этом она оставалась женщиной со всеми чертами, свойственными слабому полу. По отношению к своим фаворитам она вела себя отнюдь не как повелительница и самодержица. Вот характерна сцена, описываемая Ф.В. Секретаревым , мальчиком, жившим в доме Потёмкина: « У князя с государыней нередко бывали размолвки. Мне случалось видеть… как князь кричал в гневе на горько плакавшую императрицу, вскакивал с места и скорыми порывистыми шагами направлялся к двери, с сердцем отворял её и так ею хлопал, что даже стёкла дребезжали и тряслась мебель».

Первый период царствования Екатерины – до крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва – это время её активной реформаторской деятельности. В течение 34 лет правления она издавала в среднем по 12 законодательных актов в месяц. Многократно Екатерина провозглашала себя продолжательницей дела Петра 1. Она мечтала быть равной  Петру и таковой, видимо, себя ощущала. И надо признать, что, Хотя масштабы, а главное, результаты её деятельности ни в какое сравнение с делами Петра, буквально изменившего облик России, не идут, однако в целом и во внешней и во внутренней политике она продолжала начатую им линию. Прежде всего, Екатерина убеждается в недееспособности существующей системы управления страной. Правительствующий Сенат, созданный Петром 1 как орган государственного управления, способный в случае необходимости заменить самого государя, давно превратился в чисто бюрократическое учреждение, где самый пустяковый вопрос решался месяцами. Указы Сената на местах не исполнялись, а сами сенаторы порою не ведали о том, сколько городов и какие существуют в империи. И в 1763 году по проекту Панина была проведена сенатская реформа: сенат был разделён на шесть департаментов, каждый из которых имел определённые функции.

                Другая проблема, с которой столкнулась  Екатерина – финансовая. В момент  её вступления на престол ,казна была пуста, армия давно не получала жалованья  и  Россия не пользовалась кредитом и доверием за границей. Одним из путей решения этой проблемы была секуляризация церковных земель, состоявшаяся в 1763 – 1764 годах. Церковь лишилась основной части доходов, возникла система «штатных» монастырей с определённым числом монахов; завершился начатый Петром 1 процесс превращения церкви в часть государственного аппарата.

               В самом начале правления   Екатерина решила урегулировать отношения церкви  и светской власти. Со времён Петра 1 церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина 2 была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 году она провела секуляризацию ( обращение государством церковной собственности в светскую ) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

 

 

 

 

 

 

2.Культура и просвещение.

 

      В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

        Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты.

      Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.

      Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая затем по Указу стала обязательной.

     Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

 

 

 

 

 

 

3.  Политика просвещённого абсолютизма.

В своей политике Екатерина стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

               При Екатерине 2 в обращение  были введены Ассигнации. Серебром и золотом расплачивались за границей, а медью внутри страны, но возить сундуки с медными монетами было неудобно, и введение ассигнаций было выходом из создавшегося положения. Были введены «Сестрорецкие рубли», чтобы облегчить выпуск Ассигнации. Монета из серебра весом от 846 до 1215 грамм чеканилась на Сестрорецком оружейном заводе. Монет было выпущено на сумму 5 миллионов рублей . Екатерина в указе о введении бумажных денег заявила, что напечатать можно только на сумму 5 миллионов рублей, чтобы не вызвать инфляцию. Но под конец своего правления она сама нарушила свой приказ, напечатав 50 миллионов рублей и вызвав, таким образом, инфляцию.  В России появился двойной счёт: на серебро и на ассигнацию.

              Ещё одно важное событие первых  лет царствования Екатерины – уничтожение гетманства на Украине. Во второй половине 18 века ряд провинций империи сохранял собственный, отличный от центральной России статус, и в 1974 году Екатерина приняла отставку гетмана Разумовского и назначила на Украину генерала – губернатора Румянцева. С гетманством было покончено навсегда, постепенно были ликвидированы остатки казачьей «вольницы», на Украине распространились крепостнические порядки.

              Преследуя цель установить тишину  и спокойствие в стране, укрепить  своё положение на престоле, Екатерина  созвала в 1767году в Москве  специальную комиссию для составления  нового свода законов Российской  империи взамен устаревшего Соборного  уложения 1649 года. В работе Уложенной  комиссии участвовали 572 депутата,  представлявших  дворянство, государственные  учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе страны не участвовали. В качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещённого абсолютизма. Наказ состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти три четверти текста составляли цитаты сочинений просветителей. Наказ исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра».  Верховная власть, по мнению Екатерины, может быть только самодержавной. Она объясняла это принадлежностью русского народа к числу европейских, обширностью территории и рассуждением, что « лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим». Свобода граждан, как говорила Екатерина, « есть право делать то, что законы  позволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных – свои. Работа комиссии продолжалась более года. Под предлогом прекращения войны с Турцией она была распущена в 1768 году на неопределённое время. Екатерина убедилась в бесплодности своей затеи.

Информация о работе Екатерина II